Твердыня
- Читай
- Креативы
- « предыдущий креатив
- следующий креатив »
- случайный креатив
Когда мы подошли к Исаакиевскому собору, пришлось пробираться через грассирующий рой крошечных французских старушек – в куделечках, коротких брючках. Наверное, поэтому, по ассоциации «Франция-католики-бабушка-крест» я рефлекторно положила ладонь на грудь и почувствовала через батист обкатанные столетиями перекладинки.
А может, беспокойное движение руки было вызвано другой причиной – со мной ли знак, символ, без которого не стоит подниматься по мрачным ступеням собора?..
Я топала вверх по бесчисленным ступеням и повторяла про себя: «Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине»…
Отстали французские старушки, отстал и запыхался эмигрант, подаривший мне подробный Петербург. А я шла и шла, несла свой крестик, повторяя Гумилева - к венцу неприветливой глыбы, и муравьиные шаги не тревожили гигантское корыто фундамента, утопленного в болотистую почву.
Наверху, обнимая питерский горизонт, я думала о жалкой попытке Москвы обогнать в величии это православное чудовище, я думала о явном проигрыше храма Христа Спасителя, слепленного из родного саянского мрамора, веселого, как пасхальное яйцо.
Мое православие здесь, - думала я, - черное, грубое, языческое, полное тайн и грехов…
Я приняла крещение в 2000-м, в шахтерском городе Шарыпове, где меценат-армянин - ради понтов ли, ради жены-кержачки, ради родного города, продуваемого ветром-хакасом, соорудил собор – самый большой за Уралом. Местный Церетели пригласил в храм залетных журналистов, обвел рукой голые яичные стены, попросил опубликовать счет – денег на отделку не хватило.
Навстречу вышел поп – высокий белокурый мальчик, под стать церкви, юной и стройной. Спасаясь от белой нищеты, от голосов, терявшихся в пустоте, глаза мои искали хоть какое-то свидетельство жизни, работы призрачного храма. Направо, в нише обнаружилась серебряная купель.
- Уже пятнадцать детей крестили. И четверых взрослых, - похвастался мальчик-поп.
- До которого часа вы здесь будете? – деловито спросил кто-то за меня. – У нас поезд в девять вечера.
- Хорошо бы вам успеть до семи, - ничуть не удивился юный священник.
- У меня католический крест. Это ничего?
- Ничего страшного, - улыбнулся поп.
В 19.00 он бережно принял старинный крестик с кровавой эмалевой вставкой, не скрывая любопытства, оценил клеймо итальянского ювелира, и унес на какую-то тайную процедуру.
Строгий крест вернулся ко мне только в конце таинства, видимо, с амнезией, полной потерей 150-летней памяти о римской церкви, о дубовых скамейках костелов, о гладких кружевных ксендзах, о сладких причастиях и горьких исповедях в палисандровую решетку…
Крещение - самый необъяснимый поступок в жизни. Все странно: время и место, легкость, отсутствие обязательств, ведь ничего не изменилось, ничего. Никаких походов на церковные службы, никаких постов, никаких платков на свободной от предрассудков голове.
«Когда умру, поставите крест – на всякий случай» - слышен голос деда, вся судьба которого – полное отрицание Бога, апофеоз страданий и несправедливости.
«Ну, с Богом!» - крестит ушедшего в наркоз больного моя подруга Нина, прежде чем сделать первый надрез. Крестит – на всякий случай.
Бог привел в Шарыповскую юную церковь. На всякий случай.
С православия началась история семьи. Православие прошило эту историю суровой нитью, где-то посредине скатавшейся в тайный, до сих пор неразгаданный узелок. После нежданного сбоя семья стала светской. До того – не выходила за ограду нищих русских церквей. В ней были многодетные, вечно пузатые матушки, библейские младенческие имена, суровые посты, тоскливая провинциальная жизнь от молитвы до молитвы.
Первые имена история подарила в 1824-м - дату рождения прапрапрадеда, Петра Савлова – сына воронежского священника Антония. Похоже, это была очень давняя поповская линия. У Петра Антониева не было альтернативы – семинария, приход, бедная паства, матушка, дети.
1847-й. Февраль. Отец Петр, подгоняемый ветром, спешит домой к матушке, к новорожденному первенцу Илье. Сын, наследник, продолжатель духовной линии – какие могут быть сомнения.
Так оно и выходит – усердие в церковно-приходской школе, отличная учеба в семинарии, и – чудо! – редкий шанс, направление в Киевскую духовную академию за государственный счет. Невыразимая родительская гордость, счастливый случай для сына нищего попа.
1872-й. Киевская каштановая весна. Город благоухает, похож на собор, уставленный зажженными свечами.
У прапрадеда Ильи Петровича первая служба в чине настоятеля Крестовоздвиженского храма на Подоле. В этом же году матушка, Пелагея Полонская-Савлова, дарит отцу Илие сына Александра. И этот мальчик, казалось бы, не имеет причин изменить семейному духовному ремеслу. Все идет по накатанной: школа, блестящие способности – особенно к греческому, латыни, французскому. Затем семинария и академия. Уже традиционный стремительный взлет.
1898-й.
Александр Ильич Савлов на приеме у ректора академии. Выпускник, один из успешнейших студентов, говорит о невозможности продолжения церковной службы.
Старый ректор молча слушает. Он не спрашивает о причинах решения, он задает всего один вопрос: известно ли Александру о последствиях такого шага?
Александру Ильичу известно: 600 рублей надо вернуть в государственную казну. О том, какие это деньги, можно судить по примеру: зарплата царского полковника составляла всего сотню.
Почему прадед это сделал? Что его заставило – извне ли, изнутри выплыл протест? С чем он не смог справиться?
Ума не приложу. Смею только предполагать: дело не в обрушении веры, дело в обрушении церкви.
Рассматриваю фото начала XX века: нервное лицо, высокий лоб с залысинами, острые светлые глаза, строгий сюртук, белый ворот впивается шею, галстух. Это уже не священник – директор киевской гимназии. И неожиданный детский почерк с обратной стороны луны: «Мой дорогой отецъ». Я вижу, как трогательно, высунув язык, подписывает мой маленький дед папину фотографию…
Ума не приложу, почему прадед отказался служить церкви.
Правда, чуть-чуть рассеивается туман через два месяца после катастрофы.
Александр Ильич уже определен преподавателем в одну из киевских гимназий. С таким образованием в старой России, конечно, нет проблем устроиться на службу, но долг висит неподъемный.
Думаю, по этой причине Александр Ильич поступает работать гувернером в дворянскую семью Городиских. Два месяца он проводит в родовом имении высокого военного чина. Его превосходительство всегда вывозит семью на лето из Москвы в теплые малороссийские края. По соседству имение Мусин-Пушкиных, вечера проходят с чаепитиями, вареньем из крыжовника, столичными сплетнями.
Александр Ильич занимается с младшей Городиской французским, латынью, а вечерами беседует со старшей сестрой – черноглазой девушкой, недавно вернувшейся из берлинского пансиона.
Белое платье, бархатная украинская ночь с одуряющим запахом маттиолы, дерзкие звезды слепят глаза.
«Мезальянс!» - прогремел Городиский, узнав о грехе дочери с попом-расстригой.
«Мезальянс!..» - шипели высокие соседи, готовясь к венчанию девушки с гувернером.
«Мезальянс», - твердила прабабушка всю свою трагическую и счастливую семейную жизнь.
«Мезальянс», - говорила она человеку, спасшему ее от пролетарского гнева простецкой фамилией.
«Мезальянс», - рассказывала она нам, внукам и правнукам, безуспешно разыскивая в каждом родовые породистые черты…
Флаг им всем в руки. Если бы не гоголевская грешная украинская ночь, меня не было бы на свете. И если бы не страсть моего прадеда – сильнее греха, сильнее веры, сильнее седьмой заповеди.
Может быть, в этом причина ухода из церкви – у несостоявшегося попа был слишком острый вкус к жизни, к любви, к свободе.
Свободу от ритуальных догм он передал всем нам, своим буйным потомкам. Но вместе с тем, ни Александра Ильича, ни тех, кто был до него, ни тех, кто пришел после – невозможно избавить от добровольного рабства, от жесткой принадлежности к православной твердыне - неотъемлемой части любви к Отечеству. В это рабство погрузились все – даже юная католичка, от которой мне достался строгий крестик. Кусочек мягкого золота с рубиновой вставкой стал последней каплей, последним римским следом в семейной византийской истории… Я стерла этот след, не задумываясь, и ни о чем не жалею.
Прислониться к государству – бесполезная затея для русского человека. Государство многолико, как дьявол.
Искать защиту у церкви – удел то ли самых слабых, то ли самых мудрых. Ни к тем, ни к другим не принадлежу. Кроме того, церковь слишком похожа на государство – все в наличии: законы, назначения, интриги…
Твердыня православья – это даже не вера, это энергия народа, молитвы десятков поколений о хлебе насущном, о милости Божией к большой нелепой стране, родной для тебя и меня.
Православие – это и есть вечность, суровая нить русской истории. Больше уцепиться не за что.
Так я думала на верхней палубе Исаакиевского собора, темной громадины, плывущей черт знает куда, вместе с безумной полуязыческой страной.
Я не чувствовала ни трепета, ни восторга, ни пафоса. Простецкая была мысль: это все мое, крест мой. Никуда с этого корабля не денешься, ход его не изменишь.
У меня сложные отношения с православием, еще не выясненные до конца.
Впрочем, концовка как раз не вызывает сомнений. Как и мой дед, то ли атеист, то ли святой, я скажу своим внукам:
- Заморочки в виде отпеваний и креста на кладбище должны быть обязательно. На всякий случай.
—
Мандала
, 23.02.2009
Pyrotek, 23-02-2009 14:23:39
ответ на: А поговорить? [341]
спасибо, дорогая!
12866134ЖеЛе, 23-02-2009 14:24:03
с празнеком
12866137Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 14:24:49
ответ на: бывший [347]
+100500
12866147РобЗомбе, 23-02-2009 14:25:01
>ну да-кушай "плоть христову и пей кровь"(ц) .
12866152>обряды вурдалаков.
и это прекрастно...
харе харе, 23-02-2009 14:25:06
>1)клоун-профессия получше манагера будет(мое мнение)
12866153>2)очень спорно.Изначально Русь-языческая,как не крути(христианство кстати из летосчисления славян спиздило 6000!шесть тысяч лет!)
>3)да не в Расеи я и мой ребенок живем-в истонии...хоть и родился я в Ленинграде...так уж сложилось.и гражданство у меня-российское.
>4)БГ не приемлю-"под небом золотым" и то Роберт Бернс написал.
можно, конечно, на Кр Пл собор Василия Блаженного снести и там идолов деревянных нафтыкать...вот тока нахуя?
Непьющий Лаовай, 23-02-2009 14:25:36
ответ на: Pyrotek [348]
>>здравствуйте
12866157>
>Привед сосед! как погода в Н-ске?
нормально, вроде -18
Вова Х, 23-02-2009 14:25:47
Язычнеги. Гугугу
12866158Хранительница личностных матриц, 23-02-2009 14:25:49
всем пока
12866159telejkina, 23-02-2009 14:25:51
ответ на: харе харе [343]
я хоть и атыистка, но очинь добрая и сдержаная гугугу. ангил проктичиски
12866160Евгений Староверов, 23-02-2009 14:26:20
444
12866164Непьющий Лаовай, 23-02-2009 14:26:32
ответ на: харе харе [355]
>
12866166>можно, конечно, на Кр Пл собор Василия Блаженного снести и там идолов деревянных нафтыкать...вот тока нахуя?
отличная идея
Евгений Староверов, 23-02-2009 14:26:35
ещё
12866167Непьющий Лаовай, 23-02-2009 14:26:52
4444444444444444444444444
12866169харе харе, 23-02-2009 14:27:08
ответ на: ЖеЛе [352]
>с празнеком
http://s44.radikal.ru/i103/0902/29/4327cf39406f.jpg
12866172не девачка (с мАсквы), 23-02-2009 14:27:10
ответ на: Датый Туташхиа [349]
кышь.
12866173не мешай.
А поговорить?, 23-02-2009 14:27:15
нахеры проклятые..
12866176Вова Х, 23-02-2009 14:27:23
Родноверы. Нижгите. Долбоебы.
12866178Pyrotek, 23-02-2009 14:27:45
ответ на: Непьющий Лаовай [356]
хуясе. у нас -10 и солнце светило, с крыш опять капало
12866181telejkina, 23-02-2009 14:27:55
ежели чо снасить, дык лутше спас на крави каторый (ну эта мая имха)
12866183нилепеца он каг-та в акружающую апстановку
Бабик, 23-02-2009 14:28:43
всю улицу почтамтскую снести нахуй
12866189харе харе, 23-02-2009 14:29:07
ответ на: А поговорить? [366]
>нахеры проклятые..
12866193и не говори, Викусь...пидорги просто блять
ЖеЛе, 23-02-2009 14:29:17
ответ на: харе харе [364]
масляница прешол!...
12866196Датый Туташхиа, 23-02-2009 14:30:07
ответ на: не девачка(с мАсквы) [365]
>кышь.
12866202>не мешай.
Ну, давай, давай! Жги, каг говориццо!
Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 14:30:32
Давайте лучче синагоги посносим - мне-то похуй, а евреям досада.
12866207telejkina, 23-02-2009 14:30:33
бабег, ты хочеж генея атечественой летературы аставеть бес крова??? зовистнег гугугу
12866209не девачка (с мАсквы), 23-02-2009 14:30:56
ответ на: Датый Туташхиа [373]
я не жгу никада.
12866211отстань.
харе харе, 23-02-2009 14:31:10
ответ на: telejkina [359]
>я хоть и атыистка, но очинь добрая и сдержаная гугугу. ангил проктичиски
12866215а оркан мы ещё выведем на чистую воду и забагрим,
хоть и хитрая рыбо...посмотрим, что за хуй с горы
не девачка (с мАсквы), 23-02-2009 14:32:10
прочитала камент адин и реакция- гагагагагагга
12866220копища ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы
DEVACHKA-PRIPEVACHKA, 23-02-2009 14:32:13
ответ на: Горгона [344]
хороший у вас барыга однако
12866221афганка штоле?
StarПер, 23-02-2009 14:32:41
ответ на: не девачка(с мАсквы) [376]
>я не жгу никада.
12866226>отстань.
это для фсех?
не девачка (с мАсквы), 23-02-2009 14:33:12
ответ на: telejkina [375]
где тебе оркан нахамила то?
12866231Кирзач, 23-02-2009 14:33:21
там это - базука про меня написал.
12866232может туда пройдёмте?
уки а?
Пацан с семками, 23-02-2009 14:33:42
Сионистская пурга
12866236Вова Х, 23-02-2009 14:33:44
Капища-хуяпища.
12866237Предлагаю вернутся к вере аццов-неандертальцев.
Евгений Староверов, 23-02-2009 14:34:02
Моряки есть? А то у меня кореш водоплавающий, со мной пить отказывается. обзывается сапогом
12866244Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 14:34:09
а еще можна мечети и буддийские храмы посносить, а че нам...
12866245Кирзач, 23-02-2009 14:34:24
а я Анну Аркан люблю - у неё губы чуфственные и улыбка настоящей русской женщины.
12866246она и коня останови.
харе харе, 23-02-2009 14:34:53
>вот опять же-невежество(н/л)
12866252>
умножающий знание умножает...(с)
я ж говорю - мне пох, кому молиццо
а вот где и када -не пох
проехали язычество-то ...слишком давно было...даже староверов-то уже забыли...так что надо принимать, что есть и не выпячиваццо и оригинальничать...вот и фсьо.
Датый Туташхиа, 23-02-2009 14:34:57
ответ на: не девачка(с мАсквы) [376]
>я не жгу никада.
12866253>отстань.
И не приставал не разу!
Вова Х, 23-02-2009 14:35:00
Моряки в море йопте.
12866254Анна Аркан, 23-02-2009 14:35:10
ответ на: Мандала [75]
Мандала, мне вас по-человечески жаль. Разберитесь в себе. Как же так? Вы пишите:
12866255>У меня сложные отношения с православием, еще не выясненные до конца.
И тут же рядом:
>Православие - это и есть вечность, суровая нить русской истории. Больше уцепиться не за что.
>Это уже языческие какие-то штучки, но крест у меня теперь - православный.
Какое-то потребительско-приспособленческое отношение к вере:
>Впрочем, концовка как раз не вызывает сомнений. Как и мой дед, то ли атеист, то ли святой, я скажу своим внукам:
- Заморочки в виде отпеваний и креста на кладбище должны быть обязательно. На всякий случай.
И после этого вы удивляетесь?
>...я даже не рассчитывала на такой тупой бессмысленный чат.
Скажу вам, Мандала, что такие высказывания «Православие - это и есть вечность, суровая нить русской истории. Больше уцепиться не за что.» могут возникнуть в голове только какого-то зомбированного, ограниченного существа.
Но ежели вы имели в виду (хотя по тексту совершенно ясно, что именно вы имели в виду) русское дохристианское православие, то склоняю голову. Вы знаете, что православие было на Руси и до крещения? Христианство уничтожило подлинную веру русского народа. Попы сделали всё, чтобы русский человек думал, что с крещения Руси только и началась история русского народа. На самом же деле, русский язык - это праязык всех народов на земле. А гордые Эллины - потомки русских Гиперборейцев. И все их мифы, легенды и письменность - это наша русская культура, которая зародилась на земле около 100 тыс. лет назад.
Извините, но примитивизм в освещении истории, культуры, веры очень крепко засел во многих головах.
Ахотнег на "белку", 23-02-2009 14:35:12
ответ на: харе харе [355]
а вот нахуя христосники идолов сносили?
12866256StarПер, 23-02-2009 14:35:15
ответ на: бывший [347]
>Таинства религии глубоко и искренне похуй.
12866257заибись
5 милеардов человекообразных к этому трепетно, а мы с тобой умнее их...
telejkina, 23-02-2009 14:35:23
Капище — древнеславянское и русское слово, которым обозначается пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капов (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов.
12866261ана нинахамила, ана скозала што воласы у миня нимытые и патаму я блядища и марамойка и тапить токих в пруду нада. все в рамках рисурса и сопственых компликсов
Кирзач, 23-02-2009 14:35:48
ох да тут все!
12866265матушки-светы!
как я рад та уважаемыя каллеги, как мне на чужбине то тоскливо.
тринитроблеванол, 23-02-2009 14:35:49
религиозный высер на контркультурном сайте- это что-то из ряда вон... не место ей сдесь.
12866266Иныргетег ниибаццо, 23-02-2009 14:36:11
А еще можно папки Анны Аркан снести к хуям, вот...
12866269кто все эти люди, бял?, 23-02-2009 14:36:13
быгыгы
12866270Кирзач, 23-02-2009 14:37:07
ответ на: Вова Х [390]
>Моряки в море йопте.
12866277речники - вреке
прудовики - в пруду
озорники - в озоре
болотники - в болотие
лужники - в луже
харе харе, 23-02-2009 14:37:21
ответ на: Ахотнег на "белку" [392]
>а вот нахуя христосники идолов сносили?
12866280ты ещё спроси нахуя им.Константин, будучи язычником, решил христианство узаконить...гыгы