Самая больная тема в кинематографе – это неудачная экранизация того или иного произведения. Бывает, конечно, обратный эффект, но гораздо реже. Чаще режиссеры бездарно «сливают» прекрасные произведения. Бывает, что бестселлер каким-то образам попадает в руки дилетанту или бездарю.
Чего ждал я от традиционно затянутых съемок «ТББ» от Германа?
Чего можно было ожидать от великого режиссера и сценариста, берущегося за экранизацию великой книги?
Герман решил снимать «Трудно быть богом» еще в 1968 году, написав сценарий совместно с Борисом Стругацким, но производство картины затянулось по причине трудностей с финансированием.
Представляю, как ему хотелось тогда, сразу, по горячим следам это всё снять! Сколько задумок у него было, сколько свежих идей. Многое с успехом воплощено последующих его работах.
Но натурные съемки начались только весной 2000 года в Чехии, где в окрестностях замка Точник был построен «город Арканар». Павильонные же съемки проходили в родном для режиссера Санкт-Петербурге.
Алексей Герман скончался 21 февраля 2013 года, так и не успев закончить фильм. Завершали работу над картиной его сын, Алексей Герман младший и Светлана Кармалита
Читаем аннотацию к фильму:
На планете, погружённой в глухое Средневековье, работают наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории.
Главный герой, дон Румата Эсторский, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее, не выдерживает, когда в Арканаре (одном из городов планеты) захватывает власть «чёрное братство», свергнувшее господство «серых», столь же отвратительных, но не столь кровавых. Румата берётся за меч, чтобы покарать злодеев, и тем самым нарушает все правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.
Вспоминаем события, изложенные Стругацкими в книге. Вспоминаем Уно и Киру, Будаха и Гуга.
Смотрим на экран, внимаем мэтру.
Понимаем: здесь какой-то подвох. Я бы даже сказал – какая-то неведомая хуйня!
Мне кажется, что Герман нашел свой старый сценарий, потом захотел перечитать роман, но прочитав всего одну фразу
«Румата бесцельно брел по бесконечным коридорам и переходам дворца, темным, сырым, провонявшим аммиаком и гнилью, мимо роскошных, убранных коврами комнат, мимо запыленных кабинетов с узкими зарешеченными окнами, мимо кладовых, заваленных рухлядью с ободранной позолотой. Людей здесь почти не было» , и, вычеркнув из этой фразы слово «роскошных», сразу стал снимать.
То, что восхищало меня в «Проверке на дорогах» и «Двадцать дней без войны»; то, что так радовало меня в «Мой друг - Иван Лапшин»; то, что начало раздражать в «Хрусталев, машину!», именно это и явилось крахом очередной попытки экранизации Стругацких: крупные планы и реализм.
Конечно же, это ИМХО. Но могу подкрепить сии выводы некоторыми картинками с пояснениями.
Недаром люди уходили из кинотеатров спустя час-полтора после начала просмотра. А что вы думаете, выдержать 2часа 57минут не каждому по силам. Даже если ты любитель Стругацких. И даже если ты любитель Германа.
Вкрапление авторского (читай – Стругацких) текста в фоновом режиме, на границе восприятия. Монологи (диалогов там – кот наплакал) произносятся методом закадрового бубнения, невнятно, о чем – не всегда понятно даже тому, кто «ТББ» читал и знает, чуть ли не наизусть.
Так картинка выше – это покои принца. Баба, оголившая искусанные сиськи, пялится строго в камеру, а за кадром чье-то бубнение: «это принц сиськи грызёт».
Всё это только режиссёрская попытка создать иной мир. Только попытка. Потому что получился этот мир слишком ««лубочным»». Лубочным в больших двойных кавычках, ибо лубок - это нарядность, а в фильме Германа «антилубок»: выпяченная грязь, вонь, грубость, хамство, предательство, причем все это в серых тонах – фильм можно в целом назвать не черно-белым, а серым.
Многие ключевые сцены книги нивелированы. Так сцена «боевого вертолета Дона Пампы» не то, что не получилась, а вовсе «слита». О чем речь, кто против кого, зачем и почему – не ясно и не понятно: какие-то люди напротив громко пыхтящего толстого человека, стоящего в грязи, натужно раскручивающего над головой то ли палку, то ли меч.
Нет повествования. Нет динамики. Просто показана жизнь. Дано право самому зрителю попытаться разобраться, кто же такие «серые», «эсторское», «арата», «дон бау», «грабарь» (кстати, «по-грабарям» почему-то произносит сам дон Румата) и любимое Германом - «рвань».
Но меня не оставляла мысль, что эта экранная жизнь (скорее, конечно, нежизнь) на самом деле представление театра абсурда, которое вот-вот должно закончится и нам, зрителям, все объяснят, потом принесут «мыла и много-много горячей воды» (с). И мы все отмоемся и заодно отделаемся от впечатления, что вляпались в какое-то дерьмо.
Для усиления эффекта чужеродности кроме грязи вокруг и мелких пространств, все дружно сморкаются, плюются, ссут и срут и непрестанно все что-то нюхают – предметы, тряпки, животных, отходы.
Это, кстати, сам дон Рэба. Не знаю, кто как, но я представлял его совсем иначе. Тут он сморкается.
А тут - Дон Румата выкупает за перстень чью-то упитанную сраку (как потом оказывается это была срака доктора Будаха).
Звуковая дорожка (звуковой монтаж) некачественная, обращает на себя внимание слишком нарочитыми звуками, иногда несинхронностью речи.
Отсутствие какой-либо музыки к фильму раздражает немыслимо. Дон Румата что-то насвистывает весь фильм и пытается это наиграть в конце, но мелодия невнятна и больше похожа на «попурри по мотивам советских песен».
Все сцены сжаты по времени, переставлены местами, «переосмыслены» режисером в угоду натуралистичности картинки.
Так рыжы сёрское вИдение текста довело благородного дона барона Пампу дон Бау до смерти…
А самый главный диалог всей книги, заглавный, можно сказать, с доктором Будахом «если бы я был Богом» - происходит в бесконечном переходе из говняных декораций в засраные, между-прочим-между-делом, пока Будах ссыт.
Показательный диалог:
- Ну мы не договорили по поводу того, что бы вы попросили у меня, если бы я был Богом
/Благородный дон Румата/
- Чтобы не было боли при мочеиспускании.
/с хрипотцой, доктор Будах/
Стругацкие дружно вертанулись в гробу (простите мою вульгарность).
Ну и, чтобы никто не сомневался, что Будах именно Будах, а не, допустим Иванов (Петров/Сидоров).
Захват дома дона Руматы прошел так мощно, что я его просто не заметил.
Входящие на захват Руматы солдаты и общая крупноплановая картинка напомнили мне старый анегдот:
«Сколько стоит с обезьянкой? Триста? А сфотографироваться?»
Извините за большое количество букв и картинок, но я даже еще и не выразил своего возмущения за проёбанные в кинотеатре деньги.
Торрентов не даю откуда сие скачал, потому что не могу рекомендовать ЭТО ни для кого.
Хотя нет, есть такая группа людей, кому это надо поставить на закольцованный просмотр на пару месяцев – правительству Усраины. Походу, половина натурных съемок сделано на майдане.
Всем добра, любви и денег.
До встречи.
Старичюля, 15-05-2014 13:57:58
нахать сотону будете?
22661789я не хочу. лень молитву читать.
ДэвидБездуховны, 15-05-2014 13:59:47
пресвятая дева мария, зачавшая без согрешенья,
22661793помоги согрешить без зачатия.
аминь
ДэвидБездуховны, 15-05-2014 14:01:07
здохле
22661798ДэвидБездуховны, 15-05-2014 14:01:30
приехали
22661799ДэвидБездуховны, 15-05-2014 14:01:39
нахнули
22661800ДэвидБездуховны, 15-05-2014 14:01:46
уехали
22661801PITONISHЩЩЕ, 15-05-2014 14:02:58
я вот против бездуховного нахенга.
22661802Херасука Пиздаябаси, 15-05-2014 14:06:29
К числу наиболее злостных и едва ли не наиболее распространенных извращений марксизма господствующими «социалистическими» партиями принадлежит оппортунистическая ложь, будто подготовка восстания, вообще отношение к восстанию, как к искусству, есть «бланкизм».
22661808Вождь оппортунизма, Бернштейн, уже снискал себе печальную славу обвинением марксизма в бланкизме, и нынешние оппортунисты в сущности ни на йоту не подновляют и не «обогащают» скудные «идеи» Бернштейна, крича о бланкизме.
Обвинять в бланкизме марксистов за отношение к восстанию, как к искусству! Может ли быть более вопиющее извращение истины, когда ни один марксист не отречется от того, что именно Маркс самым определенным, точным и непререкаемым образом высказался на этот счет, назвав восстание именно искусством, сказав, что к восстанию надо относиться, как к искусству, что надо завоевать первый успех и от успеха идти к успеху, не прекращая наступления на врага, пользуясь его растерянностью и т.д., и т.д.
Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс. Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъем народа. Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых нерешительных друзей революции. Это в-третьих. Вот этими тремя условиями постановки вопроса о восстании и отличается марксизм от бланкизма.
Но раз есть налицо эти условия, то отказаться от отношения к восстанию, как к искусству, значит изменить марксизму и изменить революции.
Херасука Пиздаябаси, 15-05-2014 14:07:31
Отряды должны вооружаться сами, кто чем может (ружье, револьвер, бомба, нож, кастет, палка, тряпка с керосином для поджога, веревка или веревочная лестница, лопата для стройки баррикад, пироксилиновая шашка, колючая проволока, гвозди (против кавалерии) и пр. и т.д.). Ни в каком случае не ждать со стороны, сверху, извне, помощи, а раздобывать все самим.
22661812Даже и без оружия отряды могут сыграть серьезнейшую роль: 1) руководя толпой; 2) нападая при удобном случае на городового, случайно отбившегося казака (случай в Москве) и т.д. и отнимая оружие; 3) спасая арестованных или раненых, когда полиции очень немного; 4) забираясь на верх домов, в верхние этажи и т.д. и осыпая войско камнями, обливая кипятком и т.д. При энергии организованный, сплоченный отряд громадная сила. Ни в каком случае не следует отказываться от образования отряда или откладывать его образование под предлогом отсутствия оружия.
ехали, 15-05-2014 14:10:41
ответ на: PITONISHЩЩЕ [649]
лицензия дает право на покупку оружия, а потом когда купишь, то получишь в ментовке разрешение на него
22661818Хантяра , 15-05-2014 14:11:08
ответ на: Сильноумная [647]
любишь ебацца?
22661820магистр Иода, 15-05-2014 14:14:01
чотуд, бялдж?
22661828Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:15:47
ога, вот ети ребята! (ц)
22661833магистр Иода, 15-05-2014 14:15:57
ответ на: Сильноумная [647]
>воттакие песнявушки греют душку
http://www.youtube.com/watch?v=74h683FS0z8
22661834>http://www.youtube.com/watch?v=CZ_VFJn2kJM
данунах
а мне -вот такие
Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:16:09
здрассь-2 танда, хуле
22661835магистр Иода, 15-05-2014 14:17:19
ответ на: Пробрюшливое жорло [663]
>ога, вот ети ребята! (ц)
22661838КТО777 0_о
магистр Иода, 15-05-2014 14:18:57
Докладываю: сожрамши зильонава борсча 415 мл, салат из свежих овосчей, 3 /три/ каклеты говяжих, стакан грейпфрутового сока
22661843Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:19:04
ответ на: магистр Иода [666]
>>ога, вот ети ребята! (ц)
22661844>КТО777 0_о
кто-кто...ВКАРАГАНДЕ!!1111 (с/бЪ)
Сильноумная, 15-05-2014 14:22:31
ответ на: Хантяра [661]
чета я не даганю, здеся у вас блог, пройди тест на совместимость7 дык не страдаю я подобной уйней
22661850Сильноумная, 15-05-2014 14:23:23
ответ на: магистр Иода [664]
ыыы, круть...
22661852ехали, 15-05-2014 14:23:27
машо не любит ебатца
22661853магистр Иода, 15-05-2014 14:26:02
ответ на: Пробрюшливое жорло [668]
>>>ога, вот ети ребята! (ц)
22661857>
>>КТО777 0_о
>
>кто-кто...ВКАРАГАНДЕ!!1111 (с/бЪ)
УЙЙЙЙБЛЯЯЯ1111 (тм)
магистр Иода, 15-05-2014 14:27:04
ответ на: Сильноумная [669]
>чета я не даганю, здеся у вас блог, пройди тест на совместимость7 дык не страдаю я подобной уйней
22661859тьфу блеа, какой фпесду блох? ето у тебя жэжэшечка, а тут - сурьёзный литсалон, ага
Дресс-код, все дела
магистр Иода, 15-05-2014 14:28:17
ответ на: ехали [671]
>машо не любит ебатца
22661864а Лизу она непорочно зачала, ага
Сильноумная, 15-05-2014 14:28:26
ответ на: магистр Иода [673]
ммллляяя... заипали дрэздить кодами..ыыы все завтраже начну практику
22661866Туда же:
"...Вероятно, самую оригинальную и наиболее безопасную форму сексуальных отношений придумали недавно заирцы. Люди садятся в круг. Каждый из них выбирает себе сексуального партнера и начинает xoтеть его взглядом. Спустя какое-то время у партнера возникает непреодолимое сексуальное желание. Особенно быстро и ярко проявляется это ощущение, когда человека хотят сразу несколько человек.
А через некоторое время начинается настоящая оргия на астральном уровне. Люди стонут, извиваются и вскрикивают. Некоторые даже достигают самого настоящего оргазма со всеми сопутствующими ему признаками. Правда, чтобы побывать в счастливом кругу астральных любовников, необходимо, во-первых, внести некоторую сумму денег, и, во-вторых, подписать бумагу с особыми обязательствами. И после этого путь в мир бесконтактного секса вам открыт..."
магистр Иода, 15-05-2014 14:29:08
Закон Ома гласит: Webasto нада биструсофф
22661870магистр Иода, 15-05-2014 14:30:43
ответ на: Сильноумная [675]
танда щщитай што я бесконтактно тебе почесал гланды, ыыыы
22661871и это, чюлки поправь, ыыыы
Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:30:53
ответ на: ехали [671]
>машо не любит ебатца с ведмедоме
22661872Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:31:43
нипрочьна грит зачяхла
22661874бугугу
ехали, 15-05-2014 14:33:02
ответ на: магистр Иода [674]
>>машо не любит ебатца
22661876>а Лизу она непорочно зачала, ага
надуло
ехали, 15-05-2014 14:34:50
НАХАЙТЕДАВАЙТЕУЖЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
22661881Рихтер, 15-05-2014 14:36:37
ответ на: ехали [681]
рана вата
22661884Рихтер, 15-05-2014 14:36:53
хотя щас набегуддд
22661885магистр Иода, 15-05-2014 14:37:44
ответ на: ехали [680]
>>>машо не любит ебатца
22661887>>а Лизу она непорочно зачала, ага
>
>надуло
ага, воооот таким компрессором, ыыы
магистр Иода, 15-05-2014 14:37:57
И зачем-то достал компрессор
22661888магистр Иода, 15-05-2014 14:38:21
ответ на: Рихтер [683]
>хотя щас набегуддд
22661889уже бежим
магистр Иода, 15-05-2014 14:38:32
ответ на: магистр Иода [686]
>>хотя щас набегуддд
22661890>
>
>уже бежим
Прыг-прыг
магистр Иода, 15-05-2014 14:39:16
бот-гандон
22661892магистр Иода, 15-05-2014 14:39:26
ответ на: магистр Иода [688]
>бот-гандон
22661893+100500
Хранительница личностных матриц, 15-05-2014 14:39:53
В Петербурге похитили и.о. главы правления банка «Финансовый капитал»
22661895магистр Иода, 15-05-2014 14:41:05
Танцы
http://www.youtube.com/watch?v=2yAx9hZXl8Q
22661897магистр Иода, 15-05-2014 14:41:57
ответ на: Хранительница личностных матриц [690]
>В Петербурге похитили и.о. главы правления банка «Финансовый капитал»
22661899Фыву?77
Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:47:14
зюськенда вам в бугалтереё
22661903Скотинко_Бездуховное, 15-05-2014 14:48:42
ответ на: Хранительница личностных матриц [690]
>В Петербурге похитили и.о. главы правления банка «Финансовый капитал»
22661909не удивился
я бы тоже одного банкира сейчас в лес свозил
Скотинко_Бездуховное, 15-05-2014 14:48:57
и здравствуйте канешна
22661910Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:49:11
СУЙ-СУЙ-КАНПРЕССУЙ!!11111
22661911Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:49:48
СБ вне за пноъ
22661914магистр Иода, 15-05-2014 14:50:11
ответ на: Скотинко_Бездуховное [695]
>и здравствуйте канешна
22661915Здравжэл, уважаемый111
Пробрюшливое жорло, 15-05-2014 14:50:19
ответ на: Скотинко_Бездуховное [694]
>>В Петербурге похитили и.о. главы правления банка «Финансовый капитал»
22661916>
>не удивился
>
>я бы тоже одного банкира сейчас в лес свозил, шышлычог там, каньечог, зуйо-майо
ДэвидБездуховны, 15-05-2014 14:50:19
но фсем похуй
22661917