Прежде всего - необходимое замечание. Автор не имеет никакого отношения к киберспорту. Все мои спортивные достижения в этой сфере закончились на старом "Вольфенштейне" и таком же "Варкрафте". Поэтому любители выяснять, подобно М.С. Паниковскому "А ты кто такой???" могут сразу прокричать свою любимую речевку про "оборзевшее ламерье" и отправляться восвояси.
Всем остальным сообщаю, что отсутствие интереса к играм как таковым, не мешает мне интересоваться киберспортом как социальным явлением. И, честно говоря, не так давно меня изрядно удивили масштабы реакции на статьи типа "Каков наркотик для киберспортсмена?", "Киберспорта не существует", "Нужен ли им киберспорт" и тому подобным. Насколько я понял, последствия киберспорта и его перспективы - больная тема для "околоспортивной общественности".
Опускаю все тезисы кроме третьего...
Тезис третий: "Компьютерные игры это наркотик".
Прежде всего замечу, что употребление термина "наркомания" свидетельствует только о безграмотности авторов этих статей. Наркомания предполагает ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ зависимость. У любителей компьютерных игрушек зависимость чисто психологическая, никакого физиологического привыкания не происходит. Так что о наркомании не может быть и речи.
Но погодите радоваться. Думаю, каждый из вас, если не будет врать сам себе, согласится с тем, что тяга к игрушкам много сильнее, чем ко многим другим способам времяпрепровождения. То есть мы с полным основанием можем говорить о игровой психологической зависимости или, выражаясь научно, аддикции. Тем более, что давно известны нефизиологические зависимости - тот же гемблинг (паталогическая страсть к азартным играм, обычно на деньги. Те, кто смотрел фильм "Страна глухих", без труда вспомнят любимого главной героини Чулпан Хаматовой).
Что мы можем сказать об этой зависимости? Мне хорошо запомнилась реплика Asmodey при обсуждении статьи "Каков наркотик для киберспортсмена?" - "Вообще раз уж запустили эту индустрию в мир людей.. наверно психологи долго пытались понять, что же будет с людьми. Увидим.. =)". Эх, уважаемый Сергей, мне бы Вашу уверенность…
Увы, но суровая правда жизни состоит в том, что никто толком не знает, "что же будет с людьми". Психологи, социологи, педагоги, медики и другие ученые только в последние годы начали всерьез интересоваться этой проблемой. Но, как это и бывает обычно на начальном этапе изучения, результаты исследований не всегда внушают доверие. Более того - часто ученые приходят к диаметрально противоположным выводам как, например, исследователи из Tohoku University и European Leisure Software Publishers Association, занимавшиеся изучением влияния компьютерных игр на развитие личности. Поэтому, за невниманием ученых, обычно феномен компьютерных игр рассматривается на уровне "многомудрых" журналистских статей, авторов которых можно подозревать в чем угодно, но только не в том, что они разбираются в проблеме.
По крайней мере, в России мне известно мне известно только одно исследование зависимости от компьютерных игр, но и оно было проведено студентом-психологом - http://www.flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.shtml.
Почему возникает эта зависимость? Мое мнение не отличается оригинальностью. На мой взгляд, игровая зависимость (как и интернет-зависимость) возникает оттого, что человеческая деятельность протекает в виртуальном мире, конструируемом не только компьютером, но, в первую очередь, самим игроком.
Игра в компьютерные игры это не просто развлечение, это РЕАЛЬНАЯ жизнь, проживаемая в НЕРЕАЛЬНОМ, иначе организованном мире. Мир игры - это не реальный мир, но человек наполняет его самым реальным содержанием - радостями и огорчениями, общением и настоящей дружбой с людьми, которых никогда не видел и т.п. И этот мир очень ИНТЕРЕСНЫЙ, поэтому и затягивает людей, подростков - в первую очередь.
Да, этот мир проще, чем реальный, но многих именно это и привлекает. К примеру, твой статус в реальном мире зависит от множества вещей - возраста, ума, силы, остроумия, внешности, наличия денег в кармане и т.п. В игровом мире основное мерило статуса - твое умение играть. Никого не интересует, сколько тебе лет и как ты одет, главное - "отец" ты или "бот". В этом мире проще ориентироваться, проще реализовать себя, а вознаграждение за это - самое настоящее.
Насколько опасна эта зависимость? Притягательность компьютерных игр как таковая - это не хорошо и не плохо. Хорошей или плохой ее делают люди. "Вредоносность" того или иного явления зависит в первую очередь от самого человека. Автомобиль может облегчать человеку жизнь и может убить человека. Компьютерные игрушки могут быть по настоящему интересным развлечением и навязчивой манией. Все зависит от того, кто сидит за рулем или за монитором.
Всегда есть люди, для которых хобби заменяет все и люди, для кого это просто еще одна краска в разноцветье мира. И в обычном спорте есть спортсмены, для которых спорт заменяет все остальное. На девушек у них нет времени, нет также желания принимать душ, последняя прочитанная книга называлась "Колобок" и поэтому в интервью они рассказывают про голову, которую они едят. Если человеку неуютно или неинтересно в реальном мире, он все равно будет прятаться. Не в игрушки, так в марки, не в марки, так в книги, не в книги, так в бутылку.
Просто необходимо иметь в виду, что риск погрузится по уши в компьютерных играх больше, чем во многих других хобби. Что действительно надо сделать, так это добиться того, чтобы люди, впервые нажимающие quake3.exe, представляли возможные последствия, как представляют их себе те, кто садится за руль автомобиля. Кто предупрежден - тот вооружен.
А для этого надо серьезно изучать этот феномен. Но, согласитесь, этим должны заниматься не 14-летние геймеры. Поэтому, на мой взгляд, "взрослому миру" надо меньше кликушествовать с требованиями "оградить детей от игровой наркомании", а заняться реальным изучением проблемы. Пока что, повторюсь, не изучены ни механизм возникновения зависимости, ни обозначены "группы риска" и т.д.
— Кораблин Александр , 25.12.2003
— Ебитесь в рот. Ваш Удав
Оригинальная идея, авторские права: © 2000-2024 Удафф
Административная и финансовая поддержка
Тех. поддержка: Proforg