Так называемая Крымская (Восточная) война на самом деле полыхнула от Белого моря до Тихого океана и некоторые историки сегодня считают её генеральной репетицией мировых войн. Основания для этого имеются. В начале войны британцы и французы верили в быструю победу и задачи перед собой ставили самые серьёзные.
В конце июля 1854 года англо-французская эскадра адмирала Прайса оставила Гавайи и взяла курс на север. Три фрегата, корвет, бриг и пароход несли 212 орудий. На борту 2140 моряков и 500 английских морпехов Гибралтарского полка. По меркам Дальнего Востока сила очень серьёзная. Эскадре ставилась задача очистить Тихий океан от русских кораблей и поселений. Начать решили с Камчатки, точнее с Петропавловска. Однако после известий о войне и возможной атаке тамошний губернатор генерал-майор Завойко немедля призвал к обороне города. «Я пребываю в твёрдой решимости, как бы ни многочисленен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия всё, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови; убеждён, что флаг Петропавловского порта во всяком случае будет свидетелем подвигов чести и русской доблести!» В июне подошел фрегат «Аврора» под командой капитан-лейтенанта Изыльметьева (ага, предтеча крейсера!), в июле транспорт «Двина» доставил подкрепления. За два месяца работ береговые батареи уже охватили город подковой, но строительство на них ещё не было закончено из-за нехватке рук и материалов. Не везде были насыпаны брустверы, не успели отрыть пороховые погреба и заряды хранили в корабельных цистернах. На батареях стояло 40 пушек, из них только 2 бомбических, 1 полевое орудие было в резерве. В гавани корабли имели общий бортовой залп в 27 орудий. Из-за нехватки ядер имелось в среднем всего по 37 зарядов на орудие. Да и калибры были помельче чем у неприятеля. Город защищали на кораблях 349 матросов, на батареях 378 человек и в стрелковых партиях для отражения десанта ещё 190 солдат.
Подойдя к городу, союзники прощупали оборону перестрелкой, промеряли глубины в бухте и сменили командующего, потому как английский адмирал Прайс вдруг застрелился. То ли пистолетом баловался, то ли страдал депрессией. Темная история. В общем, атаковали Петропавловск лишь на третий день, 20 августа.
Идея была прорваться в гавань. Сначала огонь сосредоточили против первой батареи. По 5 русским пушкам били 82 орудия, но несколько раз вроде подавленная батарея снова оживала и была оставлена только по приказу с целью сберечь заряды и людей. Орудия четвертой батареи стояли на возвышенности, стрельба по ней оказалась малоэффективной. Тогда использовали отдаленное положение батареи и высадили против неё десант в несколько сотен человек. 28 батарейцев заклепали орудия и стали отходить. На десант перенесла огонь «Аврора», стрелковые команды побежали прямо по берегу под огнем выручать батарею. Поскольку пушки были уже заклепаны, десант счел свою задачу выполненной, бой не принял и быстро вернулся на корабли. Теперь оставалось уничтожить вторую батарею. Она была самой мощной, в 11 орудий, и единственной, чья позиция было достроена. Пойти против нее на прорыв англичане не рискнули, стреляли издалека и подавить батарею так и не смогли. А со стороны Аваченской губы французские бриг и корвет постреливали по городу да безуспешно попытались высадить десант против третьей батареи, которая потопила одну шлюпку и французов отогнала. К семи вечера бой затих.
В тот день вроде как повезло русским. Атака всеми силами против второй батареи явно имела бы шансы на успех и победный прорыв в гавань.Но не зря старики римляне называли везение добродетелью сильных. Лично мне думается, что союзники, по причине своего явного перевеса по калибрам и дальнобойности орудий, хотели воевать без потерь, «не замочив сапог». Стойкость в обороне первой батареи, ярость стрелков, бросившихся прямо под огонь в надежде схватиться с превосходящим десантом, меткий огонь русских канониров свое дело сделали. Враг понял, что в Петропавловске будут стоять до конца и рисковать не захотел. Наступило трехдневное затишье. В городе за день восстановили позиции батарей и сумели отремонтировать все пушки, кроме трех. И каждый день работали над техникой штыкового боя.
А англо-французы тем временем залатали повреждения на кораблях и разработали новый план. Англичане узнали от двух американских китобоев, что между северным склоном сопки Никольской и Култучным озером есть дорога в город. Вот и решили сбить корабельным огнем слабые третью и седьмую батареи, высадить десант, оседлать сопку и взять город с незащищенной суши, прикрывшись огнем сверху. Вторая атака началась 24 августа в седьмом часу утра. Атакованные батареи были недостроены. На третьей не было бруствера, орудия и расчеты были совсем открыты. За 40 минут батарея была разбита и смертельно ранен её командир Александр Максутов, последним своим выстрелом потопивший баркас с десантом. На седьмой батарее были недоделаны бойницы и сектор обстрела был очень узок. За 2 часа боя огонь кораблей полностью завалил землей позицию и расчеты отошли по приказу к шестой батарее. Союзники высадили 700 человек десанта, каждая сторона по 350. Две группы поменьше сразу полезли на сопку, а остальные двинулись в обход на город, но очень скоро тоже полезли на сопку, объясняя это тем, что они напоролись на форт. «Фортом» оказалась шестая (Озерная) батарея, с открытой позиции встретившая врага картечью. Морпехи сразу же отступили. Зачем зря помирать, когда контроль над сопкой все равно решал дело. Ружейный обстрел города уже начался. Оставалось затащить наверх хотя бы одну гаубицу и Петропавловск может сдаваться.
Что такое контроль господствующей над городом высоты объяснять никому не надо. Все русские отряды и немедленно подошедшие подкрепления с «Авроры» и батарей бросились на сопку. И всё же в атаку удалось послать лишь 250-280 человек. Это в гору и против 700, к которым уже начали подтягиваться резервы. Интересно, что на сопке с обеих сторон офицеры отвечали лишь за свои группы и общее командование отсутствовало. Густой кустарник и валуны на склоне, затрудняли видимость и свели на нет преимущество штуцеров в дальнобойности. Таким образом исход боя решали прежде всего личные боевые и волевые качества рядового состава противников. Получился редкий и чистый эксперимент на вечную тему «Чей солдат лучше?»
Вместо папуасов с дротиками на союзников навалился совсем другой противник. Среди солдат-сибиряков было много охотников и «нас щелкали как воробьев» вспоминал один англичанин. А там, где враг упирался, страшные для него вещи творил русский штык. Союзников очень быстро загнали на гребень сопки и сбросили в море. Склон сопки, ведущий к воде, был под 70 градусов и многие гибли, срываясь в панике вниз. От полного уничтожения десант спасла только корабельная артиллерия, не позволившая вести огонь по шлюпкам с гребня сопки, хотя 16 добровольцев из камчадалов-охотников успешно действовали как снайперы. . Подобрав остатки десанта, союзники затем два дня чинили свои корабли, потом подняли паруса и ушли в океан.
Из наградных листов мы знаем, кто и как воевал в том бою на сопке. Матрос «Авроры» Халитов, окруженный англичанами, заколол четверых. Несколько матросов с боцманом Яковом Тимофеевым, оставшись без патронов, схватились врукопашную и взяли ружья у врага. Матрос Алексей Степанов отбил от отряда(!) английского офицера и поднял его на штык Нескладный солдатик Иван Сунцов рискуя жизнью вышел на открытую позицию, чтобы застрелить капитана морского пехоты Паркера, командира отряда пошедшего сперва прямо на город. Помимо прочего, на этом капитане нашли записку с напоминанием не забыть кандалы для пленных. Отличная деталь чтобы понять, от кого защищали Петропавловск
Русские потеряли в сумме 32 человек убитыми и 64 ранеными. На «Авроре» были пробиты грот-мачта и серьёзно поврежден такелаж. Союзники свои потери скрывали. Так англичане заявили официально о 107 убитых и раненых, французы о 102, но только русские подобрали 38 трупа, ещё 39 тел позднее прибило волной. Газеты в Америки сообщали о более чем 200 похороненных в море на обратном пути. Вот и считайте сами. По приходу в Ванкувер на флагмане «Президент» ставили паруса на каждой мачте по очереди. Для любого корабля того времени страшный позор, особенно для британского, но что делать, людей не хватало. Наблюдая повреждения самих кораблей, американская пресса со злорадством писала «Русские действовали так хорошо своею артиллериею, что нанесли значительный вред союзникам, и мы предполагаем, что последние порядочно проучены». В Англии и Франции кричали целый год о «неслыханном поражении» и «исключительном оскорблении своих флагов».
Уверен, что найдутся те, кто мне скажет «Ну чё ты, аффтар, раздуваешь? 3 фрегата, пара сотен солдат. Хуйня это всё». Отвечу, что дело тут совсем не в количестве. Всего за 10 лет до этого в опиумной войне бриты поставили Китай на колени эскадрой и 3(!) тысячами пехоты с тысячью вспомогательных индусов. В мире всегда очень многое решали малыми силами, особенно вне Европы. Приобретали привилегии, захватывали страны, определяли чужие судьбы. Надо понимать, что эскадры за тридевять земель посылают чтобы побеждать и захватывать, а не просто так, дорогое это удовольствие. На кону было британское проникновение на наш Дальний Восток, к счастью, пресеченное в зародыше. Потребуй себе что-то англичанка северней Амура после Петропавловска и последующих провалов своего флота, ей хохотали бы в лицо не только русские. Так что лучше тут не спорить, а просто вспомнить как Василий Степанович Завойко заключил свой победный рапорт.
«Таким образом, обещание мое в том, что в каких бы силах неприятель ни напал на Петропавловский порт, флаг оного будет свидетелем подвигов чести и русской доблести - исполнено ныне в точности».
Примечание:
Все даты даны по старому стилю.
monis, 06-03-2010 11:22:23
Нахенг не прощаицца с тобой!
15836063monis, 06-03-2010 11:22:58
А что это за рубрего???
15836065monis, 06-03-2010 11:26:05
Да-а! Рубрека обширнейшая, и часто абнавляемая б\п
15836073Павидло, 06-03-2010 11:26:26
хуйня какаято, а скоро будут рубрики падонок и геометрия и падонки и домоводство. фублять.
15836076хуйсним ещё падонки на уроках труда, там все падонки...
Павидло, 06-03-2010 11:27:59
Ну это канешнажэ пиздец
15836088ЖеЛе, 06-03-2010 11:28:24
чото такое, что мне апсалютно пабарабану...
15836089Павидло, 06-03-2010 11:30:10
1* так как прочёл
15836093Ублюдокнах, 06-03-2010 11:30:47
Кошычге понравиццо первайа картинко
15836096я забыл подписацца, асёл, 06-03-2010 11:44:34
какждую херь сюда тащат....
15836130скоро "Месяц в деревне" припрут и будут ахуевать.................
Makumba, 06-03-2010 11:50:12
патреотичненько
15836159ocha83, 06-03-2010 11:53:15
дохуя написано....так что в пизду все ето
15836176Каин18, 06-03-2010 11:58:10
Аффтару респект за интересную, поучительную и к сожалению малоизвестную историю. Кому не понравилось дружно свистят в хуй.
15836207ТЁМАнаебатор, 06-03-2010 11:58:15
ебать что это за исторические хроники, афтор ниибаццо учитель истории, в школе его все посылают нахуй и малолетки пиздять его поджопниками и он решил тут ебать мозг фтыкателям
15836208alexntp, 06-03-2010 12:01:38
ответ на: Павидло [4]
>хуйня какаято, а скоро будут рубрики падонок и геометрия и падонки и домоводство. фублять.
15836225>хуйсним ещё падонки на уроках труда, там все падонки...
+1
Про историю.
По моему, неформат для УК, хотя хуйивознает.
Но такую хуйню автор спиздил из книги, какой-нибудь.
Прочитаю, посмотрю, есть ли что-нибудь от себя.
Если нет ничего, тогда сразу нахуй, што за копирайт.
Егол Ксоп, 06-03-2010 12:11:34
афтар, зачод
15836267пидаров не слушай
бывший, 06-03-2010 12:20:28
Отлично. Желающие почитать первоисточники могут поискать ссылки в статье педивикии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Петропавловская_оборона
15836310Порванный Наперчь Телепузег, 06-03-2010 12:23:33
Знай наших ебанарот!!!!!!!!!!
15836330Оловянное Яйцо, 06-03-2010 12:24:50
Зачёт! Однозначно зачёт!
15836344Пешы ищо! (с)
Внятный фтыкатель, 06-03-2010 12:43:41
АФТАР0-маладец,мине таки лениво уже вумных книшках шарица
15836452Внятный фтыкатель, 06-03-2010 12:45:13
АФТАР,это я с клавой промахнулся
15836460Who Янсон, 06-03-2010 13:08:09
интересно, даже не слышал про это, видимо в силу малограмотности.
15836617Ходжа, 06-03-2010 13:18:26
Познавательно, ебена мать.
15836681пиши исчо.
геша, 06-03-2010 13:47:53
зачотъ
15836812явсибири, 06-03-2010 13:48:45
афтар потриот, бля, тока по схемкам я нихуя не понял, кто кого куда гнал...а курилы я б японцам отдал !
15836819nikatin, 06-03-2010 13:50:57
Афтар, молодец. жги дальше... весьма познавательно, надо признать историю знаю весьма неплохо, но вот это повествование стало откровением.
15836832посему нетленка и 6 звезд.
nikatin, 06-03-2010 13:55:59
СХЕМЫ ВЫДАЮЩИХСЯ И СЛАВНЫХ БИТВ
15836854ВОЙСК АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ АРМИИ.
СОСТАВЛЕНО СОГЛАСНО ИСТОРИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
ИМПЕРАТОРСКИМ КОРОЛЕВСКИМ ОФИЦЕРОМ
АДОЛЬФОМ БИГЛЕРОМ.
ПРИМЕЧАНИЯМИ И КОММЕНТАРИЯМИ СНАБДИЛ
ИМПЕРАТОРСКИЙ КОРОЛЕВСКИЙ ОФИЦЕР АДОЛЬФ БИГЛЕР.
Схемы были страшно примитивны.
Открывалась тетрадь схемой битвы у Нердлингена 6 сентября
1634 года, затем следовали битвы у Зенты 11 сентября 1697 года,
у Кальдьеро 31 октября 1805 года, под Асперном 22 мая 1809
года, битва народов под Лейпцигом в 1813 году, далее битва под
Санта-Лючией в мае 1848 года и бои у Трутнова 27 июня 1866
года. Последней в этой тетради была схема битвы у Сараева 19
августа 1878 года. Схемы и планы битв ничем не отличались друг
от друга. Позиции одной воюющей стороны кадет Биглер обозначил
пустыми клеточками, а другой -- заштрихованными. На той и
другой стороне был левый фланг, центр и правый фланг. Позади --
резервы. Там и здесь -- стрелки. Схема битвы под Нердлингеном,
так же как и схема битвы у Сараева, напоминала футбольное поле,
на котором еще в начале игры были расставлены игроки. Стрелки
же указывали, куда та или другая сторона должна послать мяч.
Это моментально пришло в голову капитану Сагнеру, и он
спросил:
-- Кадет Биглер, вы играете в футбол?
я забыл подписацца, асёл, 06-03-2010 13:58:54
афтар маладетс, не слушай фсяких педоразов, делай свое доброе дело.
15836871с нетерпением жду продолжения.
я забыл подписацца, асёл, 06-03-2010 14:04:16
только над схемами поработай
15836892я забыл подписацца, асёл, 06-03-2010 14:05:07
ответ на: ЖеЛе [6]
>чото такое, что мне апсалютно пабарабану...
15836896пездуй ф карзину уебан
Охуенный Ондронный Коллайдыр, 06-03-2010 14:11:25
Люблю исторические очерки, автор маладца
15836916КлонЪ, 06-03-2010 14:11:44
6*
15836918Славик Сурков, 06-03-2010 14:12:43
интересно
15836921молодец
я забыл подписацца, асёл, 06-03-2010 14:25:45
познавательно! пиши есчо! неслушай никого
15836968Медленно превратившийся в хуй, 06-03-2010 14:32:04
реферат.
15836994я не попутал урл-адрес?
В окне шут, 06-03-2010 14:38:00
все зоебизь, но только это была репетиция большой игры, а не мировых войн
15837019Альбертыч, 06-03-2010 15:01:39
доступно и пазнавательно.Респегд афтырю.
15837139ВШМ, 06-03-2010 15:32:02
ответ на: alexntp [14]
Заебись, как обычно.
15837267alexntp, 06-03-2010 15:33:45
прочитал все таки.
15837274если автор выложил сюда свое исследование (кандидадская или тп) - то зачет однозначно, исследования по истории России - это 5+.
если же нет, то по моему мнению, УК - литературный сайт. То есть сюда выкладывают свои сочинения, плохие, хорошие, не суть.
а копипастить сюда что-то из другого места, бойан, как минимум.
эдак все сюда ебашить начнут вообще что попало, Удав охуеет перечитывать все.
я сам примеров славы русского оружия сюда нахуярить могу десятки, только нахуя, для этого спец сайты есть.
так что было бы неплохо автор, чтоб вы прояснили этот момент для окончательной оценки своего труда, иначе это сделать затруднительно.
уф, бля, автор - гат, заставил нахуярить портянку такую.
ВШМ, 06-03-2010 15:34:28
ответ на: alexntp [14]
Это я про креатив.
15837278И не тебе судить, формат это для ресурса или нет.
ВШМ, 06-03-2010 15:38:08
ответ на: alexntp [38]
>я сам примеров славы русского оружия сюда нахуярить могу десятки, только нахуя, для этого спец сайты есть.
15837289Вот именно поэтому такие креативы необходимы на УК. Падонки не должны забывать о славе русского оружия.
валерийпалыч, 06-03-2010 15:38:10
Пусть знают,суки, на кого голос повышают!
15837290"В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжёлые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!" (цэ)
Аффтару ****** (шесть) звёзд
С ЯЙЦАМИ, 06-03-2010 15:43:45
молодец афтар, пишы исчо
15837303alexntp, 06-03-2010 15:52:48
ответ на: ВШМ [39]
>Это я про креатив.
15837336>И не тебе судить, формат это для ресурса или нет.
это, в принципе, решает автор сайта, я высказал свое мнение и вежливо попросил автора ответить на интересующий меня вопрос.
считаю, что скопировать сюда с другого сайта текст не очень трудозатратно.
то что тема патриотична и познавательна согласен на сто процентов.
alexntp, 06-03-2010 15:55:33
ответ на: ВШМ [40]
>>я сам примеров славы русского оружия сюда нахуярить могу десятки, только нахуя, для этого спец сайты есть.
15837347>
>Вот именно поэтому такие креативы необходимы на УК. Падонки не должны забывать о славе русского оружия.
повторяюсь, если автор сам это написал, честь ему и хвала, читайте каменты внимательнее, пожалуйста
заебали писать всякую хуйню, 06-03-2010 15:57:12
Хуле, вот как умеет драцца северный моряк
15837356ВШМ, 06-03-2010 16:01:05
ответ на: alexntp [44]
По-моему, вполне ясно, что аффтар пишет сам. Если судить по его креативам.
15837377я забыл подписацца, асёл, 06-03-2010 16:14:51
ответ на: ВШМ [46]
>По-моему, вполне ясно, что аффтар пишет сам. Если судить по его креативам.
15837458что значит пишет сам? он - историк?
то есть он работает с архивными дркументами, изучает их и по ним пишет свои работы?
тогда, повторяюсь, честь ему и хвала.
если это по какой нибудь книге, то обычно это в другой рубрике, и приводят название книги.
поэтому и просил автора ответить на вопрос.
Однодворец, 06-03-2010 16:33:47
ответ на: alexntp [38]
>прочитал все таки.
15837548>если автор выложил сюда свое исследование (кандидадская или тп) - то зачет однозначно, исследования по истории России - это 5+.
>если же нет, то по моему мнению, УК - литературный сайт. То есть сюда выкладывают свои сочинения, плохие, хорошие, не суть.
>
>а копипастить сюда что-то из другого места, бойан, как минимум.
>эдак все сюда ебашить начнут вообще что попало, Удав охуеет перечитывать все.
>я сам примеров славы русского оружия сюда нахуярить могу десятки, только нахуя, для этого спец сайты есть.
>
>так что было бы неплохо автор, чтоб вы прояснили этот момент для окончательной оценки своего труда, иначе это сделать затруднительно.
>
>уф, бля, автор - гат, заставил нахуярить портянку такую.
Сами мы не историки, степеней не имеем. Просто предмет любим.
Да, УК - лит сайт. Но не только.
Какое отношение к литературе имеет ФЖ или ВиО, например?
Идея рубрики именно в том и состоит, не нравится тема рубрики, пройди мимо. Не нравится сама рубрика, пиши Удаву.
По поводу боянов и копипастов.
Посмотри, что я пишу.
Моя история на УК должна отвечать 3 критериям: быть важной, интересной и забытой.
Поэтому я вынужден информировать, писать с цифрами и датами,а в истории факты и документы всегда одни и те же. Специфика такая.
Моё оригинальное и творческое - в трактовке и выводах.
Не говоря уже о копипасте, считаешь, что я ворую идеи у проф. историков? Укажи какие и откуда и пиши модырям, я буду объясняться.
Считаешь, что рубрика порочмт чистоту сайта? Начинай полемику, бей в набат и тд
И последнее. Ты написал
"я сам примеров славы русского оружия сюда нахуярить могу десятки"
Вот тут ты прав. Ты их сможешь сюда только "нахуярить". Потому что написать тебе о них не дано.
Барановский - невъебенный манагер из Крыльев Советов, 06-03-2010 16:47:53
занятное изложение - понравилось
15837648Мудельман и рихтер, 06-03-2010 16:48:56
ответ на: я забыл подписацца, асёл [47]
Я историк,блять.Автору-зачет.А ты иди нахуй,мудило. Архивы ему подавай,сцуко
15837657