4. Печали десятника Вуху.
-Двери-то, двери ломать будем, пан распорядитель? – стройка кипела третий день. Табличка, со строгим обозначением - «Участок» была перевернута и, на оборотной стороне ее белой краской намалевано новое название: «Храм Свободы» Причем сама надпись на маленький кусок металла не влезла, в силу чего буква Ы, залихватским росчерком гнездилась на штукатурке рядом. Пол в строении был вскрыт, а доски дружно растащены жителями по домам. Единственным нетронутым местом оставался небольшой кусок, над коим возвышался несгораемый шкаф покойного десятника Вуху, большое и неподъемное сооружение, над судьбой которого надо было еще думать.
- Двери будем ломать, пан распорядитель? – повторил торговец сеном Мурзенко, заглядывая в чистые глаза согражданина Кулонского. В возведении нового, светлого дома участвовали все, за исключением доктора Смелы, заявившего делегатам через дверь, что он идет собирать камни.
- Да ну их, холодно буде. – возразил за молчавшего градоначальника путеец, орудовавший ломом. – Или как, согражданин распорядитель?
- Будет. – подтвердил Антоний Кулонский и мучительно подумал о двух мерах муки сэкономленных на покраске. Предательские надписи «Полицейский архив» и «Надзиратель сыска» выгоревшие за многие года на темной краске, заставляли задуматься. – Картону надобно бы раздобыть, сограждане трудящиеся. Или бумажки, какой. Заклеить.
- Так вот же бумажек этих..- отставной флейтист, сгребавший мусор в углу, поднял целый ворох пожелтевших документов. На верхнем крупным и аккуратным почерком десятника было выведено:
«… Еще, к вышеизложенному, имею доложить следующее:
По получении в городскую казну одной тысячи двухсот десяти рублей сорока копеек, назначением на устройство в Городе памятника «Страждущим инокам», оные деньги были присвоены паном головой Антонием Кулонским в полной мере. Работы ожиданием сентября произведены не были. На что мне доложил секретный информатор Вейка Гудзым.
Инженером путейцем Коломыйцем, сеются отношения, касательно центральной власти и Речи Посполитовой, кои подрывают и ведут к нарушению. О чем, был неоднократно предупрежден. По сегодняшнему дню отзывы о нем положительные. Дело же о пропаже шести шпал еще не раскрыто в силу непостижимых обстоятельств. Осмелюсь запросить более пристальное внимание.
Из неблагонадежного элемента в Городе, присовокупляю: флейтиста городского оркестра пана Штычку, имеющего чешские связи, через папашу его покойного пана Матея, также бабку Вахорову. Та на прошлой неделе похвалялась двумястами рублями, происхождением имеющих темным и путаным. Сама поясняет, что подкинули на порог. Дружбу означенная бабка водит с подозрительным революционно-криминальным элементом. Скупает краденые вещи. Племянник ее Ежи Ковальский занимается кражами, за что замечен и осужден в Лодзи на три года. Происхождением Ковальский ведет из мещан, по отцу, владельцу москательной лавки. Настоящим временем в Городе ни в чем предосудительном наблюден не был, так как находится в Варшаве в окружной тюрьме.
А вышеозначенный пан Штычка, гуляет по кабакам и рассказывает вральные истории за полицейских, нагнетает за неуважение к властям. Третьего дню был замечен пьяным у управы, где рассказывал, что в Варшаве у пана полицмейстера родился младеньчик с хвостиком. И что хвостик этот у всех полицейских теперь быть необходим. Прошу сообщить соответственность правомерности младеньчика, иначе буду заставлен приступить к мерам.
Так же прошу выделить пятьдесят рублей на мероприятия по понятию духовности и общего настроя в городе….»
Старательные буквы покойного на этом обрывались, а музыкант нежно погладил их. «Работал же человек!» - подумал он, – « И память то оставил. Обо всех память оставил. Старался то как, пан Вуху наш. Никого не забыл, ну может Мурзенко, или еще кого. Тут такие вещи хранить надобно, а не двери обклеивать».
Впрочем, кляузы десятника были забракованы.
- Выбросьте вы их, Штычка. Старорежимность эту. – заявил градоначальник, бегло пробежав глазами написанное. – Вредная это пропаганда, оскверняющая светлое будущее и братство. Бросает тень изволит. Новыми временами мыслить надобно. Хлопци сие не одобрят.
- А то може другой стороной…
Где-то за стеной стукнула дверь и, оборвав разговоры, в помещение втиснулась бабка Вахорова, час назад посланная за обедом для строителей пантеона Свободы и всевластия. Обстоятельно обстучав налипший на сапожищи снег, она поправила кокетливую шляпку с пайотками и гроздью пыльных вишенок и объявила:
- Эт самое, панове - граждане строители. Стреляют. – донеся такую важную информацию, гостья занялась изысканиями в мясистом носу.
- Что стреляют, пани Вахорова? – оторвавшись от разрушаемой стены, спросил покрытый известковой пылью, торговец сеном Мурзенко
- На улице, говорю, стреляют, эт самое. – уточнила бабка, продолжая начатое дело.
- То, може хлопци наши развлекаются? – неуверенно предположил пан Кулонский, - в ожидании победы мирового анархо-синдикализма?
- С пушек палят, эт самое. – лаконично изрекла Вахорова из недр тулупа, смердевшего кошками и земляничной эссенцией.- Тикают хлопци ваши, вроде. Шуму в городе как в Запецеке, где курей продают. С обедом, идите сами. Мне чегой - то боязно сегодня.
- Надобно посмотреть, панове. – озабочено предложил Коломыец, глянув в окно, за которым замерла зима и черные кусты двора. – На улицу треба сходить. То запутаемся в сложившейся политике. Может обед уже того, не нужен обед–то, в связи с заменой миропорядка?
Легкий мороз пощипывал пыльные щеки строителей храма Свободы, ветер гонял обязательные зимние печные дымы, а улицы были пустынны. Холодную тишину разрывали лишь орудийные снаряды, с шумом чугунных шаров катящихся по мрамору, проносившиеся над крышами. От садов бывшего помещика Сомова доносились гулкие разрывы и редкие ружейные выстрелы.
- Говорю вам истинно, хлопци то развлекаются.- нерешительно произнес согражданин Кулонский и вздрогнул, над головами пролетел очередной подарок.- Пойдемте уже строить, сограждане.
- Эт самое, - сказала бабка Вахорова, - я до дому, вы как хотите.
Как-то само собой получилось, что каждый из пыльных строителей святилища, благоразумно решил переждать смену властей, политики, доктрин, да и всего прочего, в домашних тапках, сонно выглядывая из окон. И у каждого нашелся неожиданный повод: Капотня засуетился по поводу писем, которые ждал не один год, у Кулонского прямо вот тут вот возникло желание проведать жену, пани Ядвигу, а пан Шмуля во всяком времени тонко понимающий момент, растворился без пояснений. Толпа, стоящая перед полуразрушенным полицейским участком, потерялась в проулках Города.
Каждый направился своей дорогой, а Леонард, двинувшись вниз от рынка, притормозил на одном из перекрестков. За изгибом улицы слышалась близкая стрельба, и мелькали недобрые тени.
- Хальт! – резануло откуда-то слева.
Привыкший на фронте ко всяким неожиданным поворотам, отставной флейтист махнул через ближайший забор, по которому тут же застучали пули, вырывая из темного некрашеного дерева желтую щепу.
« Мама дорогая!» - подумал пан Штычка и рванул со всех ног, огибая садовый нужник с кокетливым сердечком отверстия для проветривания. – «совсем можно пропасть про меж таких революционных изменений».
За забором вновь треснул выстрел, и пуля выбила слепое окошко дома. Тяжело пробежав по дорожке вдоль стены его, Леонард перевалился в другой двор. За ним еще в чей-то. Потом еще. Еще. Много их мелькало перед ним. Война, казалось, застигала его везде, за каждым забором стреляли и топали. Попытавшись перелезть в очередной двор, он зацепился шинелью и, выломав доску, скатился в снег.
- Матка боска Ченстоховска, пан Штычка!- эта фраза положила конец его путешествию через Город. – Не ушиблись, небось? Откуда вы?
- Я, видите ли, домой иду. – с достоинством ответил флейтист. Повозившись, он уселся удобнее и увидел экономку, развешивающую белье на веревках. – Храм на сегодня решили не строить, до прояснения политической обстановки и особых распоряжений.
Та вздохнула и, выкрутив волглый узел наволочки, пару раз встряхнула его с целью расправить. Кисти ее были красны, а лицо печально.
- А по заборам чего скачете? Нешто по улице пройти удобнее?
- А на то есть причины пани. На то я по спокойствию и свободе желал повидать прекрасную вас. Потому как нет ничего лучше для моей тонкой натуры и одиночества, чем увидеть печаль моих мечтаний.
- Все юродничаете, пан Леонард? И что вам неймется то, к замужним женам ходить?
- А про то я вам скажу, тоска мятет мои нежности к вам, пани Анна. Не найдется ли у вас табаку? За своим хотением до вас, утерял папиросы. – спросил флейтист и продемонстрировал прорванный карман. – Совсем выпали по дороге.
- Остались Антоновы где-то, - с сомнением ответила пани Смиловиц, подхватив пустой таз, - а пойдемте, хоть чаю выпьем. А то вы совсем дрожите с морозу.
- То не мороз, пани Анна, то океан переполняющих меня чувств. Про то я вам скажу, что в Минске, на Рыночной улице, приняли как-то одного студента консерватории. Уж очень он не понравился городовому. Стоял у столба и морщился. Бестактное, по былому времени деяние. Честь по чести свели его в участок, а он все морщится и морщится. Пришлось в околотке дать ему раза. Потому что околоточному показалось, что тот делает ему всяческие издевки над ним. А студентик встал и откланялся ему. Спасибо, говорит, господин жандармский начальник, ибо излечили вы меня от нервного припадка. Я, говорит, завсегда им страдаю с перепою. Ну, как водится, отобрали у него что-то около рубля и отпустили на все четыре стороны. А на следующий день, студент уже сам пришел. Дайте мне, говорит, господин жандарм, по роже, а то у меня опять нервические мысли открылись, боюсь, патриотизмом все закончится. Так и ходил два года каждый день. Его уже и гнали, и дверь запирали, вроде никого нет. Разные препоны ему строили, нет, говорит, мне без ваших целебных рукоположений, никак нельзя. Человек я нервный, к действительности неприученный. А потом сдал он экзамен на коллежского и уехал в Мелитополь насовсем. А началось у того пана все, от неразделенной любви, пани Анна.
Экономка шедшая по обок от флейтиста, почему-то вздохнула и, переложив таз в другую руку, хлопнула по рукаву шинели, вызвав облако пыли.
- Одежу вам почистить надо, пан Леонард. Совсем на стройке вашей обносились. Кидайте шинелку вашу в сенцах, не то пыли понатащите в дом. Я почищу зараз.
Кинув шинель и фуражку на лавку, музыкант потопал в комнату, а хозяйка завозилась с чайником на плите.
- Как там пан голова наш поживает? – крикнула она из кухни.
- Ничего поживает, он теперь у нас пламенный борец, пани Анна.- ответил пан Штычка, рассматривая семейные фотографии четы Смиловиц. Пан Антон старательно таращил глаза с бумаги, силясь прожечь в переносице флейтиста пару дыр. Подкрученные усы его торчали в стороны настолько, что вызывали опасения для желающих ударить его по щекам. Темный галстук супруга пани Анны нагло топорщился. Пристально изучив обе фотографии из богатой коллекции, флейтист хмыкнул и отвернулся. В комнату вплыла экономка с двумя парящими чашками и чайником на подносе.
- Вы садитесь за стол удобно, пан Штычка. Сейчас мужнины папиросы найду.
- Не имейте беспокойства, пани Анна. Уже сажусь. Я по странности уж очень уютно ощущаю себя у вас. – флейтист потеребил бахрому скатерти, свисающую со стола. В тиши чистеньких комнат дома пани Смиловиц было слышно, как кто-то, с хрипом выдыхая воздух, пробежал за забором. Захлопали выстрелы и, топоча, пронеслись кони.
- Никакого покою, что деется. – озабочено произнесла экономка и придвинула к Леонарду половиненую пачку «Зефира» и спички, - курите прямо здесь, пан. Уж очень тоскую я без этого духа.
Скучный декабрь, плавал над этими двумя, запертыми в домике на окраинах Города. Втекал в трубы и холодные сенцы. С удивлением смотрел на суетливых серых людей с треском и грохотом носящихся по улицам. Хальт! – кричали эти люди иным, тем, которые носились в проулках, падали с недоумением в стынущих глазах своих. Хуй догонишь!- обещала телега, оснащенная пулеметом Хайрама Максима, звонко отщелкивающего гильзы на выезде из Города. Хох! – заявляли другие, затянутые в фельдграу, и неслись, неслись редкозубыми цепями на мелькающее злобное пламя. И тоже падали, поднимались, елозили по снегу, марая его красным. Тосковала пани Смиловиц без запаха табака, тосковал Леонард Штычка неведомо по чему. И было в этой тоске, нечто несбыточное и непостижимое. Потому что брошенные в водоворот изменений люди, подобны песку поднимаемому ветром. Кружатся, летят, туда, куда никогда не хотели и не мыслили попасть.