От аффтара
Этот креатив был написан довольно давно, но опубликовать его у меня руки дошли только сейчас. Если кто-то из фтыкателей вдруг, в ходе чтения, начнёт пиздеть, что автор-де плагиатит у Гайдука, то пусть идёт нахуй: уверяю, я написал это задолго до того, как ознакомился с «Растаманскими сказками». Если уж говорить об источнике моего вдохновения, то он таков: как-то в Интернете я обнаружил некий текст под названием «101 дзенская история» или как-то так. Там рассказывалось о всяких любопытных случаях из жизни буддистских монахов в Японии XVI-XIX вв. Почитав немного, я подумал: а что, если мне нахуячить что-нибудь подобное, но только на нашей почве? Эта мысль показалась мне забавной — и вот, как-то утром, на едином дыхании, я и написал сей опус. А получилось или нет, судить фтыкателю.
Итак,
Рассказы о Будде
Сила Пустоты
Однажды Будда почувствовал, что перестаёт понимать Силу Пустоты. Это очень потрясло и расстроило его, ведь без подобного понимания невозможно следовать Дзен. Какой же он Будда, если не понимает такую простую вещь?
Тогда Будда, погрузившись в медитацию, попросил Небо, чтобы оно помогло ему вернуть понимание и, тем самым, вновь направило на путь Дзен.
На следующий день, возвращаясь с работы, Будда увидел, что на обочине дороги, которая обычно была пустынна, стоят две девушки. Будда остановился и предложил девушкам подвезти их; те с радостью согласились. Обе они оказались очень прелестными и изящными созданиями, но при этом имели финансовые затруднения. Будда пригласил их в свой дом и пообещал помочь с деньгами.
В гостях у Будды девушки повели себя просто чудесно, показав свой весёлый нрав и склонность к разного рода удовольствиям. Будда принёс им и себе бодрящий напиток, девушки его разлили по чашам, после чего все трое его выпили и продолжили лёгкую беседу. Вскоре Будда почувствовал слабость в теле и некоторое головокружение, а немногим после погрузился в глубокий сон.
Пробудившись ото сна, Будда обнаружил, что девушки давно покинули его дом. Тогда Будда заглянул в свой кошелёк и убедился в отсутствии всех своих небогатых сбережений. Так к нему вновь вернулось понимание Силы Пустоты. Будда низко поклонился, благодаря Небо, и вернулся к своим занятиям.
Облака и Дождь
Один Будда, желая передать своим многочисленным ученикам Дзен, объяснял им Путь Дао, поскольку Путь Дао, как он справедливо полагал — это одна из дорог к Дзен.
Однако ученики редко понимали своего учителя, и сердце Будды исполнялось от этого жалостью.
Как-то раз на одном из занятий ученики Будды пребывали в сильном возбуждении, никак не желая настроиться на созерцание. Будда понял бессмысленность продолжения занятий в этот день и отпустил всех по домам, попросив лишь задержаться одну свою ученицу, которая вызывала у Будды наибольший трепет сердца. Она никак не могла понять, почему ценность сосуда определяется его пустотой. Будда твёрдо решил объяснить ей это.
Он тихо подозвал её к себе и, утешая, постепенно освободил её от её облачения, которое могло помешать созерцанию. Затем он привёл её тело в нужное положение и принялся за объяснения. Она, уронив на пол несколько красных капель, робко внимала Будде. Наконец, Будда завершил своё мягкое объяснение, в ходе которого он сам всё очень хорошо понял. Но, заглянув в глаза своей юной ученицы, Будда вместо любви, к которой обычно приводит способ Облаков и Дождя, обнаружил отвращение, смешанное со страхом. Это чрезвычайно опечалило его.
Будда погрузился в тягостные размышления, не заметив даже, как его ученица спешно покинула его.
Размышляя, Будда пришёл к выводу, что, даже следуя Дзен, он не способен передать Дзен другим. А это равнозначно отсутствию Дзен в душе. Таким образом, ему придётся отправиться изучать Дзен заново.
Так решил про себя Будда; и вскоре ему действительно пришлось на много лет отправиться изучать Дзен, самому став на это время учеником.
Об истинном просветлении
Завершив изучение Дзен досрочно, Будда вернулся к людям. Наблюдая их, он почувствовал непреодолимую тягу вырвать их из тумана невежества, объяснив истинную сущность всех вещей.
Помогать Будде согласились двое его учеников.
Попав в ближайший город, Будда и его помощники вышли на самое людное место и приступили к просвещению. Для объяснения Сути Всего Будда прибёг к таким нехитрым приспособлениям, как три напёрстка и бумажный шарик. Шарик помещался под один из напёрстков (это соответствовало Вратам Первоначального Творения), затем напёрстки крутились всевозможными способами друг относительно друга (это соответствовало Разделению Десяти Тысяч Вещей), а потом человеку следовало угадать, под каким именно напёрстком сокрыт шарик. В итоге оказывалось, что шарика нет ни под одним из напёрстков: это и разъясняло Суть и Основу Всего Сущего — Пустоту. Двое помощников Будды, делая вид, что незнакомы с ним, умело завлекали прохожих на Путь Знания, изображая уже просветляющихся.
В один из дней осени Будда обучал нескольких молодых людей, а вокруг стояли многочисленные зрители, в том числе и двое его тайных помощников. Вдруг новоявленные ученики, встрепенувшись, выхватили из одежд оружие и, самое главное, удостоверения, говорящие о том, что их обладатели — не кто иные, как члены древнего Ордена Рыцарей Светлой Стороны, известного своим могуществом и воинственностью. Случайные зрители, включая помощников Будды, в ужасе разбежались, сам же Будда попытался умиротворить Рыцарей, но тщетно, и ему пришлось отправиться с ними.
Отвечая на вопросы Рыцарей в их обители, Будда так и не смог передать им Дзен. Из этого Будда понял, что его недавние наставники, вынесшие решение о его досрочном просветлении, были неправы. Ибо осознать просветление может только сам просветляющийся, когда он безупречно следует пути Дзен.
Это понял Будда; и вскоре вновь отправился на несколько лет изучать Дзен.
Живое или мёртвое?
Как-то раз Будда пребывал в гостях у двух философов-киников и вёл с ними поучительную беседу. Один из киников никак не мог понять, как может одновременно живое быть мёртвым, а мёртвое — живым. Он попросил Будду объяснить это.
Будда спокойно встал из-за стола, взял стакан, стоявший перед вторым киником, и облил второго киника жидкостью из стакана, а также обозвал козлом. Облитый, хоть и был сейчас киником, но в молодости он несколько лет пребывал в философской школе стоиков, так что сравнение себя с вышеназванным животным он расценил как смертельную обиду. Правда, ещё большую обиду ему нанесла бессмысленная потеря ценной жидкости из стакана. Схватив с пола пустую бутыль, он разбил её о край стола и, держа в руке горлышко от этой бутылки, оскалившееся острыми стеклянными зубьями, стал приближаться к Будде. Первый киник, опасаясь за Будду, поскольку тот должен был ему денег, молниеносно выхватил нож и ударил им второго киника в живот, убив его.
«Так живое становится мёртвым», — сказал Будда, после чего предложил как-то избавиться от трупа.
Для этого Будда принёс из помещения, служащего здесь кухней, мясорубку, ножи, топор и прочие столовые принадлежности, с помощью которых труп был довольно мелко расчленён и превращён в свежий фарш. Философ захотел было смыть фарш в унитаз, как это обычно делается в подобных случаях, но Будда остановил его, предупредил о возможном засорении труб и предложил использовать фарш для приготовления пельменей. Киник поверил Будде и согласился с ним.
На следующий день в дом пришли различные гости: в основном это были киники и эпикурейцы. Первые, как обычно, принялись философствовать, попивая прозрачную жидкость из грязных бутылей, вторые молча готовили какие-то химические вещества и вводили их себе парентерально. Вскоре и те, и другие — но по разным причинам — захотели есть. Будда и киник-хозяин давали им свежие пельмени. Поедая это кушанье, философы получали значительное удовольствие, а после горячо хвалили хозяев за кулинарное искусство.
Будда указывал кинику на едящих и говорил: «Так мёртвое, попадая в живое и становясь его частью, само становится живым. Как теперь различить, жива или мертва плоть твоего друга-философа?»
Учитель и ученик
Однажды весной Будда попал к знаменитому учителю Дзен. Этот учитель отличался тем, что добивался очищения сознания своих учеников путём воздействия на их тело.
Чтобы добиться от них полного внутреннего безмолвия, помощники учителя крепко привязывали учеников к кроватям и били их мокрыми полотенцами. Чтобы добиться от них сосредоточенности, учеников заставляли часами заниматься тонким искусством склеивания бумажных коробочек. Чтобы приблизить их к нирване, на них действовали химическими веществами и электричеством. Сюда и пришёл Будда.
В беседе с учителем Будда старательно разъяснял Дзен, указывая учителю на его ошибки. В конце беседы учитель в отчаянии развёл руками и сказал Будде:
— Я, кажется, ничего не понял из того, что Вы говорили… Я всегда думал, что я следую Дзен, но из сегодняшней беседы с Вами я понял, что это совсем не так. Что же мне делать?
— Учиться, — со спокойной улыбкой отвечал Будда.
— Я готов стать Вашим учеником! — с чувством сказал учитель Дзен.
— Нет, — ответил Будда, — Вы учитель, а не ученик. Вы должны остаться на Вашем месте: это будет соответствовать Дзен.
— Как же быть? — в недоумении вопросил учитель.
— Это я стану Вашим учеником, — сказал Будда. — Так я пойму Вас и сумею привести Вас и других Ваших учеников хотя бы к гармонии, которая есть первая ступень Дзен. А теперь я хотел бы спросить, не могли бы мне предоставить покои, как и другим Вашим ученикам?
— Да-да, конечно, непременно! — с радостью воскликнул учитель.
Он немедленно позвал своих помощников, и те проводили улыбающегося Будду в его покои.