Сделал я сегодня вепсскую бабу, вот ту, что на фото. И нет в этом ничего вульгарного, потому как здесь, в Карелии, так и говорят: баба, в прекрасном ее понимании. Жутко мне это сочетание понравилось. Баба, в прекрасном ее понимании.
Баба хоть и проста, но посмотрите как изящно одета. Фартук и платок, юбку пышную и пышную грудь я приладил бабе сам. Чем ещё заняться снежным карельским вечером петербургскому интеллигенту как ни ладить бабе грудь? Есть в этом равновесие исконного порядка мирских вещей.
Кукла эта не простая, делают ее без ножниц и иголок, разрывая сукно и завязывая в нее свои секреты и чаяния с тем, чтобы весь год на видном месте она тебя оберегала. Баба, значит, и не баба вовсе, если не оберегает своего мужика. Да и не баба она в исходном смысле, а символ плодородия и надёжности вещей. Было бы иначе, сворачивали бы тогда в обереги мужичков, но что-то я ни одного такого здесь не встречал.
Связывал я свою даму и подумалось, что современность негласно объявила эстетическую и мировоззренческую войну всему древнему, отжившему. Как стесняются у нас, например, русской народной традиции, принимая её чуть ли не за неприличие, этакий позор дикого человека. То ли дело мы, белые господа на шелковых подушках цивилизации. И получается, что современное, актуальное с его агрессивным духом развития противостоит исконному, первоначальному. Но была ли старина недоразвита? Не думаю.
Древность в звучании своей музыки, в чертах и узорах костюма, в наивном и мудром понимании жизни близка к сказке и какой-то несказанной правде. Наша древность была куда более поэтична в своем отношении к миру нежели мы сейчас. Шукшин не в буквальном смысле обнимал берёзу, а Высоцкий пел про мужика, Ван Гог выбрал крестьянина и поле основным героем, а Бунин писал о деревне. За этим, прежде всего, стоит образ подлинного, не разнесеного двусмыслием мира.
Современность все исконное презирает, утверждая себя в качестве меры настоящего. Это такой комплекс. Она высокомерна к истории и, кстати, не только древней, полагая, что все прошлое в мире случилось лишь для того, чтобы подготовить триумф человека научно-технической цивилизации с IPhone X в кармане. Оттого обожествили Джобса, Маска и прочих идолов передового мышления. "Вот мы то, наконец, живём, - говорит новый человек, - а прежние так, пытались". Но это, думается, всего лишь спящий режим сознания.
Древность совсем не дура. И прежде всего тем, что в давние времена человек совпадал образом своей жизни с образом своей мысли. Был цельным и крепким. Сложно представить крестьянина идущего на сеанс к психотерапевту или тренеру личностного роста. Равно как сложно вообразить, чтобы был он всерьез озабочен проблемами современного сознания, например, поиском себя, гармонии, осознанности, просветления, успеха, соответствия трендам, твою ж мать в корыто. Все эти ментальные упражнения мы получили нагрузкой к ситуации человека, который изначально потерян, разобран, разнесен миром и вынужден собирать себя по кускам то тут то там.
А в древности все было понятно. Мужик работает, баба рожает, солнце светит, духи действуют. Все на своих местах. Тебе негде об самого себя споткнуться, ты с собой и миром совпадаешь. Осуществляй простой план жизни, и будет тебе счастье. А все что сверх того - от лукавого и морок души. Захотел успеха в делах, связал бабу с пышной грудью. Захотел урожая, связал ее же. Захотел бабу с пышной грудью, ну и так далее. Живи, трудись и не пудри себе и другим мозги, твою ж мать в корыто.
Нынешний же человек хоть пятьдесят раз успешно осуществит план жизни, а все будет потерян. И идут успешные люди к духовным мастерам и гуру тренерам. Казалось бы, ведь все у них есть. Да нет, получается, не все. И в плане душевной, личностной силы эти лубковые бабы и мужики будут покрепче нас, хоть и выглядят наивнее и проще. Сидя у своей лучины под вселенной без спутников они понимали и слышали в мире нечто большее, чем мы, со всеми нашими прогрессивными знаниями.