Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

geros :: Антон фон Веберн
С чего это вдруг я взял, да и вывалил на Удафф инфу, казалось бы, настолько далёкую от формата?
Да вот, некоторое время назад затронули мы эту тему в диалоге с одним из камрадов и решили, а ведь и многим другим тоже может быть небезынтересна история и корни авангарда не только в литературе, но и других видах искусства, в частности, в музыке. Конечно же, это касается тех, кому не знакома затрагиваемая мной тематика.
Итак, Антон фон Веберн (03.12.1883 – 15.09.1945). Пересказывать его биографию и творческий путь, думаю, смысла не имеет. Каждый, кому интересно, без проблем сможет найти всё это в Сети.

1

Ученик и последователь создателя «атональной» школы Арнольда Шёнберга, австрийский композитор Антон фон Веберн стал основным теоретиком и пропагандистом додекафонной и серийной техник музыкальной композиции, доведя их принципы до крайних форм выражения. Всё его творческое наследие, обозначенное 31 номером opus’ов, уместилось всего-то на 4 виниловых пластинках. В профессиональной среде музыкантов считается наиболее последовательным представителем «нововенской школы» из великой троицы композиторов: Шёнберг – Веберн – Берг, и именно его произведения признаются наиболее интересными по своему музыкальному содержанию.
Кроме того, Веберн известен как автор музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла лекций «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960 году (если интересно, а это, действительно, интересно, могу дать ссылку). «Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления» (Википедия).

Творчество Веберна во многом определило направление развития послевоенного музыкального авангарда и оказало огромное влияние на творчество современных композиторов-авангардистов, включая Стравинского, Булеза, Штокхаузена, Лигети на Западе, а также Денисова, Шнитке, Губайдулину и многих других в России.
И. кстати, в истории искусства имело место прямое пересечение литературы и музыки в теоретической области, касавшееся именно додекафонной техники. Я имею в виду скандал, связанный с выходом в свет романа Томаса Манна «Доктор Фаустус», а именно, с некоторыми особенностями его содержания. Чтобы замять его, Томас Манн вынужден был добавить к тексту романа следующую финальную ремарку, без которой с тех пор и поныне роман не издавался:
«Нелишне уведомить читателя, что манера музыкальной композиции, о которой говорится в главе XXII, так называемая двенадцатизвуковая, или серийная, техника в действительности является духовной собственностью современного композитора и теоретика Арнольда Шёнберга и в некоей идеальной связи соотнесена мною с личностью вымышленного музыканта — трагическим героем моего романа. Да и вообще многими своими подробностями музыкально-теоретические разделы этой книги обязаны учению Шенберга о гармонии». Томас Манн.
Наконец, магический квадрат, читающийся одинаково в любую сторону от буквы «S» и характеризующий, по мнению А. фон Веберна, в том числе, и модификации форм в музыкальной композиции:

S A T O R
A R E P O
T E N E T
O P E R A
R O T A S

Ну и, соответственно, в качестве иллюстрации к сказанному привожу яркий пример додекафонной техники композиции - одно из самых кратких произведений А.фон Веберна opus № 5 фрагмент 3:



http://files.udaff.com/audio/webern.mp3

и ещё, чтобы не так кисло было – 6-голосный "Ричеркар" из "Музыкального Приношения" И.С.Баха в оркестровой раскладке Веберна (моё любимое музыкальное произведение из всей истории музыки):



http://files.udaff.com/audio/ricercar.mp3

31-05-2010 10:09:24

Отлично.


31-05-2010 10:09:54

чисто нахнуть зашол...


31-05-2010 10:22:37

Между прочим,Антон Веберн трагически погиб-вечером вышел на крыльцо покурить и был случайно застрелен американским солдатом.


 ebundos
31-05-2010 10:29:26

Чета музыка не фключаеца


31-05-2010 10:44:15

"  - Ну, а я -  человек простой. Занимаюсь в свободные дни теорией музыки. Кстати, что вы думаете о политональных наложениях у Бриттена?
    До этого Буш молчал. Но тут его лицо внезапно  исказилось. Он коротко и твердо произнес: - Идем отсюда!
    Цуриков и его коллеги растерянно глядели нам вслед.
    Мы вышли на улицу. Буш разразился гневным монологом:
    - Это не  котельная!  Это, извини меня,  какая-то  Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться  в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к  живительным  истокам... А тут?!  Какие-то  дзенбуддисты  с  метафизиками! Какие-то блядские политональные наложения! Короче, поехали домой!.." (с) - ну очень напомнило...



31-05-2010 10:45:25

Я знаю этот факт, он выходил ночью со свечой, и солдат выстрелил на свет. Но мой обзор совсем краткий, для ознакомительных целей, поэтому и отсутствуют многие факты. Как я и написал, если кому интересна эта тематика, в Сети полно инфы.


31-05-2010 10:46:35

Довлатов чё ли?


31-05-2010 10:50:57

Уже каментил. Вспоминал по этому поводу моего любимого Пендерецкого и не менее любимого Фрэнка Заппу.

Фрэнк Заппа просто идеологически близок удаффкому.



31-05-2010 11:05:33

Привет! Чуть позже сделаю подборку на "Музыкальное приношение" Баха. А потом и до Gentle Giant, глядишь, руки дойдут.


31-05-2010 11:13:29

угу... компромисс..


31-05-2010 11:40:08

ыыы поплыли муды по глыбкой воды...вот тебе и пьянки-хуянки!


31-05-2010 11:44:41

гугугу...
да... мастер был...



31-05-2010 21:37:36

Интересно. Пиши исчо. Я бы прочитал про неизвестных итальянских композиторов эпохи Вивальди и Альбинони.


31-05-2010 21:41:06

Я бы с удовольствием, но всего не охватишь. Мои интересы в области авангарда, правда, особое место занимает и И.С.Бах. Вот, о нём-то я планирую дать довольно интересную, на мой взгляд, инфу.


31-05-2010 22:00:40

Шнитке и Денисов - хуй пойми чего.
Губайдулину слушать можно.
А Веберна не слышал никогда, и думаю, творчество кого из вышеперечисленных ближе к нему?



31-05-2010 22:40:55

Нащёт ближе, трудно сказать, поскольку Веберн исключительно жёстко придерживался упомянутых техник композиции. И подобный формализм, пожалуй, в дальнейшем мало кто соблюдал. Самая его главная заслуга, как я считаю, в том, что он показал (точнее, они - нововенская школа), что в композиции можно следовать не только устоявшимся тональным связям. И дальше каждый искал что-то своё, индивидуальное (и я, в том числе:). А из упомянутых личностей ближе, наверное, Денисов. А, кстати, Штокхаузен баловался так называемой стохастической музыком, т.е. музыкой на основе теории вероятностей.


 Ъ
03-06-2010 10:22:27




03-06-2010 13:58:50

да это же прекрасно


03-06-2010 13:59:32

сейчас же напишу про последний альбом Федорова


03-06-2010 21:57:54

Рад, что поспособствовал благому делу.

(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/view_listen/music/107391.html