В 81-м году я закончил первый класс. И летом, как положено, поехал к бабушке в деревню. Раньше, с мая по октябрь я слонялся по деревне в хлюпающих от воды сапогах. С полной головой песка, чумазый и счастливый. Но этим летом я поехал уже как взрослый, на школьные каникулы. И развлечения у нас с деревенской детворой стали совсем другие.
Как-то в деревне проводилась свадьба. Должны представлять, что это такое… Короче, под одним забором, по классической схеме валялся пьяный мужик. С комфортом так валялся – чекушка рядом и пачка сигарет «Интер». Её то мы и подрезали с пацанами. Забрались в старую баню, и… я в первый раз познакомился с табаком. Непередаваемые детские впечатления «взросления». Незабываемый, первый вкус и запах табачного дыма вперемешку с запахами старой бани «по-чёрному».
С тех пор забирались мы в эту баню почти каждый день. Только сигареты уже пошли похуже, вплоть до папирос. Видать этот мужик был приезжим гостем, городским.
После лета я даже не вспоминал об этом. Да как-то в том возрасте и в то время было страшно признаться кому-то в том, что ты «уже курил». Короче в восьмилетнем возрасте я в табачную зависимость не попал.
Чего не скажешь про 86-й год. По окончании шестого класса родители отдали меня на месяц в пионерский лагерь. Не далеко от дома, в километрах шестидесяти. Типа вроде и под контролем – по воскресеньям приезжали навещать. Но не тут то было – их примерный сын, втихаря самоутверждался среди таких же сверстников-распиздяев. Курение уже заимело смысл. Кто не курит – тот лох и ботаник. А так уважуха.
Вернулся в школу. Друзья смотрели в ахуе и завидовали, когда я после уроков, в беседке детского сада прикуривал сигарету. В итоге подсадил всю свою компанию. Теперь мы были крутыми. «Просто одноклассники» смотрели в мою сторону с презрением, как на хулигана. Я уже не говорю про девчачий актив класса. Автоматически был записан в наркоманы и падонки. Но все равно зависимости ещё не было. Мог курить, мог не курить.
После седьмого класса я поехал уже «посерьёзному» в пионерский лагерь – в Евпаторию. Там само собой всё это дело усугубилось. Первые ухаживания за девочками. И конечно сигарета придавала солидности и крутости.
Тем летом я первый раз поймал передоз от никотина. Как мы в молодости курили? Всегда обязательно сплевывали себе под ноги. Помните, постояв 15 минут на остановке, от компании юнцов оставалось озеро слюны на асфальте? А тут как-то пришлось курить в компании старших пацанов в помещении. Особо не поплюёшь, и слюну пришлось глотать. Через час после этого я еле выжил, в глазах темно и земля уходила из под ног. Меня в жизни так не выворачивало. Но ничего, обошлось. Продолжал дальше.
В восьмом классе я уже курил постоянно. Тут уже помню марки сигарет. Тогда на прилавках лежал в основном булгартабак и пользовался у молодёжи популярностью. «Ту-134», «Родопи», «Опал», «Стюардесса» и т.д. Меньше курили «Опал»… После поговорки «Кто курит Опал – у того хуй отпал» как-то все начали ссылаться на то, что он слишком горький и ну его нахуй. Из советских «Космос» и «Визит». Но первый был подороже и не так приживался. С «Визитом» меня как-то запалила училка биологии. И в западло мне заставила приготовить реферат о вреде курения. Приготовил, а хули, и выступил, как положено.
Предки, само собой не догадывались, но почву прощупывали всяческими разговорами на эту тему. Я в свою очередь делал серьёзное лицо и бил себя в грудь, типа я не совсем дурак, чтоб здоровье своё губить. В том же 88-году меня батя и поймал с сигаретой. Не то что поймал, а зашел в клубный туалет, где мы в умывальнике, на корточках «смолили» и ржали по-падонкафски. Немая сцена. Подзатыльник сразу всем четверым и «Вон отсюда». Батя у меня был офицером и поэтому вечером разговор состоялся сдержанный с безприкословным решением, что я больше этого не повторю. Но не тут то было. В этом же году я поступил в ПТУ. Тут уж сами понимаете.
В то время я уже покупал себе на день пачку «Космоса» за 70 коп и пачку «Астры» за 25 коп для стрелков в училище. Рубль в день на табак. Ещё мы ездили на Рижский рынок за импортными сигаретами и за 5 рублей покупали «Винстон», «Мальборо» или «Морэ». В 12 микрорайоне Зеленограда, продавали по рублю за сигарету. Учились там неподалёку. Конечно, позволяли себе выкурить одну из пачки сами. Это было блаженство. Вкус чего-то непонятного и неизвестного. Заграница короче. Тогда же появились кубинские «Партагас», «ЛигерОс» (смерть под парусом) и «Монте-Кристо»… Бля, это дёшевый конец всему по 20 коп. Как это можно было вообще курить?
Потом случился табачный кризис. Не западло было самокрутку даже с махры скрутить. На рынках продавали бычки литровыми банками. И это не остановило.
Ближе к армии родители смерились с тем, что у меня в карманах сигареты. Но я как-то стеснялся курить при них. Хоть и было уже можно, но никак. Первый раз мы с отцом вместе покурили у военкомата. Он сам попросил. Мать смотрела и говорила, - Совсем совесть потеряли!? И улыбалась.
В армии приходилось очень тяжело. Бег по сопкам, двенадцатикилометровые фланги на заставе, жаркий климат… Ничто не остановило. Многие пытались бросить, но только не я. 91-й год… Времена для страны тяжёлые. Положенные солдату семь пачек «Дымка» в месяц не доходили до нас. Хотя, что такое семь пачек? Но на заставе с табаком перебоев не было. Больше нуждались в спичках. Прикуривать приходилось и от плиты, и от аккумуляторов. Огонь добывали даже с помощью СПШ (ракетницы), выстрелив в камыши. Верхом всего было огниво, приобретённое у какого-то аксакала. Азербайджанский табак тоже оставил неизгладимые впечатления. Местные шедевры «Мугань», «Ширван» и «Карабаг» навевали воспоминания о кубинском «вырвиглазе». Даже пачки были похожи, мягкие и мятые. Особым шиком была Бакинская «Астра». Бумага была у неё качественная, «с полосочками» и курить её было одно удовольствие. Только крепкие очень. Я после неё, на гражданке «Беломором» не накуривался. Кстати к папиросам всегда относился с уважением. Отечественные и аристократичные. Я никогда не елал ебанутую гармошку на гильзе, сминал только у самого кончика «пяточку», чтоб табак в рот не лез. Смотрелось, как будто курю напрямую, аристократично. Да и батя у меня тоже всегда предпочитал «Беломор».
В счастливые дни «зарплаты» сразу покупались импортные сигареты на соседнем с заставой рынке. Ими там считались «Голливуд» и «Магна». Как то раз задержали на границе трёх нарушителей с контрабандой в несколько ящиков «Магны». Начальство в поощрение выделило на заставу один ящик. Мы, не долго думая, выменяли его на 4 ящика «Дымка» и долго не парились с куревом.
Там, на заставе, лёжа ночью в кровати, и выпуская дым в темноту, я понял, почему мы курим. От чего кайф получаем? В темноте тлел только огонёк, а дыма видно не было. От этого ничего не чувствовалось. Короче, полная шняга, а не удовольствие.
После армии к курению стал относиться философски. Не курил ради понта. Никогда не вылезал из-за стола «после третьей» и не бежал на балкон или на лестницу на перекур. Никогда у меня не стояла банка в подъезде, что бы специально туда выйти и покурить. Курил только для удовольствия. Вот пепельница в туалете – это удовольствие.
Всегда курил какую-то одну марку сигарет. Причём что-нибудь не попсовое. Все эти рекламные заманухи и брэнды-однодневки всегда раздражали меня. Поначалу приходилось и папиросы курить, но я уже упоминал, что меня это не смущало. Со временем материально крепчал и стал курить «Мальборо». Именно «красное», никогда не переваривал облегчённые сигареты и не видел в них смысла. И многие годы не изменял своему вкусу.
В этом году, в «возрасте Христа» я стал много переосмысливать в жизни. Взвешивать и оценивать прожитый отрезок времени. Посчитал и ужаснулся…, я курю 20 лет!!!??? Вроде ещё молодой, но 20 лет стажа курильщика – это так много. Я добровольно убивал себя все эти годы. У меня отец умер в 49 лет, не дожив до «полтинника» ровно три месяца. Тромб, порвался сосуд возле сердца - это напрямую связано с его пристрастием к табаку.
Мне почти 34 года и я не курю уже три месяца. Никаких мучительных метод и самоистязаний. Просто перестал и всё. Понял, что это бесполезное и ненужное дело. Зло, которое сокращает жизнь. А с другой стороны, сколько ещё осталось в нашей жизни зла? Сама жизнь стала опасной. Моя мама умерла в 48 лет от рака лёгкого. Она никогда не курила, даже не пробовала. Как это объяснить? Что ждёт меня? Мне ещё многое предстоит понять.
Я желаю вам всем удачи и долгих лет жизни. Делайте правильные выборы в своей уязвимой жизни.
ЗЫ: Кстати, сейчас если рядом кто-то курит, одним словом когда «ловлю центра» табачные, то невольно вспоминаются те ощущения в старой бане. Тот же запах, неизвестный и «как в первый раз».
2006(с) ПИКИНЕЗЗ