Здравствуйте!
Друзья, нижеследующий текст состоит из двух частей. Первая из них – сугубо сентиментальная и практической ценности не несёт. Если Вы хотите просто прочитать рецепт, пожалуйста, переходите сразу ко второй части – в ней ничего лишнего, только приготовление.
Приятного чтения!
В романе французского писателя Марселя Пруста «В сторону Свана» (Marcel Proust “Du Côté de chez Swann”, 1913) досужий читатель отметит для себя небезынтересный пассаж:
«В один из зимних дней, когда я пришел домой, мать, заметив, что я прозяб, предложила мне чаю, хотя обычно я его не пил. Я было отказался, но потом, сам не знаю почему, передумал. Мама велела принести одно из тех круглых, пышных бисквитных пирожных, формой для которых как будто бы служат желобчатые раковины моллюсков.
Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное. На меня внезапно нахлынул беспричинный восторг. Я, как влюбленный, сразу стал равнодушен к превратностям судьбы, к безобидным ее ударам, к радужной быстролетности жизни, я наполнился каким-то драгоценным веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным. Откуда ко мне пришла всемогущая эта радость? Я ощущал связь меж нею и вкусом чая с пирожным, но она была бесконечно выше этого удовольствия, она была иного происхождения. Так откуда же она ко мне пришла?
И вдруг воспоминание ожило. То был вкус кусочка бисквита, которым в Комбре каждое воскресное утро моего детства угощала меня, размочив его в чаю или в липовом цвету, тетя Леония, когда я приходил к ней поздороваться.
И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чаю бисквита, которым меня угощала тетя, все цветы в нашем саду и в парке Свана, кувшинки Вивоны, почтенные жители города, их домики, церковь - весь Комбре и его окрестности, - все, что имеет форму и обладает плотностью - город и сады, - выплыло из чашки чаю.»
Думается, с каждым из нас случалось нечто подобное. В самом деле, зачастую вкусовые, слуховые и тактильные образы оказываются гораздо сильнее зрительных: стоит им лишь вспыхнуть в нашем сознании, как тут же вслед за ними несутся могучие ветры воспоминаний из прошлого.
В романе Марселя Пруста подобные образы формируют одну единую реальность. Реальность, в которой настоящее, прошлое и будущее главное героя существуют одновременно, и подчас невозможно угадать, какое из них реально на самом деле.
Вкусовые образы (а мы будем говорить именно о них) бывает индивидуальные, а порой и до некоторой степени общие. Пример тому вышеупомянутое «пышное бисквитное пирожное» (фр. «Gateau «Madeleine»): было и остаётся классическим французским десертом, которое без труда можно найти в любой кондитерской.
Сомнительно, что для кого-то из нас вкус этого пирожного может многое значить (справедливости ради стоит отметить, что это всего лишь песочный коржик). Какое же пирожное с той или иной степенью условности можно назвать «общим» для нас?
Школа. Звенит звонок на большую перемену, и все ребята гурьбой бегут в столовую. А там…песочные «колечки», посыпанные жареным арахисом, большущие «коржики» со вкусом гашёной соды. Но нет, всё не то. Было ещё одно: песочный прямоугольничек из двух частей, между ними фруктовая начинка, сверху шоколадная помадка и полоски белого крема!
Как его только и ни называли: «Пирожное песочное», «Песочная полоска», «Пирожное с помадкой» и даже «Школьное». В магазинах оно ещё продаётся, но уже что-то не то, да и слишком сухое. Ну что, попробуем сделать?
Часть 2.
Нам нужно:
Для теста:
мука пшеничная (2 стакана)
сахар (1/2 стакана)
масло сливочное (160 г)
яйцо (3 штуки)
соль
Для фруктовой начинки:
повидло (яблочное, абрикосовое, ягодное – то, что запомнили) (4 столовых ложки)
ванилин
Для помадки:
чёрный шоколад (50 г)
сахарная пудра (70 г)
горячее молоко (2 столовых ложки )
коньяк (о, Боже – 5 г)
Для сливочного крема:
Сахарная пудра (30)
масло сливочное (40 г)
молоко сгущенное (1 столовая ложка)
коньяк (10 г)
ванилин
Тесто. Смешаем муку, сахар и масло до однородной массы.
Добавим яйца. Замесим тесто. Завернув в бумагу, оставим отдыхать в холодильнике на 15 минут.
Вынимаем тесто из холодильника, щедро посыпаем доску мукой, раскатываем тесто в пласт толщиной 1 см. Если тесто получилось cлишком клейкое, не бойтесь добавить немного муки.
Сформируем из теста прямоугольник и аккуратно выложим на противень, выложенный фольгой для запекания (лучше использовать пекарскую бумагу). Не забудьте смазать фольгу сливочным маслом. Выпекаем корж 20 -25 минут в духовке при средней температуре до лёгкого румянца.
Тем временем, подготовим фруктовую начинку: смешаем повидло с ванилином (если повидло слишком жидкое – не бойтесь добавить немного желатина; мне, к счастью, повезло достать практически аутентичное – «космическое»).
Приготовим помадку. Смешаем шоколад, 2 столовых ложки молока, пудру и добавим коньяк. Оставим на время.
Сделаем сливочный крем. Смешаем сахарную пудру, подогретое сливочное масло и сгущённое молоко. Добавим коньяк и ванилин. На время оставим.
Вынем готовый корж из духовки и дадим ему остыть. Затем разрежем на две равные части.
Покроем одну из частей фруктовой начинкой:
Накроем второй половиной коржа. Разогреем шоколадную помадку на водяной бане и быстро покроем ею пирожное:
Дадим шоколаду окончательно застыть. Затем разогреем на водяной бане сливочный крем и покроем им пирожное (можно воспользоваться специальным кулинарным мешком или, как я, обычным полиэтиленовым пакетом, аккуратно отрезав уголок):
Подавать остывшим с горячим молоком или чаем. Кушать, улыбаясь и соря крошками:
Приятного аппетита и добрых Вам воспоминаний.