Год выпуска: 1964
Страна: США
Жанр: чёрная комедия
Режиссёр: Стенли Кубрик
В ролях: Питер Селлерс, Джордж Скотт, Стерлинг Хайден, Слим Пикенс
Яркого атомного утра фтыкателям!
В связи с недавним избранием Трампа и поднятой в масс-медиа детьми всех возрастных категорий истерии по поводу возможности Третьей мировой, потянуло меня на наигоднейшую классику – фильм «Доктор Стрейнджлав», представляющий собой трезвый сатирический взгляд от самого маэстро Кубрика. Картина эта снималась в те благословенные времена, когда кока-кола стоила 25 центов, средний объём двигателя автомобиля стремился к 8 литрам, неграм было запрещено входить в автобус через передние двери, а верхом разврата считался журнал «Плейбой». Соответственно, по обе стороны Атлантического океана палец на ядерной кнопке держали не нанохипстеры и метросексуалы, а вполне себе реальные мужики, готовые ради собственных принципов рискнуть собственной жизнью, ну и заодно будущим планеты.
История закручивается вокруг тайного плана «удара из могилы» американского Генштаба. Как известно, в 60е система глобальных коммуникаций едва делала первые шаги, поэтому средства связи были довольно примитивными. Приказ о ядерном ударе отдавался фактически по слегка улучшенным телефонным линиям, что являлось огромным фактором риска. СССР достаточно было первым ударом уничтожить или хотя бы лишить связи Вашингтон, и США уже фактически проигрывали войну – некому было бы отдать приказ об ответном ударе. Вот и создали острые умы Пентагона секретный «план Р», согласно которому в случае уничтожения Вашингтона любой командир, имеющий в распоряжении ядерное оружие, имел право самостоятельно нанести ответный удар. Правда, гениальные авторы сего плана не продумали возможность того, что особо бравые командиры могут решить поучаствовать в ядерной самодеятельности и ни с того ни сего нанести первый удар. Именно о такой ситуации и повествует фильм.
Начальник авиабазы генерал Джек Риппер, доведённый до белого каления наглостью коммунистов, добавляющих в водоёмы США фтор и таким образом ослабляющих волю американского народа (в скобках замечу, что после 8 лет правления Обамы, начинаешь задумываться, настолько ли был неправ генерал), отдал приказ 32 бомбардировщикам, вооружённым 20-мегатонными бомбами, атаковать СССР. После чего он позвонил в Пентагон, рассказал о сделанном и поставил Генштаб перед выбором – или немедленно запускать ракеты вслед за самолётами, чтобы увеличить шансы уничтожения противника первым ударом или же попытаться отозвать бомбардировщики, за 40 минут угадав код отзыва, на математический подбор которого уйдёт 17 часов. Ситуация осложняется тем, что генерал Риппер, отдавая приказ атаковать, на знал о существовании новейшего советского секретного оружия – «машины Судного Дня», которая автоматически уничтожает всю жизнь на планете в случае поражения хотя бы одной цели на территории СССР.
Сюжет развивается в трёх основных направлениях. Президент и Генштаб США отчаянно пытаются найти способ отозвать бомбардировщики, пытаясь связаться по «горячей линии» с Москвой; экипаж Б-52 героически пытается выполнить свою миссию, уворачиваясь от зенитных ракет, а генерал Риппер держит оборону своей базы от десанта, посланного из Пентагона, чтобы добыть код отзыва….
Фильм снят в характерной для Кубрика методичной и продуманной манере, и радует отсутствием сюжетных дыр и маниакальным уровнем внимания к деталям. Один интерьер кабины Б-52 едва не стоил Кубрику карьеры и американской визы – не имея возможность заглянуть внутрь секретного на тот момент пепелаца, Кубрик решил построить интерьер исходя из своего воображения, и угадал настолько точно (вплоть до последовательности постановки ядерного заряда на боевой взвод), что сразу после премьеры фильма имел неприятный разговор с ЦРУ, которое долго не могло поверить, что режиссёр не стырил где-нибудь секретные планы.
Режиссёр замечательно сатирически отпинал гнилых либералов – уже один президент Пизденеди, как понятно из фамилии, трус и тряпка, стоит приза имени Рэнд. Впрочем, режиссёр решил никого не дискриминировать, так что досталось и «ястребам» - образ непроходимо тупого и агрессивного начальника Генштаба создан великолепно. Одновременно, Кубрик уважительно, хотя и несколько иронично, показал патриотизм простых вояк, летящих на подбитом самолёте навстречу верной смерти, но при этом не забывающих неукоснительно следовать служебной инструкции. За одну только произнесённую спокойным голосом фразу «капитан, утечка топлива усилилась, поэтому мы скорее всего не выйдем из зоны поражения» фильм уже заслуживает занесения в золотой фонд военных картин.
Актёры, разумеется, также не подкачали. Уж чем, а мискастингом Кубрик никогда не грешил, поэтому Питер Селлерс попросту великолепен сразу в трёх ролях – президента, капитана Мандрейка и доктора Стрейнджлава. Джордж Скотт отжигает в роли ястреба в вакууме, а настоящий 100% ковбой Слим Пикенс, исполняющий роль майора Конга, до съёмок фильма занимавшийся в основном родео, даже не играет, а живёт своим персонажем. Ну и приятно посмотреть на ещё молодого обладателя голоса Дарта Вейдера в небольшой роли.
Итог: отличная классика, несомненно заслуживающая про(или пере-)смотра.