МАНЯ. Часть 40. КОДА.
Квартира сдалась уже на третий день после окончания ремонта, ещё и претенденты аукцион устроили, но зампредседателя райисполкома убрал всех, предложив цену, как за нашу трёшку и предоплату за шесть месяцев вперёд, а именно триста рублей, - я вижу, что вы хоть и молодые, но разумные, хотя и бедные. Скрывать не буду, - моя жена осталась в Тюмени. Курю, пью без фанатизма, баб буду водить, свинячить не буду. Мне бы поближе к работе, на годик примерно, пока не обустроюсь. Вы рот на замке держите только.
Соответственно с трёшкой закончили за неделю, - там тупая косметика и электрика. Настало время переезжать, с Аркадием Борисовичем расставались тяжело, - привык я к вам, надеюсь, что хоть чем- то помог.
- Дядечка Аркадий, ну мы же рядом совсем, я с вами вечером гулять буду, а Андрей на коньяк заходить будет. Вы же сами нас наставляли на самостоятельность, спасибо вам за всё! Приходите к нам в любое время, приготовим вам вкусного.
Наша квартира на втором этаже, крайние три окна справа, ещё одно на торцевой стороне:
-Обязательно буду заходить, за Марией Владимировной присматривать. Андрей, залезть на кухонную антресоль, там слева большая коробка, -снимите её, только осторожно, там стекло.
Вот, подарок вам на новоселье. Всё новое, я даже не вскрывал.
В коробке был большой красивый столовый сервиз Дулёвского фарфорового завода:
- Ой, спасибочки! Куда нам такой большой и дорогой, - целых 60 рублей.
- Берите, берите, не Мадонна, конечно, но Дулёвский фарфор - уважаемая старинная марка. На хорошей посуде и еда вкуснее.
Немного пришлось повозиться с комплектацией швейной мастерской, но Палпалыч отдал мне полдюжины больших списанных шкафов, из которых я собрал раскроечный стол и стеллажи для ткани.
Маша на две недели отправилась работать к Раисе в ателье, подучиться мастерству в некоторых тонкостях. В качестве гонорара ей выделили два стареньких портняжных манекена женского пола, - Раиса убедила, что ориентироваться надо на женские платья, блузы и юбки, - на это всегда будет спрос. А для мужчин - джинсы, если имеется выход на ткань и фурнитуру.
Тот манекен, что потолще, Маня язвительно подписала : Воронцова. В просторной мастерской Маше было очень удобно работать, чем она и занималась с утра до вечера, прерываясь только на тренировки - матчи, прогулки, и обязательный послеобеденный сон. С готовкой мы особенно не заморачивались, только на выходные, - я имел доступ к бесплатным талонам, и таскал домой судки, - в институтской столовой готовили просто, но вкусно, идти было от дверей до дверей меньше ста метров. Но чаще сама Маня подходила к институту, забрать обед, пока всё горячее. Пирожок не входил, покупал на свои.
Удивительно, но с каждым днём мы влюблялись друг в друга всё сильнее, - прав был профессор, ну на то он и специалист и взрослый мудрый человек. Про себя я кое-что понимал, причём достаточно объективно, ничего особо сложного, - ну повышенное чувство справедливости, некоторая вспыльчивость и наивность, о вот как он Маню выверил до миллиметра, так это волшебство какое -то, хотя, если они с Татьяновной вместе разгребали...
Дело в том, что у нас с Машкой полностью совпадали приоритеты и интересы (кроме спортивного противостояния ЦСКА - Буревестник, но там армейцы крыли пернатых, как бык овцу), и она была очень компромиссной, сохраняя при этом свою позицию. Мы не только ни разу не поссорились, а даже голос не повысили, - это полностью её заслуга, - девочка из ниоткуда умела всё правильно решать. Много позже я нашёл где-то цитату, или афоризм : умная женщина погасит любой конфликт, а мудрая не даст ему появиться, - где-то так.
Всё это побуждало нас на труд , - сначала на очень тяжёлый, потом вышли на приемлемый. У Маши появилось большое количество клиентуры, - хорошая портниха была на вес золота, стоило качественно пошить пяток интересных моделей, как уже образовалась очередь. Так в доме у нас появились ещё две барышни, находящиеся в положении ( не от меня, понятное дело). Татьяновна сделала им справки о тяжёлом течении, и они пошли в декрет уже на третьем-четвёртом месяце, с сохранением заплаты на основном месте работы. Подработка в 80 рублей, рядом с домом, в тепле и светле, без поднятия тяжестей, - где ещё найдёшь, как раз на эти деньги всё можно было купить для ребёнка, а ещё и нашить всяких пелёнок-ползунков-чепчиков ( в нерабочее время, конечно.
Утром они вместе гуляли в парке перед работой, обедать уходили домой и приходили через два часа, хорошенько отдохнув. Маша взяла на себя обмер и раскрой, Алла, которая постарше, села за ещё одну машинку, а Лена полностью занималась джинсами. Работали до 19.00, после чего за ними приходили мужья, с которыми мы частенько выпивали по паре пива на кухне, пока девчонки убирались и собирались домой. Пару раз вшестером в кино ходили даже.
Что по ценам, - вот такое платье отлетало за 100-120р, при себестоимости в 60-65р. Изготавливалось за день :
Женская тройка юбка-блузка-жилет тоже в такие деньги и за тот же срок:
Джинсы скидывали по 90 рублей перекупам, - мы шили три разных ходовых размера и не обрезали низ, чтобы под любой рост подходили. (подшить длину можно было в любом ателье за пару рублей и десять минут).
Я перестал помирать на мясокомбинате, - рыболовные приблуды и несъёмные болты на колёса ( 25 р. комплект- 4 болта и два накидных ключа- съёмника с эксцентрической головкой- изобретение моего завлаба) позволяли не отставать от Маниной артели. Мы подумали и купили Запор- мыльницу, годовалый, с пробегом меньше 5 000 км, но свалившийся с трассы в каменистый кювет, за 500 р. Деда отогнал мятую коробку на автокомбинат, где из него сделали суперкар, восстановив кузов и выкрасив в морковно-серый цвет по колеровке Маши, перетянули сидушки и ещё много чего наколдовали,- вот это вам на свадьбу доводка, - сказал деда , тогда не было слова тюнинг.
Ну где-то так, только сзади ещё воздухозаборник пристроили, - летом Запоры сильно грелись:
Удивительная машина, кстати, - из-за заднего расположения движка, спереди были большие и длинные ниши над педалями. Мастера поколдовали над высотой и углом сидения, и я, со своим ростом, имел хорошую посадку, обзор и эргономику. Большой верхний багажник ( почти до переднего свеса) позволял сделать правильную развесовку и достаточную нагрузку на рулёжный передок. Кроме того, аппарат бодро гонзал по любому бездорожью, был удобен в парковке и проездах в узких местах. Слабая динамика не была большой проблемой, - в Москве и тогда не особенно было можно разогнаться. Нам хватало по уши, - в понедельник съездить на закупки тканей прочих швейных дел, а в воскресенье, - куда-то искупаться неподалёку, обычно на Академические пруды.
Не Варадеро, но был тир, разливуха пивная и буфет с вином, сигаретами и бутербродами., а также волейбольная площадка весьма среднего качества, но в плане размяться годилась.
проточно - родниковая вода у плоского берега нагревалась быстро, а вот на середине, над ключами, тёплый слой был меньше полуметра, так что утопленники случались часто.
На другой стороне пруда, за зарослями кустарника, сохранился один из двух гротов постройки 1806 года, из усадьбы графа Разумовского.
Фото 1906 года:
А вот 1986 год:
С этими гротами связана история одного убийства :
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%
В описываемое время грот постоянно заваривали решётками, ибо он стал прибежищем желающим выпить, совокупиться или опростаться. Решётки держались недолго, и всё возвращалось на свои места.
*
Где-то в середине июля мы зашли к бабуле с дедой на пироги, вернее, заехали. Маня уточняла что-то по бельевым швам, а мы с дедой пошли во двор на предмет осмотра ушастого линкора. ТО проходил по привычной схеме: мы с дедой приподняли лёгкую морду, а детвора подсунула под брюхо скамейку. Прошприцевали передок литолом, протянули машину вперёд, задрали зад и набили оставшиеся четыре маслёнки. Деда открыл капот движка, полазил тряпкой, - всё чисто, за машиной я следил, благо на работе было время, да и соседи- танкисты помогали, - даром что ли я их за водкой возил.
- Внучок, куда в отпуск-то предсвадебный собираетесь? Времени совсем мало осталось.
- Да никуда наверно не поедем, - в машину вложились, материалом затарились, опять же двух кур с икрою пасти надо. Хотелось бы на море Машку вывезти, но не выйдет наверно в этом году.
- Выйдет. Собирай инструмент, пошли домой.
Дома деда выудил из кармана записную книжку, ухватил телефон и ушёл в дальнюю комнату, откуда до нас неразборчиво доносился его убеждающий бас. Минут через пять он вернулся к нам, выложив на стол 150 рублей зелёной и золотистой бумажкой, - едете на две недели в Коктебель, на нашу турбазу, мы там с тобой восемь лет назад были, Зоя так и осталась комендантшей примут, как родных. Домики, если ты помнишь, - на четыре человека. Чтобы вам не мешал никто, я купил четыре путёвки, - хотите вдвоём живите, хотите друзей возьмите, только на них питание и проезд не распространяются, но и так дёшево выйдет. На развлечения денег не дам, - мать немецкий гарнитур покупает - зашедшись в речи, деда не заметил, как бабуля засунула Маньке пять червонцев за шиворот, - на две недели хватит, если не шиковать.
Машенька радостно расцеловала прародителей, и мы побежали собираться.
Сначала мы выбрали попутчиков, - мой друг Генка (у него мама работала главредом в правдинском издании " Экономика и жизнь", мамы знали друг друга.
У Генки была цель, - генеральская дочь Оля Сафонова, моя одногруппница по дневному отделению, у нас в то время завязались отношения даже строгий генерал одобрял альянс, хотя и мечтал выдать дочку за военного, - у него сил уже не было терпеть её закидоны, - 23 года кобылице, все углы и кусты на своём районе обтёрла. Меня тоже надолго не хватило, - генерал понял, и зла на меня не держал.
У Гены были жилищные проблемы и весьма покладистый характер, но активно клеить Сафониху он побаивался из-за меня, - барышня всё надеялась, даже когда узнала про нашу с Маней грядущую свадьбу. Мы их собрали у себя, и выдали все расклады. Ольга сначала назвала меня нехорошим словом, но выпив пузырь водки с тремя бутылками пива, предложила жить вчетвером, получила отказ и унесла Генку в нашу спальню, как птица Рух в своё гнездо. Ради доброго дела мы с Машей переночевали в мастерской, - она на диванчике, а я на гостевой раскладушке.
Во вторник Сафонова принесла мне на кафедру 200 рублей, - решите там все вопросы, только с Гены ничего не проси, отец с собой ещё нам даст, накроем вам поляну, вчера сосватались . Не хочешь попрощаться? На кафедре нет никого - Сафониха нагнулась к токарному станку 1К-62, сделав вид, что изучает таблицу подач и оборотов, подтянув и так мизерную мини-юбку.
- Угомонись уже, ты барышня интересная, но не начинай опять всё в своей жизни портить, - папа с мамой ещё благоволят, квартиру и машину купят, Генку продвинут, - он толковый и из хорошей семьи.
-Ну и ладно, наверно ты прав, извини. Мы собрались и ждём зелёной ракеты.
Как это не странно, но отдых у нас прошёл просто великолепно, Планерское , как и раньше, радовало песчаным пляжем с мелкой галькой, разливным пивом ,вином ,и знаменитыми крымскими пирожками, - здоровенными лаптями грамм на 300, куда гораздее неплохих чебуреков. Стоили они 24 копейки, на рубль их хватало на целый день.
* К слову сказать, после развала СССР каклы примерно за 5 лет уничтожили этот прекрасный уголок Крыма. Начали лепить хибары, кто во что горазд, поставили бетонный заводик и сыпали туда песок и мелкую гальку прямо с пляжа, взамен завозя вулканический грунт с Кара - Дага, устроив там карьер, хотя раньше даже экскурсию туда можно было только по согласованию с властями. Волошинскую усадьбу ( санаторий писателей) попросту разворовали, как и всё другое, что можно оторвать и открутить. Болгарские и татарские сады с чудесными фруктовыми деревьями, вырубили и застроили говноскворечниками без очистных сооружений, - всё в море или в лощины по склонам. Из всего богатейшего мира насекомых, за некоторыми из которых охотился Набоков, остались только мухи, комары, клопы и тараканы, а ведь там было развито пчеловодство, - разнотравье давало вполне достойный и дешёвый продукт. Я не терплю одувана, но вот относительно объективно, хотя это щенок пуделя там не был в 70-е.:
https://varlamov.ru/1842498.html?page=12
А вот более глубокое :
https://crimeahistor.livejournal.com/21254.html
8
С Генкой и Сафонихой мы сразу договорились, что на завтрак они уходят первыми, а после ужина любуются красотами природами примерно час, а остальное время для них. Надо сказать, что я с Маней бухал мало и редко, - не хотелось её дразнить, хотя она уже к этому ровно относилась, и мы отдыхали очень активно, - волейбол на пляже, плавание, экскурсии в Керчь, Феодосию, Судак, - принципиальными были только восемь-десять часов сна ночью и часок днём.
Понятно, что вечеряли иногда вместе.
Это мы из Судака приехали, с винными шедеврами внутри. Все, кроме Мани, ясен пень. Фотографировали на шлёпанец, ещё пять лет хранились в гараже.
Большое спасибо бро Альберту Рихтеру за обработку снимков!
Мы с Маней на пляже :
Фото сделано в конце июля 1979 года, за два месяца до гибели Маши.
Уже говорил, что долго думал, - придумать другую концовку, или написать, как было. Соврать проще, но это было бы нечестно по отношению к памяти о Маше. Простите, если расстроил кого-то этим.
*
Вернувшись в Москву, мы с радостью обнаружили, что Алла и Лена не сидели сложа руки (ещё бы, бабуля каждый день наведывалась с проверкой и обучением) и отшили 25 пар джинсов, а ихние мужья поставили все клёпки. Мне осталось только оседлать мистера Морковкиного и сгонять на Беговую и скинуть партию за два с четьвертью косаря голодному перекупу. Жизнь налаживалась, девчонки набросились на блузки, - маячило 1 сентября, - самый улёт.
Всё с деньгами состоялось, заказали кафе Рига на 14 октября, - само помещение и кухню с поварами - интерьер хороший, место удобное , цена лояльная, по 15 рублей на человека с умеренным количеством спиртного и без всяких поросят с выносом, почти фуршет, но зато с разноцветной икрой и разной белой рыбой. на 25 человек вышло 400 рублей, на второй день для дружбанов зарядили отсек небольшой в Жигулях на Калпроспекте, рублей так на 200.
Фото только такое нашёл, тогда ещё Рижской эстакады не было, и край кафе заслоняют постройки ж\д складов:
Жигули:
Я виноват, - заморочившись с этими ремонтами и логистикой, пропустил ключевой момент, - Машка через Гулю нашла своих родителей, - они обитали где-то на краю Альметьевска, работали на трубном заводе грузчиком и уборщицей, - отрасль платила хорошо и они благополучно спивались в хибаре (сначала у них был приличный дом, обмененный на однушку в Москве).
Я туда и обратно, - всё-таки мама и папа, жизнь мне дали. Я их и не помню совсем, мне три года было, когда они уехали
- Что-то тебя раньше это не беспокоило.
- Да, но сначала я была маленькой, бабушка о них никогда не говорила, потом ты сам всё знаешь.
- Ладно, скатайся, я не против, только не зависай. Позвони мне оттуда, - встречу на вокзале.
- Куда я от тебя денусь! Я с вокзала позвоню, когда приеду, а потом, - когда билет обратный возьму , у родителей там телефона нет.
- Лады. Тебя точно на Казанский подвозить не надо?
- Точно, у меня сумка лёгкая, там сменка, книжка для поезда, батон копчёной колбасы, конфеты. На ужин бутербродов взяла, а днём в вагон - ресторан схожу. Так что я на метро, а ты отдохни, и так накатался сегодня с утра, можешь Алку с Ленкой пораньше отпустить.
- Ну уж нет, пусть работают, мне они не мешают.
Маша упорхнула, чмокнув меня в щёку, - не скучай, я скоро.
Через сорок минут она отзвонилась с вокзала, - я на месте, иду на посадку, уже скучаю по тебе, мне кажется, что я очередную глупость делаю, но мне хочется узнать, - как они там?
Ну вот что мешало мне сказать ей : Возвращайся, хрен бы с этими билетами? Но нет, - Мафа, это твой выбор. Она и уехала.
Через сутки с хвостиком Алла мне сообщила - Мария Владимировна звонила, - она доехала и взяла такси до адреса, всё отлично, вам привет передала.
Через три дня на кафедру пришёл майор Гуля : Альберыч, не знаю, как сказать, крепись , друг.
- Сорвалась?
- Много хуже, Маши уже нет с нами.
- Как нет? А где она?
- На небесах она. Доставай стаканы, я коньяк принёс, тебе сейчас выпить надо, иначе мозг выгорит.
Я на автомате достал посуду, два ябока и выпил стакан залпом, - что произошло, авария?
- Хуже, Альбертыч, стократ хуже. Вот ещё 100 грамм держи.
- Не тяни, Гуля и откуда ты это узнал? Маня же не на твоём участке прописана.
- Когда родителей её пробивал, вышел на тамошнего участкового, - знаешь же как бывает, - прописаны в одном месте, а проживают в другом, он тоже татарин оказался, поболтали о том, о сём, вот он мне и отзвонился.
Приехала она к ним, а там дым коромыслом, - аванс же первого числа как раз. Встретили плохо, но за стол посадили, самогона налили, а она же не пьёт, и тут началось, - брезгуешь, шлюха московская, и всё такое, мы из-за тебя и бабки твоей в эту дыру попали.
Маша из-за стола встала, извинилась за беспокойство, оставила подарки и пошла на выход. В сенях её мамаша догнала и топором по голове рубанула сзади. Одно утешение, что не мучилась девочка.
Обшарили её, нашли денег двести рублей, накупили ещё синьки, ещё выпили и мать отцу наказала , - расфасуй её по мешкам от картошки , и камней туда положи, - в Бигашку потом сбросим, кто её искать тут будет ,только на улице всё сделай, а в сенях курицу забьём, после того, как полы вымоем. Тот и подчинился. Только они так нажрались, что спать завалились, а мешки собаки бродячие порвали и что пожрали, что растащили, - это соседи, такие же алкаши, что за тем столом сидели, рассказали, - они ушли сразу после убийства, а на следующий день пришли сдаваться и сдавать.
Ты прости, Альбертыч за детали, но эти упыри в отказе, тебе придётся на опознание туда ехать, они все документы и вещи сожгли.
Я съездил, прихватив с собой Воронцову и Герца, - не мог находиться один сильно пил, и это было хорошо на тот момент, - иначе бы точно разума лишился от увиденного. Катя сунулась было попрощаться с подругой, но рухнула уже в дверях. Надо отдать Якову должное, - он побелел лицом, но удерживал меня за плечи, - она это. Выведите этих двух на свежий воздух, я сам бумаги подпишу.
Похоронили Машу в закрытом гробу на Миусском, рядом с бабушкой. Похороны были достойные, там почти все персонажи собрались, а я не пошёл, - для меня всё кончилось раньше.
Обидно, что деда получил первый инфаркт, причём в рейсе, но доехал до Аэровокзала, довёз прилетевших. Бабуля обошлась без катастроф, но тоже попала к Татьяновне из-за гипертонического криза. Аркадий Борисович не пережил второго инфаркта, скончался в реанимации, царствие ему небесное.
*
Про что я писал эту тягомотину?
В первую очередь в память о Мане, моего совершенно удивительного человечка, давшего мне всё, что может дать девушка юноше, про хороших людей того времени, которых было очень много. И про зло тоже. Хотел вам рссказать и показать от первого лица жизнь тех лет. Как вышло, - не мне судить.
Прошло уже больше сорока лет, а я так и не понял, - правильно ли я сделал, пытаясь изменить её судьбу? Сидела бы сейчас на скамеечке у дома, кормила голубей, сверкая латунными зубами. Кривая и косая, но живая же.
В качестве позитива - Герц женился на Воронцовой, и через два года они уехали в Минск по истечении контракта. Там Катька родила ему двух рыжих близнецов, Гошу и Гришу. Я пару раз к ним ездил, - Воронцову не узнал совершенно, - такая вся хозяйка и мама, а Герц там по развитию всей этой электроники по адинистративке вверх пошёл.
Вот и всё, ребята.