Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

Василий Пригодич :: «Я сам расскажу о времени и о себе», или интервью Бродского
Любезный читатель, осмелюсь предложить Твоему вниманию замечательную высокодуховную книгу: Иосиф Бродский. Книга интервью. Четвертое, исправленное и дополненное издание. М. Издатель Захаров. 2008. 784 С. Тираж 3000 экземпляров.

1

Все в полном порядке в нашем литературном саду-«вертограде», если такая книга выходит четвертым изданием. Тираж «всего» 3000 экземпляров, так это же не Маринина-Донцова-Устинова.  Заголовок статьи я заимствовал из гениального поэтического завещания Владимира Маяковского «Во весь голос»… В интервью выдающемуся литовскому поэту Томасу Венцлове Бродский так отозвался о своем великом предшественнике: «… у Маяковского я научился колоссальному количеству вещей» (С. 359; журнал «Страна и мир», № 3, 1988).
Составитель книги (Валентина Полухина, «профессор русской литературы, Англия») и знаменитый издатель, «первооткрыватель» Бориса Акунина, Игорь Захаров в кратком предисловии свидетельствуют: «Выбрать из 176 интервью самые интересные, самые содержательные, избежав повторений, оказалось весьма непросто… Многие интервью печатаются в этой книге впервые, причем не только по-русски, но и вообще впервые в мире» (С. 5). В книгу включены  наиболее значимые интервью поэта 1963-1995 гг., данные разным «совопросникам» из разных средств массовой информации в разных странах и на разных языках.

Сразу зафиксирую: издание завершается весьма глубокой, тонкой и содержательной статьей Валентины Полухиной «Портрет поэта в его интервью», исчерпывающей «Библиографией интервью Иосифа Бродского» и именным указателем. Составитель специально оговаривает, что в книгу не включена ни одна «беседа» Бродского с известным музыковедом Соломоном Волковым по той простой причине, что эти тексты тщательно редактировались, микшировались, переиначивались и т.д. (Соломон Волков. Разговоры с Иосифом Бродским. N.-Y, 1997; Соломон Волков. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998). Книги чудесные, но в них затушевана живая неповторимая вербальная повадка поэта. В интервью, вошедших в рецензируемое издание иногда в «обратных» переводах, прекрасно ощутима живая, нервная, иногда сбивчивая речь Мастера-мыслителя.
Поэзию Бродского многие преданно любят, многие преданно ненавидят. Дело житейское: каждый человек имеет право на частное мнение по частной проблеме. Замечу, что когда я был молод, все подражали Есенину (самые «продвинутые» – Блоку), сегодня бесчисленные эпигоны Бродского заполонили поэтические разделы буквально всех «бумажных» и «сетевых» изданий. Это неоспоримое явление длится уже четверть века. Сам я, грешный, Бродского "обожаю" (прелестное словечко из лексикона барышень –«институток» – благородных девиц), осознанно и продуманно числю его величайшим метафизическим поэтом прошлого века. Почему метафизическим? Читайте – и «обрящете».

Я думаю ТАК, Ты, читатель, возможно, считаешь иначе (ради Бога). На мой вкус и взгляд, Бродский, медальным профилем «наплывший» (словечко Осипа Мандельштама) на мировую литературу, реформировал русскую поэзию. Как? А так: уподобим русскую классическую поэзию великолепной «лакированной карете» (первоначальное название романа Андрея Белого «Петербург») с дивными лошадками, мягкими рессорами, венецианскими стеклами, шелковыми обоями, меховыми «полостями». Красиво до обморока, величаво, шедевр словесного искусства. Поэзия Бродского – некий «Ягуар» или «Бугатти»» с иным дизайном, выверенным в аэродинамической трубе ураганного двадцатого века, с иными мощностями и скоростями. И «Ягуар», и «Бугатти» с их «обводами», моторами, «подвесками», кожаными сидениями – неоспоримые шедевры. Как говаривали в старой России: кто любит попадью, а кто – попову дочку.

Иосиф Александрович старше меня на восемь лет: поэт пользовался высоким покровительством Анны Андреевны Ахматовой, а я – одиннадцатиклассник – присутствовал лишь на ее отпевании в Никольском соборе. В юные годы я видал его мельком много раз. Могу сказать с горькой печалью, что с годами я стал другом его друзей («иных уж нет»). Жизнь странна и печальна. 30 января 1971 года мы хоронили великого гуманитария академика Виктора Максимовича Жирмунского – теоретика литературы, стиховеда, лингвиста, непосредственного участника литературного процесса Серебряного века, «пестователя» нескольких поколений питерских филологов. Я был тогда весьма близок семье своего учителя. Ваш покорный слуга нес гроб «в ногах», слева был Бродский, справа – выдающийся теоретик и практик русского стихотворного перевода профессор Ефим Григорьевич Эткинд. В накатанном процессе похорон покурили пару раз с «культовым» уже тогда «рыжим». Разговор состоялся пустяковый, но я его запомнил. Иосиф Александрович пророчески заметил, что после кончины Жирмунского не выйдут в свет ни том Джона Донна в серии "Литературные памятники" (основным переводчиком должен был быть Бродский: сбылось буква в букву – книга так и не была издана), ни наша с Александром Лавровым статья с приложениями «Стиховедческое наследие Андрея Белого» в журнале «Вопросы языкознания» (академик был его главным редактором и всячески споспешествовал опубликованию данного «опуса»). Статью (имя Андрея Белого, а тем паче его неопубликованные тексты были тогда практически запретными) опубликовал лет десять спустя легендарный Юрий Михайлович Лотман в одной из легендарных тартуских «Семиотик» ("Труды по знаковым системам"). В начале девяностых годов Иосиф Александрович хотел дописать пару страничек к моей рецензии на первое издание книги Константина Азадовского "Небесная арка" (переписка М.И.Цветаевой с Р.М.Рильке). Не сложилось по причине, о которой я умолчу. Вот и все. Не густо, но занятно.

Читатель, вероятно, я утомил Тебя столь затянувшейся преамбулой. Прости великодушно. О чем свидетельствует Бродский в своих интервью? Обо всем. О трагедийности жизни и смерти, о вере и неверии, о неизбывной «тоске по мировой культуре», о месте человека в мире и миропорядке, о поэзии и поэтах (прежде всего об Ахматовой, Цветаевой, Мандельштаме, Пушкине, Баратынском, Вяземском, Уинстоне Хью Одене, Дереке Уолкотте), о войне и мире, о судьбах государств и цивилизаций, о мировом литературном процессе, о писателе и тирании, о Тебе и обо мне. Поражает вселенская философская умудренность и просветленность поэта, его великодушие, милосердие, некий дзенский юмор, невероятная культурность и духовная опрятность. Мысль поэта (простите за пошлость сравнения) не стрелой, а ракетой пронизывает сверхбытийные слои эфирного «вещества», именуемого ныне «ноосферой».
Приведу лучшее из известных мне определений того служения, которому Бродский посвятил жизнь: «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства – речь, то поэзия – высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и тому подобное. Это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали: данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания» (С. 721; июль 1995 г.; интервью «Московским новостям»).

Магистральная тема практически всех интервью Бродского – Россия, ее тяжкое прошлое, непредсказуемое грядущее, фатальные болезни и сверхъестественная способность к исцелению-воскрешению, ее литература: одномоментно – кривое зеркало и путеводительный прожектор. Многочисленные недоброжелатели поэта упрекают его в пресловутой «русофобии». Не удержусь, напомню «зоилам» фразу Бродского из интервью польскому журналу «Przekroj»: «Бояться, опасаться за Россию не нужно. Не нужно бояться ни за страну, ни за ее культуру. При таком языке, при таком наследии, при таком количестве людей неизбежно, что она породит и великую культуру, и великую поэзию, и, я думаю, сносную политическую систему, в конце концов» (С.673; июль 1993 г.). Поверим гордым словам провидца.
Бродский сказал это полякам. Помнишь ли Ты, читатель, о том, что самые тяжелые и длительные войны Русь-Россия вела не с немцами и турками, а с Речью Посполитой. А воз и ныне там (натовские ракеты).
Изредка Бродский в своих высказываниях монотонен, впрочем, повторы высвечивают новые грани смысла. Эта книга – одна из лучших,какие я прочел за последнее десятилетие.

Читатель, прибегну к кулинарной аналогии: едал ты, возможно, улиток, устриц, лягух склизкокожих. Не болит живот? Побаливает! Прочитай книгу Бродского – ржаной горячий хлебушек, испеченный не на поточном хлебозаводе, а в русской печи русской литературы, по старым рецептам, но с изысканными заморскими пряностями. А дух-то какой идет от поджаристой корочки, голова кружится. Русская печь, кстати, – величайшее создание нашего национального гения: отопление, приготовление еды и баня в одном агрегате. Сказанное целиком относится и к книге интервью Бродского. В одной отличной книге упрятаны три отличные книги: о литературе, о человеческой и  нечеловеческой судьбе, о здравом житейском смысле.

P.S. В новом выпуске «Территории бизнеса» обсудим роман Захара Прилепина «Грех» (премия «Национальный бестселлер» за текущий год).
21 августа 2008  г.

 Василий Пригодич
29-08-2008 20:10:30

Дорогая Мандала!

Вы цитируете по памяти тексты Бродского. Если бы Вы знали, как я рад. Бродского СЕЙЧАС проактически НИКТО не читает. Но это проблемы покойного поэта, а не современных читателей. Целую ручки.



 шпрота-мститель
29-08-2008 20:16:40

Когда чиатешь твои сочинения, Автор, ощущение, что в мозги ввничивают "длинный косой шуруп".

Ну к чему ты привёл эту вымученную хуету "от подруги"?

Петушка хвалит кекуха, теперь приведи своё письмо к ней. Если ты сейчас такой жеманный и неестественный, какой ты был в молодости, когда был "на 8 лет младше Бродского"?



 шпрота-мститель
29-08-2008 20:19:37

Его и ПРИ ЖИЗНИ практически никто Не читал. Как и многих других незаслуженно раздутых имён.
Типа Евтушенко, Рождественского и Вознесенского.



 Василий Пригодич
29-08-2008 20:21:41

Дорогой Друг!

Покорнейше прошу обращаться ко мне на Вы.

Знаете ли Вы, как подписывал Есенин (иногда) сборники своих стихотворений, в частности, Ивану Приблудному: Читай, дурак, учись. Вот именно с этой пропедевтической целью я и разместил письмо Т.В.Черниговской. НАШЕ литерутурное тщеславие, сынок - я Вам в отцы гожусь) удовлетворено много десятилетий назад.



 шпрота-мститель
29-08-2008 20:36:38

Не знаю, как подписывал Есенин Ивану Приблудному.
Мало того, даже Ивана Приблудного не знаю (и подозреваю, что ничего не потерял).

Наличие массы заплесневевших пыльных фактов в жеманной голове, увы, не предполагает уважения к их обладателю.

В отцы ты мне не годишься хотя бы по причине непроходимой глупости и жеманства.



 шпрота-мститель
29-08-2008 20:37:22

Пригодич, ты когда на клавиатуре печатаешь, мизинчик отгибаешь?


29-08-2008 20:40:14

лучше вбитый шуруп, чем вкрученый гвоздь(с)


29-08-2008 20:41:18

поэзия Броцкова как проза Набокова- нечто обволакивающее. Б/П гениально!!!
Из ниоткуда, с любовью, нацтатого мартобря...



 Русскоязычная
29-08-2008 20:42:51

откуда ты,шпрота?


29-08-2008 20:43:48

новые приключения неуловимых шпрот


29-08-2008 20:45:33

Базука, вы не написали наш ответ Чемберлену?


 бывший
29-08-2008 20:45:50

>Пригодич, ты когда на клавиатуре печатаешь, мизинчик отгибаешь?
И попку оттопыриваетъ.



 Василий Пригодич
29-08-2008 20:46:05

Дорогой коллега!

Выражение "Я Вам в отцы гожусь" является старинной непристойной шуткой старопитерской (вариант известнейшего русского присловья про "маму". Вкурил, ас пелотажа в пелотке.



 бывший
29-08-2008 20:46:56

>Базука, вы не написали наш ответ Чемберлену?
Угу, тоже интересует. Добрый вечер, уважаемый Автор. Текст читать надобно или обойдусь?



 Василий Пригодич
29-08-2008 20:47:45

Дорогой коллега!

Я не отопыривая попку. Я под нее засовуваю-закладываю нефритовый янский жезл (а то девать некуда).



 Василий Пригодич
29-08-2008 20:48:56

Дорогой Бывший!

Странный вопрос Вы соблаговолили задать. Разумеется, читать ни в коем случае не надо. Боже, упаси.



29-08-2008 20:49:06

29-08-2008 20:46:56         бывший

к своему стыду комментил по последним комментам, мне противококазано эмоционировать

доброго вечерочка



29-08-2008 20:51:38

вполне приличное лицо у этого бродского..надбровные дуги немного подозрительны и подбородок угловат, а так ничо..


29-08-2008 20:53:33

29-08-2008 20:51:38         natural mystic.

это вы коллега с позиции какой расы оцениваете?



 бывший
29-08-2008 20:54:44

>Дорогой Бывший!
>Странный вопрос Вы соблаговолили задать. Разумеется, читать ни в коем случае не надо. Боже, упаси.
Уважаемый Василий Пригодич. Некоторое время назад я решил для себя более не читать Ваших
текстов, поскольку не нахожу в этом, внешне благопристойном занятии, ничего, кроме изящного
пустословия. Тексты Ваши - некий литературный Уроборос, античный змей, кусающий себя за хуй.



 Василий Пригодич
29-08-2008 20:55:06

Шпрота, дорогой, сравнить Бродского с Евтушенко-Вознесенским (хорошо начинал, кстати) и Рождественским, не прогневайтесь, может только наипоследний мудаг.


29-08-2008 20:55:57

прочитал креатив и понял
чтобы быть в центре внимания надо суметь дохуя прожить и при этом уметь тусоваться



 Василий Пригодич
29-08-2008 20:56:52

Простите за то, что Вас раздосадовал и Вам не угодил. Вам не нравятся мои тексты: это моя проблема, ни в коем случае не Ваша.


29-08-2008 20:57:45

какой же я убогий... ни Бродского, не Евтушенок Вознесенских не читал...

все потому что быдло, да...

отговорила осень золотая (с)



29-08-2008 21:02:12

типичный монголоид, а что, я не прав?


 Русскоязычная
29-08-2008 21:03:11

шпрота молчит как партизанка


 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:04:57

>29-08-2008 20:51:38        natural mystic.
>
>это вы коллега с позиции какой расы оцениваете?
Семитообразующей



 бывший
29-08-2008 21:05:31

>Простите за то, что Вас раздосадовал и Вам не угодил. Вам не нравятся мои тексты: это моя проблема, ни в коем случае не Ваша.
Раздосадовал - неверное определение, по крайней мере - не соотвествующее внутренним впечатлениям. Чтобы уловить метафоры, аллюзии, и прочая литературные приёмы, в изобилии разбросанные по Вашим текстам, читать приходится внимательно, порою вспоминая то мифы античности, то первоисточники цитат, то хронологию. Почитал, поуважал эрудицию автора, повосхищался собственной и что в сухом остатке? А ничего, хлопнула петарда с шумом и вонью - и нет её, только сизый дымок тает в морозном воздухе. С точки зрения рацио - пистяшное занятие



 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:05:51

>типичный монголоид, а что, я не прав?
семитоид



29-08-2008 21:05:59

29-08-2008 21:02:12         natural mystic.

быгыгыы, коллега ну вы прям эмоционально так...

имхо последователи фрейда могли бы долго глумитца над этой фоткой
с другой стороны - оценивать фотографию удобней тому человеку, кто видел автора в реале
что это - поза, реальное лицо, задумка фотохудожника, издателя? уже сейчас мало кому дано знать



 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:07:01

Демьян Бедный-вот был поэт милостью божией


 Русскоязычная
29-08-2008 21:07:57

>новые приключения неуловимых шпрот
гыгы



 Хамяк-обаратень
29-08-2008 21:10:38

"сегодня бесчисленные эпигоны Бродского заполонили поэтические разделы буквально всех «бумажных» и «сетевых» изданий. Это неоспоримое явление длится уже четверть века".

Это апсалюттно верно. Меня с юности удивляло и смущало такое массовое эпигонство. Смотришь - талантливый вроде поэт... Охота ему быть клоном Бродского? Зачем? Притом многие из них, кажется, об этом просто не думают. Удивительные люди поэты...
Может, в этом есть даже что-то величавое, стихийное - принести в жертву индивидуальность во имя розы ветров общего Языка.
Но само это явление доказывает, что Бродский - крупнейшая фигура в русской поэзии 2-й половины 20-го века.



 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:11:49

Василий Пригодич
А как вы к Джеку Алтаузену относитесь,милостливый государь?



29-08-2008 21:11:50

между прочим, в руке у бродского - красный LD с белым фильтром..
а это наводит на размышления. я не удивлюсь, если сзади у него окажется пластиковый стаканчик с балтикой нулевкой



 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:13:41

Василий Пригодич
Вы должны и его(Алтаузена)и разных Павлегоф Коганоф любить,ибо они жыты



29-08-2008 21:14:47

29-08-2008 21:11:50         natural mystic.

не думаю что коллега Кирзач пьет нулевку
зато теперь я знаю почему он курит красный ЛД



29-08-2008 21:16:35

заметьте коллега, не я это предположил..


29-08-2008 21:17:17

кстати, человек на фото похож на актера - Бориса Химичева


29-08-2008 21:18:36

29-08-2008 21:16:35         natural mystic.

а как вы думали писать про маньяков? рано или поздно разовьется мания
это как если писать про кошек (прости Майк, я закончил фразу)



 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:18:45

Ещо Иосеф Уткинд был великий поэт,Борух Слуцкер,Лиснянская само собой виликийе, ещо Маршаг ещо каво  дохуя с абрезанными хуями,ибо невиликими они не могут быть априори.


 Василий Пригодич
29-08-2008 21:18:59

Мир грустен, дорогой Друг.


 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:20:29

О кагже я Мандельштамов-Пастернакоф-Галичей(Гинзбургов) подзабыл-адин величественей другого


29-08-2008 21:20:38

хули
аксиома - Борис неправ



 Василий Пригодич
29-08-2008 21:21:23

Я дурно отношусь ко всем разрешОнным персонажам разрешОнной советской литературы.


 Порфирий Петрович
29-08-2008 21:21:35

Ну фсех в кучку сабрал,каво ищо забыл,не иби иху мать?


29-08-2008 21:22:11

Пригодич, поэт каменного века русской литературы.
пред кем ты мыслию растекаешься?
не читаем мы диссидентов!
нам бы про йеблю!



29-08-2008 21:22:11

буквально сейчас заметил что "хули" звучит гораздо вульгарней и Unintelligent-ней чем "хуле"


29-08-2008 21:22:32

сто


 бывший
29-08-2008 21:22:44

>Ещо Иосеф Уткинд был великий поэт,Борух Слуцкер,Лиснянская само собой виликийе, ещо Маршаг ещо каво  дохуя с абрезанными хуями,ибо невиликими они не могут быть априори.
Вы их что, коллекционируете?! Слава Джа, я и слов-то таких не знаю.


(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/have_fun/books/89945.html