Когда Чарльз Диккенс задумывал свой роман «Дэвид Копперфильд», ему и в голову не приходило, что через сто лет группа с названием, составленным из имени и фамилии, главного отрицательного персонажа, данного произведения, станет известно всему миру как группа №4 британского, а я не побоюсь этого слова и мирового хард-рока.
Так всё-таки, кто же они такие, легендарные Uriah Heep?!!
Итак, в 1969 году группу основали вокалист Дэвид «Гаррик» Байрон и гитарист Мик Бокс. К началу семидесятого к ним присоединились к тому времени уже довольно, матёрый клавишник Кен Хенсли, басист Пол Ньютон и барабанщик Алекс Напьер, которого вскоре сменил Найджелл «Олли» Олсон (который тоже долго не задержится).
В 1970 г. Хипы выпускают свой первый альбом «Very eavy…Very umble», который получился, мягко говоря, экспериментальным… и прошёл незамеченным на фоне «разрывных» пластинок великого трио «Deep Purple, Led Zepellin и Black Sabbath», которые попросту поменяли ход музыкальной истории. Из всего первого альбома, только композиция «Gypsy» на долгие годы вошла в концертные номера и после не продолжительных концертов по Англии группа приступила к записи второго альбома.
С выходом пластинки «Salisbury» группа уже громче заявила о себе. Альбом получился довольно интересным, за исключением непосредственно самой шестнадцатиминутной рок-сюиты «Salisbury», которую не только тяжёло дослушать до конца, но и сама по себе она вялая и в целом провальная. В 1971 г. с выходом следующей работы «Look at your self», коллектив в первые попадает в британские и американские чарты и, заявив себя как «супер-группа» отправляется в мировое турне. Именно на этой пластинке группа звучит «по настоящему».
Ревущий орган, квакающая гитара и романтичный, безумно красивый вокал Дэвида Байрона. Вообще романтизм и лирика присущи «классическому» периоду Uriah Heep. Эту группу нельзя до конца причислять к хард-року, т.к. в творчестве очень видны и элементы арта, и фьюжн, и джаз-роковые ходы и безусловно балладность, в чём несомненно заслуга таланта Дэвида Байрона, которого ИМХО лучше смотреть и слушать на концертных видео-записях, чем на студийных альбомах (видео с Байроном, кстати, довольно редкая штука). Самая лучшая работа на этой пластинке, безусловно «July morning», для записи которой помимо Хенсли, пригласили Манфреда Манна с электроорганом марки «Муг». Полная жёсткого драматизма и любовной лирики композиция с уносящим в стратосферу вокалом, после выхода прочно закрепилась в пантеоне «классики рок-музыки». Вообще драматизм и общая минорность неотъемлемая часть расцвета Uriah Heep. У группы не было сумасшедших экспериментов и «блюзового безумия» (с) Led Zepellin, мрачной красоты и не предсказуемости Black Sabbath, и академичной виртуозности со взрывным драйвом Deep Purple.
У Uriah Heep, нет самолётных соло, сверх-сложных аранжировок, басового «мяса». Между тем группе присуща сложная вокальная полифония, красивая минорность и при общей целостной органо-гитарной структуре, басовая многогранность. Скорее всего, именно по этой причине группа являлась «учебником» для многих советских групп того времени, которые в силу своего музыкального мастерства по началу, попросту недотягивали до музыкальных ходов «трио». Аранжировки же Uriah Heep, обильно присутствуют в композициях таких групп как «Цветы», «Земляне» и даже «Песняры». Но вернёмся, непосредственно к самой группе.
На дворе 72 год, группа в составе Ли «Бир» Керслейк – барабаны, Гэрри Тэйн – бас, Дэвид Байрон – вокал, Кен Хенсли – орган, и Мик Бокс – гитара, обретает свой «золотой» состав.
Именно в таком коллективе Uriah Heep записывает (по признание критиков и большей части фанатов) два самых сильных своих альбома «Demons and Wizards» и «The Magicians Birthday». Именно эти альбомы содержат наибольшее количество хитов группы. Из-за немыслимого присутствия в текстах магов, демонов, драконов и т.д., группа получает прозвище «самой сказочной». Однако как показывает история, успех явление мимолётное…
В период с 73 по 74 гг., атмосфера в группе накаляется. Романтизм улетучился, Байрон пристрастился к алкоголю и из-за постоянных гастролей и репетиций начал по тихоньку терять голос. Как вспоминал позже Мик Бокс:
«- Мы превратились в машину по заколачиванию бабла! На грани были все, но эту карусель невозможно было остановить. Все разговоры сводились к репликам «А сколько мы сегодня заработали»? Нам бы отдохнуть полгодика, и возможно всё бы пришло в норму, но нет, мы всё гастролировали и репетировали, репетировали и гастролировали. Дэвид начал сдавать, голос, всё больше и больше сипел, он бесился и каждый день пытался лезть в свой любимый верхний регистр, в то время когда ему нужно было, максимум говорить шёпотом»…
В то же время Тэйн жёстко садится на порошок и уже дня не может прожить без дозы. Ко всему прочему, во время концерта получает удар током, в следствии, чего рука всё чаще отнимается и играть в полную силу он естественно не может. Удручённое состояние накладывается на наркотические будни и в декабре 75, Гэрри Тэйн умирает от передозировки. Стоит ли говорить, что альбомы выпущенные в это период «Sweet Freedom» и «Wonderworld», получились ниже среднего.
Ещё в середине 1975 г. официальным басистом, группы объявлен Джон Вэттон, человек неординарный и талантливый. Его приход ознаменовал выпуск ещё одного супер-альбома «Return to Fantasy», который становится в один ряд с «Demons and Wizards» и «The Magicians Birthday», а в коммерческом отношении становится самым успешным. Однако растущее влияние Вэттона воспринимается в штыки и общий накал в группе очень заметен на следующей пластинке, «High and Mighty» которая стала последней для Дэвида Байрона, да и в целом «началом конца» сказки Uriah Heep. Вообще уход Байрона я бы считал окончательным развалом группы, несмотря на то, что основным композитором был Кен Хенсли. Фронтмэн, всегда остаётся фронтмэном, а Дэвид таковым был, причём самого высокого класса. Причины его ухода было… банальное увольнение. В чём же причины?
Как отмечалось выше, в середине семидесятых Байрон стал хроническим алкоголиком, и постоянно находился в прострации. Последней же каплей, стало когда, он пьяный в гавно выполз на сцену во время тура по США и выкрикнул в микрофон «Кому не нравится шоу, могут уёбывать на хуй отсюда»! Стоит ли говорить, что 10 000 зрителей пришедших на концерт были, мягко говоря шокированы. Итак, Дэвид Байрон уволен из группы, и спустя почти десятилетие безуспешных попыток начать сольную карьеру, умрёт в полном забвении.
После ухода Байрона менеджмент начинает поиск нового вокалиста. В серьёз рассматривается Дэвид Ковердэйл, однако после долгих переговоров, последний отказывается, очевидно, понимая, что будет «последним капитаном тонущего корабля».
Тем не менее, следующим вокалистом группы становится Джон Лоттон. Довольно крепкий певец всю свою «хипповскую» карьеру пытавшейся подражать Байрону, имея свой довольно роскошный голос. Несмотря на мощный пиар и заверения Хенсли и Бокса, что в этом составе «вы услышите настоящий Uriah Heep», выпуск вяленьких пластинок полностью опровергает все заверения. После чего группу покидают не только Лоттон, но и весь состав, включая Кена Хенсли.
К 1981 году, Мик Бокс остаётся в гордом одиночестве. Однако по примеру Айомми, не опускает рук и решается собрать новый состав, который становится не просто звёздным, а мега-звёздным, т.к. каждый музыкант обновлённого коллектива это отдельная история рок-н-ролла.
Итак, Uriah Heep образца 81 это: Питер Голби – вокал, Боб Дэйсли – бас, Джон Синклер – клавиши, и уже знакомый «бывший хиповец» Ли Керслейк, который к тому времени стучал у Оззи, ну и непосредственно сам Бокс. В этом составе группа выпускает «Abominog» - альбом, всколыхнувшись, весь металлический мир, не только оригинальностью композиций, но и жёстким, не свойственным коллективу саундом. Однако, то ли в силу личностных амбиций каждого из участников, то ли из-за «классического перетягивания одеяла на себя», следующие работы «Head First» и «Eguator», выглядят намного хуже, и как Вы понимаете последовавший далее распад, очевиден.
С 1986 года, группа принимает облик который, за редким исключением, характерен и по сей день, как по составу, та и по музыке. За микрофон встаёт Берни Шоу, бас подхватывает Тревор Боулдер, по клавишам пробегается Фил Лензон, за барабанами и гитарой, всё те же Керслейк и Бокс.
Современный, Uriah Heep, это добротные, новые альбомы категории хард-н-хеви, куча гастролей и заметно поседевшие фаны, которые перед каждым концертом рассказывают новому поколению слушателей о радужной сказке под названием Uriah Heep.
И пусть коллективом исполняются по большей части старые хиты! И пусть в этой группе никогда не было виртуозных грандов! И пусть их музыка за эти тридцать семь лет, да, что греха таить, не только их, заметно изменилась!
Просто жарким июльским утром, включите «July morning», закройте глаза и перенеситесь в удивительный мир Uriah Heep…
There I was on a July morning looking for love.
With the strength of a new day dawning and the beautiful sun…
Хорошей Вам музыки, господа!