«Лучше уж от водки помереть, чем от скуки» (В. Маяковский)
Я стал фанатом Шаова, когда он только-только набирал силу – в середине 99 года. То есть в России он уже был достаточно известен, но в наших краях его творчество как раз начинало приобретать поклонников. Сразу же после прослушивания его первой кассеты «Фамильный Медальон» (1997) – кстати, почему его так и не издали на диске? – Тимур в моем лице обрел большого фаната и рьяного пропагандиста. Я прожужжал Шаовым все уши своим друзьям, и нетрудно понять почему. Я абсолютно равнодушен к бардовской песне, более того – она меня раздражает. У Шаова же я нашел не просто «стихи под аккомпанимент», но именно – песни. Которые можно слушать. С аранжировками и вкусным звуком. Как свежий ветер над болотом. Как удар по голове третьим томом Большой Советской Энциклопедии на КВНовском концерте.
Первые три альбома Шаова – слегка неровный дебют «От Бодлера До Борделя» (1997), очень крепкий «Любовное Чтиво» (1998), и блистательный «Верните Твари Оптимизм» (1999) – содержали такую гору шедевров, что хватило бы дюжине авторов-исполнителей. Именно этими тремя альбомами я и жил весь 2000 год. Затем вышел «Сказки Нашего Времени» (2000). Он показался мне хорошим, но каким-то сероватым. Наряду с очередной порцией шедевров («Критик», «Попса») и парой-тройкой крепких номеров, в нем содержалась изрядная доля средних вещей не вполне уровня Тимура. «По Классике Тоскуя» (2002) мигом вернул Шаову все его величие. Великолепный от первой до последней минуты, он подтвердил место Шаова в хрестоматии российской авторской песни. Я радовался за автора, считая что «Сказки» были моментом слабины. Тут вышел «Выбери Меня» (2004), и я перестал считать «Сказки» слабым альбомом. Шедевр на альбоме был один («Чему Нас Жизнь Учит»), крепких номеров – три, а все остальное совершенно не отложилось в памяти. И вот тут-то подоспел новый альбом Шаова, «Свободная Частица». Прослушав его, я перестал считать слабым альбомом «Выбери Меня». Это – его единственное оправдание. Прослушав его еще два раза, я решил написать обзор сейчас, пока я окончательно не затосковал.
На новом альбоме ДВЕ песни достойны имени Шаова – первая и последняя. На одинадцати других, я одинадцать раз нажимаю кнопку «Skip». «Радостная Песня Чукчи» –действительно прекрасная, живая вещь с замечательными строчками «Даже если вымрем все мы, будет Челси чемпион» и «Оле, оле, оле, олени!». Потом – обвал никому не нужной преснятины. «Песня В Защиту Пьянства» (как будто в России пьянство нуждается в защите!) – фактически перепевка «Оды Пиву» (интересно, что песня Шаова же «О Вреде Пьянства» действительно была какая-то ненатуральная; очевидно что алкоголь ему воспевать легче чем осуждать). Очередная порция песен про машины (ТРИ!). Мне пригрезилось, или я только что услышал пятиминутную критику нехороших водителей, не включающих поворотные сигналы? Как поэма, эта вещь идеально бы подошла для журнала «Крокодил» или какой-нибудь стенгазеты советского периода. Скука...
Кстати, на альбоме есть несколько песен, ностальгирующих именно по советскому периоду. Можно сколько угодно говорить что это шутка и пародия. Да только не смешные они! Совсем! Самые обычные брюзгливые разговорчики пожилых маргиналов с окраины в очереди за пивом. Раньше у него такие вещи выходили веселыми и зажигательными, а сейчас стали серьезными и топорными. Даже ирония в голосе куда-то пропала. Фактически пропала и злость, которая «делала» песни типа «О Народной Любви» или «Хоронила Мафия». Теперь Шаов – сытый и довольный жизнью бард. Он купил квартиру в Москве, куда так долго и упорно стремился, он выступает на корпоративных вечерах, его приглашают в Кремль, в Нью Йорке он собирает «Миллениум». Ему больше не на что злиться. Основной источник злости – плохие водители или пропавший багаж, тема песни «Посвящение Авиакомпании Дельта», невероятно слабой и прямолинейной. Весь альбом мелкотравчатый по тематике и довольно скучный по музыке. Никаких новых аранжировок или мелодий; все это мы слышали на «Выбери Меня», но теперь стало еще скучнее.
Также скучны и остальные вещи. Когда человеку не о чем писать, он часто обращается к описанию самого творческого процесса (я, кстати, давно думал, что в «Говенной Песне» Шаов эту тему не исчерпал и обязательно к ней вернется). Так появляется «Пегас, Муза, И Лирический Герой». Странное дело, раньше я не обращал внимания на большое количество глагольных рифм у Шаова, завороженный его музыкой и исполнением. На этом же альбоме посредственные рифмы буквально режут слух. Песенки «Развивая Фоменко» и «Послание К Варягам» – просто никакие. «Ралли», вторая «серьезная» песня во всем шаовском каталоге (первая – «Дорожная»), тоже весьма средненькая. Конечный титульный трек, «Свободная Частица», неплох, но на любом из первых пяти альбомов Шаова он бы не вошел и в пятерку лучших. Самый лучший в нем момент – это кода, «Чардаш» Монти, просто сыгранный сам по себе, а это уже говорит о многом. Впрочем, по сравнению с полным отстоем типа «Невроза», это – звездный момент.
Резюмирую: на сегодняшний день Тимур Шаов находится в глубоком творческом кризисе. Я даже не могу порекомендовать ему отдохнуть и не строчить так быстро альбомы: за четыре года он разродился двумя дюжинами песен, из которых два шедевра и штук шесть крепких вещей. Для человека, который за шесть предыдущих лет выпустил четыре с половиной ВЕЛИКИХ диска – деградация налицо. На него очевидно просто давит его модус операнди. Признание – страшная штука, многих она губила, а Шаов стал признанным и бронзовым. Следующий альбом я предлагаю назвать «По Шаову Тоскуя». Впрочем, надежда умирает только с автором, а до этого, я надеюсь, дело не дойдет.