В развитии музыкальных вкусов мной долго (лет с 16) двигало стремление найти что-то потяжелее. Металлику сменила сепультура, затем взорвались вонючими кишками кэннибал корпс, закружили снежным штормом иммортал, зашумели прочие риффонарезатели с дисторшными гитарами и скоростными бас-бочками. Но, увы, скоро наступило пресыщение - я скучал под однообразные грайндкоровые гнойно-хирургические истории, посмеивался над сатанинскими литаниями и засыпал под мелодично-яростное жужжание готичных блэкстеров.
Сегодня уже канули в Лету раскрашенные и не очень металлисты, оставив десяток команд в плэйлисте. На смену им пришел убийца музыки - звуковой террорист из японии, сосредоточенно извлекающий из кибернетических устройств стену звука, мало напоминающую то, что мы обычно называем музыкой. Масами Акита, ака Merzbow - безумный ваятель звуковых полотен - очаровал меня своим подходом к аудио-стимуляции мозга.
Биографию этого деятеля можно прочитать в интернете, поэтому я не стану утруждать себя ее пересказом. Из куррикулум витэ героя упомяну только то, что некоторые из первых его работ написаны в качестве саундтрэка к японским порнофильмам. Сравнивая "Music for bondage performance" (играющую из моих колонок в данный момент) с жизнерадостным шлеп-шлеп, сопровождающим европейские порнофильмы, мы заглядываем в бездну, разделяющую эротическую ментальность японцев и европейцев. И бездна ответно заглядывает в нас.
Признаться, даже я не сразу оценил красоту, заключенную в шуме радиопомех, аккомпанирующем нестройному хору циркулярных пил и электрических демонов. Мозг не мог расчлениить бурлящий клубок шумов, не имеющих отношения к звукам каких-либо инструментов. Моей точке сборки потребовался некоторый толчок, чтобы увидеть картину целиком. Но, прозрев, я понял, что именно этого так долго искал.
Кто-то назвал музыку Merzbow звуковым ландшафтом, и он глубочайше прав. (Хотя, признаться, я неточен, называя это музыкой - здесь более подходит термин "звуковое искусство"). Иначе как ландшафтом не назовешь это чарующее переливание и смешение пластов звука. Этой форме аудиоискусства присущ Объем, недостижимый Музыке, со всеми ее вагнерами, раммштайнами, битлзами и моцартами. Психоделия кислотной революции увенчалась убийством Музыки и торжеством Звука.
Масами Акита утверждает, что Noise соотносится с музыкой так же, как подсознание с сознанием. Я понимаю о чем он говорит, когда слушаю его творения. Они обладают терапевтическим эффектом - убивают владеющие тобой эмоции, вытесняют внутренний диалог, оставляют только ошеломленное восприятие.
Если вы хотите рискнуть и навсегда изменить свое представление о музыке, съешьте марку кислоты и, когда она придет, включите в наушниках Merzbow.