Месхиев режиссер очень неровный и неожиданный. Для него не состовляет особого труда снимать как гениальеное, так и откровенно лажовое кино. Взять хотя бы те же Месхиевские "Шесть Кабинок" - унылый закос под Тарантино, ни уму ни сердцу так сказать. Затем сериал на первом канале "Принцесса и Нищий" выполненый вообще без претензий, в лучших традициях мелодраматического мыла. Но есть у Месхиева один фильм, который оправдывает эти его последующие "заслуги". Это военная драма "Свои", которую лично я считаю едва ли не лучшим фильмом о Великой Отечественной Войне вообще, но уж точно как минимум лучшим фильмом о ВОВ снятым после развала СССР.
Я вообще-то не очень люблю военные фильмы, но тут мы имеем дело с шедевром уровня "Противостояния", "Проверки на дорогах", "В бой идут одни старики", "Русского солдата" или "Иди и Смотри". Кстати многие квасные патриоты отчего-то очень не любят эту постановку, обвиняя ее в русофобситве и перевирании фактов (от тех же претензий, но ИМХО куда более заслужено пострадал в частности пафосный сериал "Штрафбат"). Это странно. Никто ведь не отрицает того факта, что сперва у Советской армии дела шли крайне хреново, никто ведь не будет спорить с тем, что сущестсвовали полицаи, да и пресловутое единство нации накануне войны тоже утверждение весьма спорное. Да и потом, представленная в "Своих" история это в первую очередь о людях, а затем уж о войне. Война в данном случае выступает лишь декорацией, усиливающей напряжение до предела.
Экспозиция у нас следующая. Сорок первый год. Наши части беспорядочно отступают по всей линии фронта. Немцы рвут советские войска в труху, что потрясающе показано в одной из самых первых сцен, когда солдаты Вермахта медленно и не напрягаясь разносят нашу часть. Мозги солдат выдавленные гусеницами танка прилагаются. Среди множества пленных оказываются трое еврей-комиссар-политрук Хабенский, особист-НКВДшник Гармаш и простой солдат-снайпер Евланов. По счастливому стечению обстоятельств рядом с местом, где ведут колонны военопленных находится родная деревня снайпера Блиново. Бравая троица предпринимает успешную попытку побега. И все бы ничего, вон даже до деревни дошли, да вот беда, деревня уже захвачена нацистами, а отец снайпера (Богдан Ступка), который всю троицу должен укрывать он еще и полицай. Точнее староста над полицаями. И вообще он ОЧЕНЬ сильно не любит советскую власть, поскольку сильно пострадал от ее действий в прошлом. Вот тебе и моральный выбор жизнь сына и
двух приблудных ненавистных комунаров или спокойное сытое житье-бытье в союзе с немцами.
Вот на вопросах морального выбора и построен весь фильм. Здесь почти к каждому персонажу очень сильно подходит классическое определение "Свой среди чужих, чужой среди своих". Помимо идеологически военной состовляющей в игру включаются и высокие чувства. Особист невзначай отбивает у полицая его любимую (Суркова), да и к невесте снайпера (Анна Михалкова) активно подбивает колья глава местного нового режима (Бондарчук).
Фильм очень сильный, цепляющий за душу, цельный и при этом в нем есть некоторые эпизоды, о которых невозможно не упомняуть. Например финальный диалог-истерика между полицаем и особистом. Крик прямо в дуло направленного на лицо ружья - "Я же свой, сука!" - это сильно. Очень сильные завершения у следующих фаз (проследите, не пожалеете) : "Закурить-то будет? - Будет!", "Черт, комары кусают А меня не кусают!", "Жалко ботинки слетели, хорошие были", "Книжку какую-нибудь принестите почитать...", "У меня еще чрвонец остался золотой царский. Выкупим! Даже два червонца. За два так точно выкупим!", " И никто? - Никто!", "А я свиней хорошо забивал, меня многие просили..."
Пересказывать сами действия последовавшие за этими фразами я не буду, просто чтобы не портить вам удовольствия, в том случае если фильм вы еще не видели.
Снято это все на пленку, которой специально придали вид выцветшей, получилось весьма интересно и красиво. Сельский быт воспроизведен очень хорошо и тщательно (это я вам как человек занимавшийся этнографией говорю). Ну и еще одна вещь, о которой не сказать было бы преступлением.
Музыка.
В этом фильме она ИМХО просто божественна. Саундтрек написал некий Станислав Курашов - известный творческий переосмыслитель народного творчества. Каждая из композиций трогает, пронимает, ну в общем это чень сильно. Даже гениальный кинокомпозитор Эдуард Артемьев в сравнении с Курашовым кажется несколько искусственным и напыщенным. А у Курашова просто чистота да благость. Особенно в композиции под названием "Бой" и "Финал". Катарсис полученный при просмотре кадров фильма увеличивается благодаря музыке в разы.
Актеры играют очень хорошо, да в общем-то слабых актеров в этом фильме попросту нет. Но всех разумеется перекрывает Ступка, вылжившийся в этом фильме на все двести процентов.
В общем очень рекомендую к просмотру. Кино зачетное и серьезное.
Такой взгляд на войну тоже необходим.
Ведь за любой войной в первую очередь стоят человеческие судьбы.