Речь идет не о фильме Ким-ки-дука и не о «боевичке пра клонаф», а новом отечественном фильме режиссера Павла Лунгина.
Посмотрел фильм на неделе. И остался очень доволен, хотя и знал примерно чего от фильма ожидать.
Начну с того, что ни один из видимых мною фильмов Лунгина ("Такси-блюз", "Олигарх", "Дело о мертвых душах", "Бедные родственики") не показался мне слабым. Все достаточно интересны, хотя их сюжеты и играют на западных (да и наших собственных тоже) штампах восприятия России и русских. Также стоит сказать, что видел всего три фильма с Мамоновым (тот же "Такси-блюз", "Пыль" и "Терра Инкогнита") и все они мне очень и очень понравились. Виктор Сухоруков и Нина Усатова - одни из самых любимых отечественных актеров современности, и в фильме они именно что на своем месте. Разглядеть же в дегенеративном "Космосе из Бригады" Дмитрие Дюжеве монаха - это достойно всяческого уважения и похвалы. Лунгин никогда не боялся перешагивать сложившиеся типажи актеров и мне кажется не прогадал и в этот раз.
О чем фильм? О простых и таких правильных, интуитивно понятных каждому вещах. О том, что Бог есть. О том, что нет ничего важнее покаяния. О том, что все грешники, даже самые чистые из нас, но это не значит, что нужно опускать руки и дозволять себе все. О том, что аборт - это убийство. О том, что здоровье детей важнее работы, а настоящая любовь важнее денег. Так просто... И так правильно.
Сюжет рассказывает о жизни юродивого истопника, живущего при каком-то богом забытом монастыре, непонятно где, ни то на далеком севере, ни то в Сибири. Он даже не пострижен в монахи, но миряне идут именно к нему, ведь он может видеть будущее и творить чудеса. Называют "отец Анатолий", в ноги кланяются, на коленях стоят, а он живет в строгости, возит тяжелую тачку с углем, спит на угле, всех убеждает в стотысячный раз молится не ему, а Христу, издевается над монахами, но очень по-доброму, по-юродивому. И носит на душе тяжелый грех. Грех убийства.
Тот самый пресловутый катарсис (по православной традиции правильнее было бы сказать "благость") снизошел на меня в последней сцене и припечатал к креслу аж до самого конца титров. Самое интересное, что я оказался не один такой, со мною было солидарна почти половина одного небольшого кинозала.
Это хоть и умное кино, но совершенно без зауми и без авторского, арт-хаусного занудства (в качестве примера последнего можно привести эстетскую пустышку "Эйфория", расхваленную критиками). Картина по-своему очень красива, в меру созерцательная, в меру динамичная. Игра Мамонова просто великолепна, этот человек на самом деле уникален, он и в жизни то живет как всамделишный юродивый, точнее (по его собственному определению) как отшельник.
Фильм можно упрекнуть, что он опять про "русскую загадочную душу", а это тема давно уже у всех навязла в зубах. Но я не соглашусь с этим. Во-первых фильм про Покаяние и про Веру, а это общечеловеческие понятия, единые для всех народов. Во-вторых, фильм не про русскую душу, а про Православие (также как довольно похожая "Весна, Лето, Осень, Зима и снова Весна" про Буддизм). С православием вообще очень интересно получается... 80 процентов народонаселения нашей необъятной родины утверждают что они православные. При этом в церковь ходят либо только на Пасху, либо не ходят совсем. Я сам такой, так что никого не упрекаю и не, упаси Бог, не учу. Что мы, "православные", знаем то о православии? Да ничего в сущности не знаем, и представляем себе скорее мерзких орущих бабушек в платках или жирных "попов" на мерседесах, освещающих бордели и казино.
Да, это несомненно в православии присутствует, также как в Исламе присутствуют ваххабиты, а в Католицизме - измученные целибатом педофилы. Пусть первый бросит камень, кто без греха, как говорится. Но в чем же отличие? Почему православие не равно католицизму? В чем разница (кроме внешних, напускных и наносных вещей, таких как целибат, признание власти Папы, способ креститься, календари, внешнее убранство церквей и т. д.) Знаете, господа православные? Да вряд ли...
А это часть нас. То, что не выкинешь. Очень важный столп культуры. И вообще ИМХО (это я относительно недавно пришел к такому выводу) истинную Веру никогда не выбирают. Она выдается вместе с ментальность, с системой культурных взглядов и координат. Где у нас самые крепко стоящие Веры? Правильно в Исламе (как вы понимаете в Саудовской Аравии или Афганистане выбирать мечущимся интеллигентам не приходится), в Торе ( нацеленный на семью иудаизм и спас то евреев от растворения в других нациях), в Индии (не в Японии! и не в Китае! Именно в Индии, причем речь идет не о растирражированном буддизме, а о традиционных индуистских верованиях, поддерживающих кастовое деление общества и такие устаревшие догматы, как святость коров), на Тибете вероятно (у тех вообще Лама – считай земное воплощение Бога, не так в лоб конечно, но что-то на вроде того) Не выбирают веру. Либо она есть, либо нет.
У меня нет веры, нет той сильной искренней и пронзительной веры, которая была например у отца Анатолия. Но в повседневной суетной беготне неплохо бы хоть иногда останавливаться и поднимать глаза к небу. Просто чтобы не забывать о главном....
И еще…
Что любопытно - уже два фильма вышло в этом году, которые являются чистейшей водой золотой серединой. Не мега-супер-гипер-макси-ультра-блокбастер (как "Дозоры", "Кочевник", "9 рота" экранизации Фандроинской серии) обреченный на большие кассовые сборы, но в плане искусства мало на что претендующий, и не заумь, которую могут похвалить разве что зевающие критики, пресытившиеся и наевшиеся, но ни интересности, ни мысли, ни чего внятного кроме эстетства в фильме нет и не будет ("Эйфория" и почти все отечественное кино постперестроечного и «доблокбастерского» периода).
Это "Живой" и "Остров". Они на мой взгляд прошли по лезвию бритвы и не сорвались ни в попсовость, ни в пустую заумь ради зауми. Появление подобных фильмов, говорит о том, что наше кино начинает развиваться нормально и последовательно. Что конечно не может не радовать.
P. P. S. Про православие спрашиваю серьезно. В чем наше главное отличие от иных ветвей Христианской церкви? Я то знаю... Но хотелось бы услышать ваши версии и мнения. Только чур не подглядывать в нет-источники. Или сначала отвечать, а потому уже проверять правильность своей версии.