Сегодня был первый день фильма в прокате, ждал его уже давно, с того момента как увидел первый трейлер в кино. Только что пришел с показа, еще не совсем пришел в себя - ибо кино реально выстегивает. Эмоции до сих пор вывернуты наружу, подобно перчатке, и чувствуешь себя – будто еще там, в этом психоделическом промежутке между жизнью и смертью.
Да, есть что-то от джармушевского «Мертвеца». Только вместо индейца – два бывших сослуживца. Но все равно – это стопроцентно РУССКИЙ фильм. Такого больше нигде не могли снять. Аутентичность высшей марки. Абсолютно некоммерческое произведение, чтобы понять видеоряд и диалоги – нужно родиться и прожить у нас. Авторская работа, в любой другой стране эта лента проходила бы по прокатной классификации как артхаус. Настоящее социальное «кино не для всех» – и вместе с тем абсолютно для каждого, кто считает себя русским и собирается здесь жить и умереть.
Все таки и впрямь Россия – не место на карте, никоим образом не географическая категория, это чистое, незамутненное состояние души, именно находясь здесь, чувствуешь, что ты ЖИВОЙ. Несмотря на то, что бывают моменты, когда находишься в некотором пограничном ощущении, словно ты ни жив, ни мертв. В России – это абсолютно нормально. Обстановка способствует. Здесь люди возвращаются с войн с оторванными, ампутированными конечностями, здесь психика не в порядке не только у тех кто воевал – здесь война на выживание происходит повсеместно, как внутри, так и снаружи индивидуумов, населяющих эту потустороннюю территорию. Именно поэтому это одно из немногих мест на земле, где реальный вкус жизни можно узнать не понаслышке.
Вопрос, что же там все таки произошло, что таит в себе этот неровный, рваный сюжет, и после просмотра остается открытым. Фильм многогранен, каждый найдет здесь свое, и набор ответов для каждого будет персональным. Но представить человека, увидевшего это, и оставшегося равнодушным, я могу с трудом. Кто сказал, что ад – это черти, котлы и геенна огненная? По версии авторов, ад – по крайней мере чисто визуально – мало чем отличается от наших запредельных российских пейзажей. Что еще раз доказывает – ад, как и рай – это состояния души.
Финал, жуткий и светлый одновременно, до сих пор стоит перед моими глазами. Игра актеров, братьев Чадовых – с надрывом, будто обнажающая эмоции до предела – долго еще не даст забыть такой поворот сюжета. А горы и чистое, светлое небо в самом конце, перед титрами – это и есть катарсис. Грех, совершенный главным героем в начале фильма, сброшен, словно тяжелый давящий камень, и зритель освобождается от этого ужасного груза вместе с ним.
Выйдя из темного зала и вдохнув полной грудью свежего осеннего воздуха, хочется только одного – ЖИТЬ. Всем живым – посвящается. Высшее зрелище, которое забудется не скоро.