- Ватсон! Я вижу вы всю ночь не спали, а смотрели по видаку поpнуху!
- Холмс, как вы догадались?
- Ну, во-первых, Ватсон, у вас красные глаза...
- Верно, Холмс! А во-вторых?
- А во-вторых, у меня нет других кассет.
(Анекдот)
Я припозднился. На прошлых выходных спонтанно было принято решение сходить в кино. На «Код ДаВинчи». Учитывая, что фильм находится в прокате миллиард лет, я припозднился. Поэтому не буду забегать вперед и рецензировать – кто хотел посмотрел – остальных просьба не беспокоится. Я займусь просто изложением впечатлений.
Но сперва я хотел бы рассказать о некоторой иерархии детективных сюжетов. Опустив глубокое копание в предмете разговора, осмелюсь выделить два архетипа детективного сюжета: сюжет классический (это когда задачи решаются реальные(а не почему небо голубое), по обе стороны трудятся неплохие мозги, и в конечном итоге все решает глубокий анализ; примеры знает каждый), и сюжет авантюрный (когда за единицу времени супермен отгадывает астрономическое число загадок, ни разу не сбиваясь с пути, когда ему – супермен все же – феноменально везет, и когда он настолько умен, что с лету оперирует такими тончайшими фактами, какие можно почерпнуть, недельку просидев в библиотеке).
В «Коде ДаВинчи» мы имеем дело со вторым случаем. За два часа герои со сверхумным выражением лица взялись за отгадку 70% загадок, мучающих человечество. И ведь разгадали!
Искали Грааль (Как сказал мой друг в кино: «Чего его искать, его Индиана Джонс нашел, ага»). Бегали от могущественной секты. Выбивали пистолеты профессорскими ногами. Избивали фанатика-убийцу, не боящегося боли ношения вериг, тростью. Разгадывали место могилы Марии-Магдалены с помощью мобильного Интернета. Летали из Франции в Великобританию (см. атлас мира), да так, что вылетели ночью, а прилетели в полдень. Бегали по Лувру в полночь, шуровали руками по картинам, стоимостью в небольшое государство. Попутно определились с причинами охоты на ведьм. Разгадали, почему пятница, 13 – пятница, 13, да таким голосом!
Загадки – не вопрос! Околонаучных терминов – куча! Игра историей – как в домино! Нет ничего проще истории понтификата! Римский Папа – простой, как два рубля! Да вы последняя из рода Иисуса Христа – ой, правда?
Интригующий момент: для облегчения задачи зрителя, все пентаграммы в фильме заботливо подсвечивались по очереди. Где тут у нас в звезде Давида мужское-женское начало? Да вот (Оп, один треугольничек подсветился, оп – другой.)! Все для вас!
Теперь домохозяйки и люди, стремящиеся блеснуть отсутствующим интеллектом, всегда смогут невзначай прихвастнуть знанием факта, что Ньютон вызвал «недовольство» церкви (Интересно!) открытием закона всемирного тяготения (Закон идет вразрез с библией, как же! Вы не знали?!). Притом, что эрудит, заявляющий вам это, до просмотра был уверен, что Ньютон – марка стирального порошка (Значит, ученый, а не порошок.). Ещё у вас есть шанс услышать, что Иерусалим разрушили крестоносцы из-за артефакта (Многозначительно брови вверх). На вопрос о том, что такое «артефакт», вас удостоят взглядом, каким смотрят на бомжа в метро.
Фильм сеет опиум почище религии – видимость знаний. И дает уникальную возможность взглянуть на не смотревшего свысока.
Все просто! А вы не знали?