Наверняка этим вопросом задаются не только те, кто его еще не смотрел, но и те, кто уже успел это сделать. В общем, я только приехал с позднего сеанса, в голове легкий и приятный сумбур мыслей – фильм действительно оставляет сильное впечатление. Несмотря на это, вот так взять и с ходу сказать, о чем он, не получается. Но я все равно попробую. Может, в ходе этого экспромта и получится ухватить главное.
Во-первых. Ошпаренный – нормальный пацан! Поступил как настоящий красавчик и полностью реабилитировался за события в конце первой части. Именно благодаря ему Кот выходит из тюрьмы и остается жив в первый же день свободной жизни. БМВ Х5 – тоже эдакий пацанский подгон от Ошпаренного, но, как и в первом фильме, черная глазастая «катафалка» не принесет счастья ни одному человеку, кому доведется ее поводить.
Дальше вышедший и выживший Кот попадает в какой-то абсурдистский круговорот нелепых событий, случайностей, которые к нему особо и отношения-то не имеют. Ну не сидится человеку спокойно на месте. Обязательно надо с фальшивым паспортом ехать на машине в какую-то глушь. Основное действие фильма там и происходит – на каких-то проселочных тропинках и шоссе, в заброшенных избах и пустых вагонах, стоящих на запасных путях.
Происходящее на экране надо читать между строк. Какая-то мистическая составляющая умело вплетена здесь 25-м кадром, именно поэтому четко определить жанр фильма нельзя. Мелодрама и размышления о судьбе России здесь переходят в какой-то бандитский сериал, потом опять страх и ненависть, шантаж, кидалово, потом снова любовь, потом беготня и погони как в боевике, в конце – выжимание слезы. Вся атмосфера фильма насквозь пропитана особым сортом среднерусской тоски, психоделическим туманом, стелющимся с реки, какой-то безысходностью, от которой почему-то по окончании титров хочется жить с утроенной силой.
Но вопрос остается открытым. О чем же все таки хотел нам поведать режиссер Буслов? О том, что найдя сестру человека, которого убили на зоне, чтобы ты мог оттуда выйти, она не обязательно к тебе воспылает нежными чувствами? О том, что мчащийся по трассе Х5 можно дистанционно заглушить из машины, едущей сзади, чтобы выкинуть водилу и завладеть недешевым авто? О том, что кто-то может воспользоваться твоей потерей памяти и объявить себя твоей женой? О том, что простые русские люди, найдя кого-то полумертвым и потерявшим память, совершенно бескорыстно его выходят и после этого до конца своих дней будут ждать обратно как родного?
О том, что все проблемы от баб? Тем более малолетних и глупых? О том, что в провинции неистребимо процветает блатная романтика? О том, что отъехав от МКАДа больше чем на сто км на машине стоимостью больше 10-15 тыс.долларов, автоматически привлекаешь к себе повышенное внимание, смешанное с ненавистью и завистью? О том, что одинокий вагон, простоявший на заброшенном запасном пути целую вечность, однажды все-таки тронется и поедет? О том, что в нашей стране мент, проверяющий у тебя документы, невзначай может предложить купить у него левую мобилу?
Да, и об этом тоже. А о чем еще? Как можно уместить весь фильм в одну фразу? Да вот, пожалуйста, фраза из него же, из фильма – «Даже в раю без бабок делать нечего». Ну пожалуй, на этом можно и остановиться. Сравнивать первую часть и продолжение? Это пустое занятие. Абсолютно разные фильмы. Их сходство только в одном – ни к тому, ни к другому неприменимы сравнения и обсуждения в стандартных плоскостях – хороший или плохой, про бандитов или нет, «романтизирует ли блатную романтику» или показывает неприкрытую злую правду жизни.
Что то есть и в том и в другом, что выделяет эти фильмы из общей массы. Что именно – вариантов полно и будет еще много. И что интересно, - равнодушным не остается никто из посмотревших. А это показатель хорошего кинематографа.