«Plan 9 From Outer Space» / «План 9 Из Открытого Космоса»
Реж. – Эдвард Д. Вуд (младший).
В ролях: Бела Лугоши, Вампира, Тор Джонсон.
Америка, 1959.
Об этом фильме сложно и в то же время просто писать, ведь это не очередной блокбастер на одно лето, а проверенная временем классика, место которой – на полке или жестком диске любого (не)нормального ценителя кинематографа. Лично я считаю, что «План 9 Из Открытого Космоса» обязан посмотреть каждый, гнусно хихикая при этом.
Создатель шедевра – Эдвард Д. Вуд (младший), отец «непреднамеренного» треша, Великий И Ужасный. Этот режиссер не снял ни одного успешного фильма, не был популярен при жизни, не получал Оскаров и прочих на-кого-то-похожих статуэток, после смерти его вообще обозвали «худшим режиссером всех времен». К тому же он вроде бы был трансвеститом. И все же сейчас он известнее многих современных «творцов», бездарно тратящих мультимиллионные бюджеты. Фильм «Plan 9 From Outer Space» – лучшее, то есть худшее творение «мастера».
Его фильмы – не просто дрянь, ведь снимая обычную дрянь нельзя прославиться. Его фильмы – ПОЛНОЕ ГОВНО, по стандартной шкале ценностей они настолько паршивы, тупы и отвратительны, что поверить в серьезность создателей просто невозможно. Не принять «Plan 9 From Outer Space» за издевательскую пародию типа «Tromeo & Juliet» просто нельзя, и тем не менее это так: Вуд снимал свои фильмы, надеясь на признание, он его и получил, правда, не совсем такое, какого ожидал. Неподготовленный зритель начинает нервно смеяться где-то на пятой минуте, дальше все идет только по нарастающей. Когда я смотрел ЭТО в первый раз, к финальной сцене «битвы» внутри летающей тарелки просто не мог хохотать – челюсть сводило.
Неприятности традиционно поджидали режиссера с самого начала съемок, но даже смерть «звезды» этого фильма Белы Лугоши не смогла побороть решимости гения – съемки возобновились через три года с дублером.
О сюжете в данном случае можно и не говорить: ну, инопланетяне хотят замочить все человечество, чтобы не дать нам в перспективе уничтожить вселенную, и для этого зачем-то поднимают из могил мертвецов. Дело ведь не в сюжете, а в подаче материала. Даже такую, казалось бы, беспроигрышную тему, как стремление человечества к самоуничтожению гений Вуда умудрился испоганить, просрать, извратить и довести до полного маразма. Про тайные заговоры планетарных масштабов, чудесную логику пришельцев и великий американский народ, стоящий на пути космических агрессоров, можно даже и не упоминать. И так все очень круто.
Спецэффекты в «Плане 9» поражают воображение – летающие тарелки, откровенно качающиеся на лесках (одну из них даже подожгут), вмонтированные кадры из документальных хроник, живые мертвецы, почему-то замаскированные под вампиров, чуть ли не одна-единственная локация на кладбище (6х6 метров), дублер Белы Лугоши, который мало того что не похож, так еще и значительно выше самого актера, жуткого вида инопланетные супер-девайсы и прочая, прочая.
Ну и, конечно же, режиссура и игра актеров. Это уже не передать словами. Никто из съемочной группы скорее всего просто не смотрел в ту сторону, в которую была направлена камера. Прилично выглядит Лугоши, но он практически не появляется в кадре. Все остальные вызывают только дикое неконтролируемое ржание. Конечно, бывают фильмы хуже, бывают глупее, бездарнее, но чтобы так ужасно, и в то же время так стильно… лично я ничего подобного больше не видел.
Благодарные зрители помнят Эдварда Д. Вуда и будут помнить. Что особенно радует, его не забывают и в самом Голливуде – в середине девяностых Тим Бартон снял биографическую киношку «Ed Wood», в недавней веселухе «Seed Of Chucky» есть прямые отсылки к первому полнометражному фильму Великого И Ужасного «Glen Or Glenda?» / «Глен или Гленда?». Единственное отрицательное мнение о влиянии Эда Вуда на кинематограф, о котором мне доводилось слышать, изрек небезызвестный Ллойд Кауфман: «Типа из-за этого алкаша нас, треш-режиссеров, считают дебилами и неудачниками, и всё такое. А я учился на фильмах Чаплина, бля! Трома фарэва!». Завидует, наверное.
Кинематограф, как и любое другое искусство, воспринимается субъективно, ценность того или иного фильма для каждого человека различна. Но есть вещи, насчет которых двух мнений быть не может: “Plan 9 From Outer Space” – один из величайших говношедевров всех времен и народов. По моему скромному мнению это надо смотреть, охуевая от восторга.