Этот фильм стал первым из трилогии про зомби(Ночь, Рассвет и День) , снятой великим Джорджем Ромеро. Конечно, после таких шедевров как 28 дней спустя или последнего ремейка Рассвета мертвецов, фильм снятый в 1968 году на черно белой пленке смотрится несколько глуповато, это факт. Но рука Мастера чувствуется с первых же кадров.
Сюжет стандартен абсолютно, и он же впоследствии стал неким стандартом де факто для фильмов про оживающих мертвецов. Группа людей скрывается в каком либо помещении от толпы охуевших зомбаков. В случае конкретно этого фильма - сидят в каком то доме недалеко от кладбища. Столкновения с мертвяками происходят нечасто, но каждый раз уносят с собой кого либо из присутствующих. Черно-белое "царапанное" изображение, неторопливые движения зомби, абсолютно оторванная, психоделическая фоновая музыка создают ощущение некой потусторонности всего происходяшего на экране.
Каков психологический подтекст всех зомби-муви, почему они так популярны? Достойные представители этого жанра появляются с завидным постоянством каждые несколько лет. Я не психолог, но как мне кажется эти сюжеты иллюстрируют ощущения каждого нормального человека от жизни в современном мире. Достаточно провести простейший эксперимент - пройтись по улицам города в час пик или попытаться проехаться в метро утром. Взгляните на выражение лиц - и готов поспорить, что зомби из фильмов покажутся вам более осмысленными чем то что вы увидите. Этот момент кстати мастерски обыгран еще в одном подобном фильме - Шон против мертвецов, там прямо в первых же кадрах жители города, еще не успевшие ни в кого превратиться, имеют настолько тупые рожи и совершают настолько одинаковые движения, что потом, став зомби, не намного отличаются от себя самих.
Как бы не получилось так, чтобы все отснятое в этой сфере не стало бы пророческим, подобно 11 сентября в Америке. Сколько до этой даты было отснято фильмов про злобных террористов, взрывающих высотные здания? Кинематографические сюжеты каким то неясным образом имеют свойство материализоваться, и зомби-муви имеют большие к этому шансы. Хуевая экология, радиация, эксперименты с генами и ДНК, опыты клонирования... Нисколько не удивлюсь если в один прекрасный день слова из Рассвета мертвецов станут реальностью:
When where'ss no more room in hell - the evil will walk the Earth.
Кстати, в этом шедевре 68 года не выживает никто из засевших в доме. Последнего оставшегося в живых пристреливают другие выжившие, приняв его за мертвяка. Глупые, надо было сначала попросить его сказать что нибудь. Как это ни симолично, именно способность говорить а не способность двигаться отличает живых людей от живых трупов.А старина Ромеро не расслабляется и снимает новый свой фильм - Земля Зомби. Будучи приверженцем олд-скул стайла в съемке подобного треша, он критикует бегающих как спринтеры в последних ремейках мертвяков. Они же мертвые - и значит должны ходить.
А выйдя завтра с утра на улицу - посмотрите внимательно по сторонам. Вы уверены, что окружающие вас неторопливые черные силуэты - живые по настоящему?