Алексей Учитель снял очень странное кино.
Начало фильма - трасса Слока-Талси в Латвийской ССР. Виктор Цой мчится по трассе на «Москвиче», отвлекается от дороги и влетает под встречный «Икарус», водитель которого - обычный работящий мужик Павел Шелест (Евгений Цыганов). Он сделал все как положено, вызвал милицию, давал показания. Мало того - следователем оказалась его же (Шелеста) сожительница Ильзе. Но эта история не могла окончиться так просто, это же - Цой.
Моментально появляется высокое начальство, которое заявляет - едет БОЛЬШОЙ следователь из САМОЙ Москвы, не мог же Виктор погибнуть просто так. Появляется Юрий Райзен (Игорь Верник), продюсер Цоя, который утверждает, что в машине погибшего певца была кассета с последними записями для нового альбома. Кассета очень нужная и важная, и вот теперь она пропала. Юрий уверен - кассету забрал Павел, и поэтому грозит ему мыслимыми и немыслимыми карами, обещая натравить на него толпу фанатов и т.п.
Это все я вам рассказываю, чтобы вы понимали, в каком состоянии находился Павел - водитель автобуса. А тут бах - и ему поручают везти тело Цоя в Питер на похороны. И он соглашается. Гроб едет в сопровождении веселой компании - бывшая жена певца с новым хахалем и сыном, нынешняя сожительница Цоя (Паулина Андреева). Ну и Вика - фотограф. Сели в автобус, погрузили гроб и поехали.
Я специально не читал в этих ваших интернетах, что хотел сказать этим фильмом Учитель. Мне было интересно составить собственное мнение. А мнение такой - а пёс его знает, что он сказать-то хотел? По идее это должна была быть трагедия водителя, который оказался в той жуткой аварии и выжил. А Виктор Цой - нет. Но нет трагедии-то, нет. Да, подергали в милицию - а кого бы не подергали? Да, давил продюсер - так у него, у продюсера, вся жизнь под откос, тут хоть бы кассету найти, все средства хороши. Да, беседовал с Павлом московский следователь. Но ведь отпустил? Отпустил. Ногти не рвал? Не рвал. Показано всё спокойно и неторопливо. Как в Латвии, где всё это и происходило.
Ну и Евгений Цыганов. Знаю, знаю, что мнения об этом артисте очень неоднозначные. Но ЛИЧНО ПО МОЕМУ мнению он чудесно сыграл в «Оттепели» и в «Одессе» (хотя сам фильм мне не понравился, но вот эта лолитовщина сыграна была просто на пять). А здесь - с виду, он устал, ему все надоело, на душевные терзания главного героя вообще не похоже. Алексей Учитель с актером главной роли потерпел творческую неудачу. Не знаю, по чьей вине. А это провал всего фильма.
И компашка сопровождающих тело вела себя… эээээ… неинтересно, непонятно и скучно для зрителя. Видимо, они должны были изображать «околозвездных» людей, которые живут и ведут себя по своим, звездным законам. Совсем не получилось. Ну, пьют. Ну, бегают по автобусу. Ну, скандалят между собой. Паулина Андреева внезапно вышла из автобуса и ушла в поле, где легла в густую траву - что этот символизм должен означать? Скорбь по погибшему? Так и так всем понятно, что скорбит.
Моё заключение - фильм скучный, неинтересный, без драматизма, актеры (хоть вроде бы и хорошие) играют плохо. Ну, Верник, как всегда, хорош - вот не умеет человек халтурить. Что хотел сказать этим фильмом режиссер - непонятно. Если про нелегкую судьбу простого водителя, автобус которого столкнулся с автомобилем Цоя - не удалось. Если что-то другое - тогда я замысла не понял вообще. Возможно, Учитель нас подводил к тому, что вся дальнейшая жизнь Павла изменится, и на нем всегда будет стоять несправедливое, но несмываемое клеймо убийцы Цоя. Но эту мысль режиссеру донести совсем не удалось.
Понравилась единственная сцена во всём фильме, и то Учитель умудрился её испохабить. Перед разведенным мостом в Питере стоит пустой автобус, Павел вышел перекурить, мимо проходит фанат «Кино» и просит огонька. Прикуривает и говорит Павлу - Цой жив. Хорошая сцена. Но зачем делать фаната максимально похожим на самого Цоя - не понимаю. Не люблю таких «усилителей вкуса».
Вывод - смотреть фильм не нужно ни в коем случае. Даже бесплатно.