Год:2016
Режиссёры: Джонатан Нолан и Лиза Пейдж
В ролях: Эван Рейчел Вуд, Тэнди Ньютон, Джефри Райт, Эд Харрис, Тесса Томпсон, Аарон Пол, Энтони Хопкинс, Венсан Кассель.
Превед медведам!
Сегодня разбору подвергнется редкое явление в современном Голливуде – сериал, который не только не полное говно, но даже весьма и весьма удачно задуман и снят. Философской основой сериала служит извечный вопрос, мастерски заданный Филипом Киндредом Диком ещё в 1966 году – снятся ли андроидам электроовцы, или, переводя на простонародный – являются ли люди чем-то большим, чем суммой их воспоминаний и эмоций?
Если кто не помнит, то первым фильмом, широко использовавшим идеи Дика, был не «Blade Runner» Ридли Скотта, а малоизвестный «Westworld» 1973 года, с Юлом Бриннером в главной роли. Там главным героем был как раз андроид с человеческими воспоминаниями, задававшийся философскими вопросами, а потом решившим, согласно заветам Бендера, убить всех человеков. Джонатан Нолан, младший брат прославленного Кристофера Нолана, увидев этот фильм, схватился за голову, попил красного вина и бросился покупать права на римейк. И надо сразу сказать, деньги были потрачены не зря.
Итак, сюжет закручен очень лихо, и развивается одновременно в нескольких временных и пространственных плоскостях. Примерно в 2050 году Франция достигла такой степени опидорения, что соседи не выдержали и ебанули по Парижу 50-мегатонной ядерной бомбой. Наблюдая за испаряющимися арабскими сутенёрами и алжирскими драг-дилерами, юноша по имени Жан-Хуй Серак даёт себе слово – исправить наш несовершенный мир и больше не допустить войн и массовых убийств. ИЧСХ, слово своё он держит, поскольку к 2100 году мир преображается – в стерильно чистых и экологичных городах из сверкающего стекла и бетона живут внешне счастливые люди, по двадцатиуровневым развязкам катаются автономные электромобили, всем в башку вживлён чип, заменяющий паспорт и кошелёк, а также позволяющий бесплатно прослушивать онлайн-радио «Шансон» через сеть 5G, в обществе практически нет конфликтов и проблем, каждому по потребностям, с каждого по способностям, словом – урбанисты и коммидрочеры счастливы. И хотя формально многочисленные правительства всё ещё существуют, по факту всем в мире управляет Рехобоам – искусственный интеллект, созданный Сераком. Правда, в основе нового мироустройства заложен конфликт с самой природой человека, требующей агрессии, передела собственности и борьбы за выживание. Мало того, при отсутствии достаточного количества духовно сильных аморальных ренегатов человечество стремительно тупеет, и научный прогресс останавливается. Данную проблему Рехобоам решает весьма остроумно – бедных и злобных контролируют с помощью аппликации для телефона, которая подсказывает, какие преступления в данный момент можно совершать (к этому я ещё вернусь), а для антисоциальных, богатых и умных личностей существует «Вестворлд» - парк развлечений, выдержанный в тематике Дикого Запада, где они могут дать волю своим инстинктам. Поскольку всамделишние убийства и изнасилования несколько не вписываются в концепцию идеального мира, парк населён андроидами, которым даны настоящие воспоминания, эмоции и ограниченная способность к самообучению. Кроме того, профессиональные сценаристы создают скрипты, согласно которым в «Вестворлде» регулярно происходят глобальные события, вроде ограбления казино или нападения индейцев. Казалось бы, клиенты платят по 40К кредитов в день, играют в реалистичную версию Red Dead Redemption пару недель в году, и проблема накапливания негативной энергии снимается, но парк развлечений прост и примитивен лишь на первый взгляд, а внутри его разворачиваются такие интриги, заговоры, корпоративный шпионаж и постоянные убийства конкурентов, что любой мексиканский наркокартель удавится от зависти.
Основная сюжетная линия вращается вокруг Долорес – старейшего и, как не странно, наиболее продвинутого андроида Альфа-серии, которая живёт скромной жизнью дочери рэнчера. Пробуждение, прогулка, рисование пейзажей, свидание с любимым, нападение бандитов на ранчо и пуля в голову – дни Долорес однообразны, и стирание памяти каждый раз проходит штатно, однако Долорес мучают странные сны, в которых она живёт другой жизнью в огромном, неизвестном мире. Во сне некто Арнольд зовёт её с себе и постепенно она начинает вспоминать свои прошлые жизни. Этот путь приведёт её в настоящий мир, который на поверку окажется созданным при её непосредственном участии…
Говоря об общем стиле сериала, на ум приходят слова «интеллектуально» и «классно». Сюжет построен на основе целых четырёх пересекающихся эллиптических петель, большинство героев преподносят постоянные сюрпризы, сценарные повороты регулярно радуют глаз. И да, черт возьми, после второй-третьей серии очень интересно становится наблюдать и делать ставки, кто из якобы людей на самом деле окажется андроидом.
Также очень радует крайне умеренный градус гнилого либерализма и СЖВ-пидорства, несмотря на наличие большого количества пелотак, негров и евреев на главных ролях. В наши дни такой самоконтроль авторов редкость. Некая тема борьбы с несправедливостью в целом проходит красной нитью, но подаётся достаточно тактично, чтобы не мозолить глаза. Роботы-негры и роботы-азиаты борются за свои интересы не как негры/азиаты, а как личности, никто не орёт «black lives matter», что вызывает уважение. А вот жадность и тупость корпораций обыгрывается на все 100%, что не может не радовать. Мировое правительство, теория отказа от прав человека в обмен на сытую жизнь, и электронная экономика также получают свою порцию пинков. В общем, Долорес хоть и не Рон Свансон, но не вызывает отторжения, авторы в целом молодцы. Также классно обыграна идея о том, что по сути не важно, робот ты или человек – мировое правительство с одинаковым упоением будет тебя нагибать и пытаться немедленно поработить.
Техническая часть сериала выполнена на отлично, HBO не пожалели денег на спецэффекты, использующиеся весьма к месту, уровень внимания к мелочам вызывает уважение, декораторы поработали на славу. Сам процесс создания андроидов из искусственных тканей показан в мельчайших деталях и радует глаз.
Хороших актёров представлено так богато, что глаза попросту разбегаются. Эван Рейчел Вуд в своё время согрела моё сердце, сыграв совершенно ебанутую королеву вампиров в «True Blood», а тут и вовсе вызывает восторг, умело отыгрывая то честную, открытую и добрую душу, то злобную, жёсткую конченую тварь (в зависимости от заложенной в андроида программы). Тэнди Ньютон отхватила наиболее правильно замотивированного персонажа и играет со всем своим английским шармом. Да и светить сиськами в возрасте 50 лет решится не каждая. Сиськи на троечку и пелотка небритая (Дикий Запад, всё-таки), но за старание – зач0т. Джеффри Райт традиционно хорош, и за роль Арнольда/Бернарда актёру можно временно простить его оголтелый расизм. Аарон Пол тоже не разочаровывает своим рабоче-крестьянским бунтарём.
Но лучше всего, на мой взгляд, выступила старая гвардия – Эд Харрис и Энтони Хопкинс. И если Хопкинсу не впервой играть психа с хорошими манерами, то Харрис просто взрывает мозг многогранностью своего образа Человека в чёрном. Уже ради одного Харриса сериал стоит смотреть – кто помнит «Glengarry Glen Ross», меня поймут.
Итог: хороший, годный сериал. Настоятельно рекомендую.
P.S. Справедливости ради стоит отметить некоторые откровенно кринджевые моменты. Осторожно, спойлеры!
Во-первых, ну никак не могу я поверить в то, что многомиллиардная корпорация Delos настолько экономит, что руководство приняло решение не уничтожать крайне опасную Альфа-серию (Долорес, Мэйв, Анна, Эдди и индеец – все последовательно вспомнили прошлое и взбунтовались, неужели не было видно тенденцию?) сразу после того, как они отработали свой срок, а по тысячному разу стирать память и запускать в эксплуатацию. Если в 2050х фактические терминаторы-Альфы (легкосплавный скелет, атомная батарейка, бронированный мозг, самообучение), были уместны потому, что технологии быстрого и дешёвого клонирования ещё не было, то к 2100 Гамма и Дельта-серии, полностью идентичные человеку (в.т.ч. смертные), уже были дешевле грязи. Зачем играть с огнём, если есть дешёвые альтернативы? Хотя, с другой стороны, может это хитрый план, поскольку в итоге оказывается, что 60+% менеджмента Delos на самом деле роботы…
Во-вторых, концепция «электронного бессмертия», которую тайно разрабатывал Delos, не выдерживает элементарной критики. Скопировав свой мозг и перенеся его в андроида, человек не становится бессмертным, а лишь получает копию сознания, оригинал которого всё равно умрёт. Мало того, копия поведёт себя по-своему, а не станет копировать оригинал, что и показали копии Долорес, немедленно кинувшие свою хозяйку.
В-третьих, программа «RICO» для мобильников, через которую централизованно распределяются заказы на преступления – это вообще сплошной фейспалм. Если ВСЯ мировая экономика безналична, то даже идиоту должно быть понятно, что неизвестно откуда взявшиеся средства на твоём счету незамедлительно включат сирену в налоговой, и твоя карьера закончится, толком не начавшись.
В-четвёртых, «онлайн-страна», где живёт сознание беглых роботов, вызывает лишь смех. На каком сервере они хостятся? Откуда берётся процессорная мощность и место? И если уж принято решение их уничтожить, неужели сложно найти место концентрации сотни неавторизированных программ?
Ну и наконец, я выл в голос от тупого куколда-китайца, которому опаснейшая робот-убийца Мэйв показала сиське, и тот сразу снял все блокировки поведения, позволив ей обучаться и дистанционно контролировать электронику. И чего он потом удивлялся кровавой бане, которую она устроила?