Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

Apachy :: Прощай, моя королева!
Франция/Испания, 2012 г.
Режиссер: Бенуа Жако
Сценарий: Бенуа Жако, Жиль Торан
В ролях:
Дайан Крюгер, Леа Сейду, Виржини Ледуайен, Ксавье Бовуа

001

Все-таки умеют французы снимать кино. Не часто балуют зрителя в последнее время, конечно, но все-таки. Жаль только, что наш зритель уже приучен к американскому блокбастеру и хороший европейский фильм ему рассмотреть трудно. Да и прокатчики подчас неумело позиционируют такие ленты. Так было, к примеру, с «Бобро поржаловать» - замечательной доброй комедией, которая во Франции собрала какие-то немыслимые для тамошнего бокс-офиса деньги (а всего в мире – 245 миллионов долларов), но у нас прошла почти незамеченной.

002

Вот теперь похожая история с картиной «Прощай, моя королева», причем некоторые критики объявляют фильм чуть ли не «лесбийской историей», что, разумеется, обычного зрителя просто-напросто отпугивает. На самом деле ничего особо лесбийского в фильме нет. Даже Дайана Крюгер (исполнявшая роль Марии-Антуанетты) заявила, что в фильме отношения королевы с герцогиней де Полиньяк вовсе не лесбийские. И в самом деле, из всего, что мы видим на экране, можно сделать вывод о болезненной привязанности королевы к своей фаворитке. Не более. Что касается фактической стороны дела, то революция готовилась определенными кругами задолго до 1789 года. И дискредитация королевы была тут на одном из первых мест. (Точно такой же трюк заговорщики повторили в России накануне 1917 года, дискредитируя царицу.) Особенно позорная страница - «история с подвесками» (не путать с сюжетом «Трех мушкетеров»), когда «общественное мнение» обвинило во всем совершенно невинную Марию-Антуанетту, а реальных аферистов, включая Калиостро, суд почти всех оправдал. Так же вышло и с герцогиней Габриэлой (Жюли) де Полиньяк. Еще в 1780 году стали в Париже стали распространяться памфлеты, в которых говорилось о якобы имевшей место предосудительной связи между герцогиней и королевой. С тех пор эта сплетня периодически всплывает на поверхность.
Ну, так это еще что. В 1793 году, когда якобинцы судили Марию-Антуанетту, они обвиняли ее… в совращении своего малолетнего сына! При этом после казни матери, над несчастным ребенком революционеры измывались, как могли, и то ли уморили, то ли просто убили.
Почитайте, кто не слабонервный.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B

В общем, история революции во Франции – это такой ужас, который не снился даже самым забубенным «разоблачителям сталинизма».

003

Разумеется, Великая Французская революция была неизбежна, но она прошлась катком по миллионам людей, начиная с королевской семьи и заканчивая простыми крестьянами. И самое жуткое, что это было следствием не столько социально-экономических противоречий, которых накопилось с избытком, сколько духовно-нравственного разложения французского общества. И фильм «Прощай, моя королева» - это как раз попытка показать эту катастрофу через историю простой девушки – служанки королевы Марии Антуанетты, юной сироты Сидони Лаборде, которая в силу своих незаурядных способностей и тяги к книгам исполняет при королеве должность чтицы (читает вслух, подбирает интересную королеве литературу). Все, что есть у нее – книги, беседы с королевским библиотекарем и – сама королева. Точнее – образ, который романтичная Сидони создала в своей душе. Есть еще подружки из такой же, как она, прислуги, но те интеллектом не блещут. Конечно, и сама Сидони интересуется не только книгами, но и молодыми парнями. Но она явно на голову выше своих сверстников. А Мария-Антуанетта для нее – идеал. Служить королеве для Сидони не просто почетный долг, а смысл жизни. При этом юная мадемуазель Лаборде своенравна, горда и решительна. Говорю о ней так много потому, что она и есть главная героиня этой истории.

004

События в фильме, охватывает четыре дня с 14 по 17 июля 1789 года. В первый день в Париже штурмуют Бастилию, но слуги в Версале об этом, разумеется, еще не знают. Между тем вся обстановка наполнена предчувствием надвигающейся бури. Напомню, что революционные события начались еще в апреле, когда восстало Сент-Антуанское предместье Парижа. Это выступление было быстро подавлено. Но трясло уже всю Францию – поднялись крестьяне многих провинций, начались голодные бунты в городах. В мае король созвал Генеральные штаты, в июне представители третьего сословия с частью депутатов от дворянства и духовенства объявили себя Национальным собранием, а 9 июля – Учредительным собранием. Это и было реальным началом революции.

005

В фильме об это речи нет, все сосредоточено в мирке маленькой чтицы, которая с трудом представляет себе обстановку за оградой Версаля. Но она видит толпы нищих, чуть ли не осаждающих королевскую резиденцию, она слышит тревожные новости, она наблюдает нарастающую панику среди придворных.
В то же время вы видим ее глазами и саму королеву. Для Дайан Крюгер роль Марии-Антуанетты, пожалуй, одна из лучших в ее карьере. При том, что исполнительницу главной роли Леа Сейду ей затмить не удалось. Обаятельный, прелестный образ Сидони Лаборде сразу же вызывает симпатию и не отпускает весь фильм. Причем в картине вообще собран блестящий актерский ансамбль. Вирджини Ледуайен предстала в роли яркой фаворитки Габриэлы де Полиньяк. Нужно сказать, получилась редкая стерва.
Ксавье Бовуа очень убедительно сыграл короля Людовика XVI. Причем, если традиционно трагическая личность французского монарха, пытавшегося договориться с революцией, найти компромисс с революционными классами, рассматривается слабой, мечущейся, находящейся под сильным влиянием королевы, то в фильме «Прощай, моя королева» мы видим человека умного, уравновешенного, готового на самопожертвование ради гражданского мира в своей стране. Особенно ярко это проявляется в сцене, когда король отправляется на переговоры с Учредительным собранием – в самое гнездо революции. Хотя у Ксавье Бовуа было не так уж много сцен, но и этого хватило, чтобы создать действительно запоминающийся образ французского короля. При этом и другие герои второго плана, к примеру, строгая фрейлина мадам де Кампан (Ноэми Львовски) или старенький маркиз де Вокулер (Жак Эрлен) сыграны просто замечательно.

006

Также следует отметить дотошность создателей фильма в воспроизводстве даже мелких деталей быта Версаля. Раздававшиеся критические голоса по поводу недостаточной пышности и многолюдности королевского двора в фильме, не стоит принимать во внимание: революция УЖЕ идет и мы видим быстрый закат Версаля. Его пышность и блеск навсегда остались в прошлом. Тем же из зрителей, кто не все понял, следует вспомнить сцену ночного бегства придворных. Так ведь это уже почти финал двора. (Собственно финал наступит осенью, когда после похода парижан на Версаль королевская семья с оставшимися верными им людьми фактически под конвоем переедет в Париж, во дворец Тюильри.) 

Но вернемся к Сидони Лаборде. Она – не просто главная героиня. Именно через крушение ее идеала мы сможем вместе с ней почувствовать ту гигантскую пропасть, что разверзлась между монархией и народом. Королеве, человеку, казалось бы, доброму не хватает главного  - души. И неожиданно она становится способной на поступки бесчеловечные. Тогда становится понятно, что и ее привязанность даже к Габриэле де Полиньяк – это болезненное, а не естественное живое чувство. И симпатия к собственной юной чтице вообще оказывается чем-то вроде игры малолетнего дитя с котенком. Поигрались – и забыли. А взрослые эгоистичные дети, увы, могут еще и своим страстям в жертву принести. Когда Сидони оказывается именно в такой ситуации, становится понятным и отсутствие преданности у большинства придворных. Этот мир – сгнил. И только немногие из «старой гвардии» остаются верны долгу, да редкие романтики вроде Сидони еще верят в идеал. Разумеется, история чтицы королевы в фильме – выдумана, и Сидони Лаборде никогда реально не существовала. Но вот главная идея фильма видится очень верной. Монархия гибнет не тогда, когда гибнет монарх – народ найдет нового государя, что мы знаем и по нашей истории. Монархия гибнет тогда, когда она теряет связь с народом.  Может быть, времена меняются, может быть, правящая элита вырождается, но связь потеряна и даже те, кто был предан всей душой, с болью вырывают прежние чувства из сердца и идут в будущее уже без королей и королев. Как представляется, именно об этом фильм с таким говорящим названием «Прощай, моя королева!».

007

Я не призываю всех бежать в кинотеатр. Этому фильму нужен «свой» зритель, хотя смотрится достаточно живо, ибо событий там хватает. Полезно показать уже подросшему юному поколению, которое, возможно, после просмотра захочет почитать о том времени и тех событиях. При этом следует учесть, что хоть откровенных сексуальных сцен и нет, но ТС раскрыта, особенно у Сидони (и в самом деле есть на что посмотреть).
Резюме: фильм – это интересный, живой взгляд на Великую Французскую революцию с довольно неожиданной стороны.

Любите кено!
(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/view_listen/movie/120309.html