В наше трудное время перед просмотром отечественного фильма возникает вопрос не о том интересный он или нет, а, собственно, умеют ли авторы снимать кино или нет. Увы, тотально коррумпированное государство дало метастазы в искусство. Нынешний период отечественной режиссуры можно назвать периодом отдохнувшей природы. Чудовищная некомпетентность, полное отсутствие индивидуальности, помноженные на дешевые понты.
На этом фоне фильм «Окраина» действительно шедеврален.
В рецензиях о нем пишут что это «то ли трагикомедия, то ли черный юмор, то ли сюрреалистический и мрачный призыв к бунту, то ли вестерн, то ли вообще иносказание какое». На самом деле фильм представляет собой воплощение мифа. Самый трудный жанр в искусстве. В последнее время у нас что бы не снимали получается сказка или анекдот, а чаще и то и другое.
Эпический масштаб повествования достигается, за счет стилизации 1930-40х гг. Это время когда создавалась русская нация и гениальные люди формировали грандиозною идеологическую конструкцию, ветхие декорации которой сейчас пытается подсобрать администратор президента (по сути, заведующий сельским клубом) Сурков. Конечно же режиссер апеллирует не на прямую к мифу, как это делал Эйзенштейн, а через использование кинематографического языка Эйзенштейна, Барнета, Роу, братьев Васильевых. В голову приходят, прежде всего «Чапаев» и «Иван Грозный», тем более что в фильме есть прямые цитаты из этих фильмов. Таким образом за счет реминисценций достигается стопроцентный эффект былинного сказания.
Фильм очень динамичный, без пауз, смотрится на одном дыхании. Общие темы, которые поднимают в диалогах герои, звучат небанально. Местами действительно смешно. Причем комический эффект достигается не за счет абсурдности ситуации, а за счет точного раскрытия человеческой природы. В последнее время в кинотеатрах доводилось смеяться только над режиссером, сценаристом или оператором.
Фильм очень красивый - блестящая операторская работы, выбор натуры, стилизованные комбинированные съемки, фактура актеров. Все очень эффектно и композиционно выдержано.
Социальный пафос произведения, очевидно, навел ужас на наших массовиков-затейников и, в общем, не удивительно, что фильм, не смотря на кучу международных призов, оказался невостребованным отечественным зрителем. Короче, те, кто не видел фильм, могут замечательно провести время и получить удовольствие наслаждаясь острым умом и художественным мастерством авторов. Увы, но режиссер фильма уже в могиле.