Этот город строился на протяжении всего своего существования как Бог на душу положит. Наверное, виной всему его разные градоначальники, которые почти постоянно были либо дураками, либо ворюгами. А порой и тем, и другим одновременно в одном лице.
Почти 200 лет назад, в 1885 году, здесь был совсем молодой городской глава, 33-ёх лет отроду. Заняв свой пост, руководствуясь наличием реальной власти, которую дали «великие реформы» 60-ых годов XIX века, Николай Алексеев при бюджетном дефиците, говоря современным языком, запросто встал на колени перед местным купечеством при привлечении одного миллиона рублей. Деньги он просил на строительство городской больницы для душевнобольных – знаменитая «Кащенко». Трудно сказать, стоила ли больница, пусть и самого наисовременнейшего проекта, в те времена одного миллиона рублей. Настолько же трудно говорить и о давних традициях столичного стройкомплекса, основанных на «откатах». Насколько это давние традиции – оставим за скобками… но именно при Алексееве Москва получила электрическое уличное освещение, водопровод и асфальтированные улицы. По роковой нелепости (или по иронии судьбы) Алексеева зарезал шизофреник в стенах этой самой больницы в 1893 году. Что характерно: хоронила Алексеева вся столица от нищего до купцов первой гильдии.
Очень известен был в Москве и генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя царя Николая II, старый ловелас и консерватор. Достиг совершенства в аппаратных играх и интригах, как бы нынче сказали, и подмял под себя городское самоуправление не только в Москве, но и в сопредельных губерниях. Именно из-за его нерасторопности трамвай в Москве появился после Орла и Архангельска, равно как и прочие блага прогресса. Наверное, и поэтому тоже после его смерти от рук экстремистов-революционеров в феврале 1905 года, никто особенно не горевал.
Впервые в истории пробовал противостоять союзным властям первый секретарь МГК ВКП (б) Николай Угланов, занимавший эту должность 1924-1928 гг. Он просто не реагировал на властные призывы из Кремля ликвидировать в столице «частнокапиталистическую стихию извозчиков», которые ощутимо питали столичную казну платой за свои патенты. Его преемник, - Лазарь Каганович, - прославился тем, что был, в противовес своему предшественнику, ярым сталинцем. Он руководил работой МГК в 1930-1935 гг. и зарекомендовал себя, как борцом за чистоту партийных рядов. Кроме того, что он стёр с карты Москвы многие архитектурные шедевры (большую часть Китайгородской стены, Иверские ворота, Сухареву башню, храм Христа Спасителя и пр.), именно при нём начинают появляться первые линии столичного метро и троллейбусы. Последний пример, на мой взгляд, характерный случай, когда части энергии дурня находят мирное применение.
Ряд последних столичных руководителей – самый яркий пример бессменной работы в своей бизнес-среде. Первый секретарь МГК КПСС Витя Гришин проработал в своей должности 18 лет – с 1967 по 1985 год. Я очень сомневаюсь, что он прикладывал какие-либо усилия для создания в столице тех уникальных условий, которые были созданы снабжением москвичей продуктами питания и прочим ширпотребом. Скорее всего, будучи более чем заурядной личностью, он попросту прошляпил момент возникновения в Москве самой настоящей торговой мафии, разгон которой начался в начале 80-ых годов прошлого века и в результате чего в конце указанного десятилетия сместили и посадили многих директоров от торговли, как и самого Гришина. Именно из-за недальновидности член Политбюро тов. Гришин попал в прямую зависимость от этой самой мафии.
Следующий градоначальник в нашей «плеяде» - назначенный, после смещения Гришина, в декабре 1985 года, мало кому известный номенклатурщик из Свердловска, Б. Н. Ельцин. Буквально, забив хуй на столицу, занялся пиаром своей персоны на всех уровнях, предоставив город на разграбление разнообразному криминальному блядву, которое с успехом поставило раком не только Москву, но и почти всю Россию. Именно на период присутствия у руля МГК КПСС Б. Н. Ельцина приходится начало бурного расцвета бандитизма, который с успехом закрепили Попов и «любимый мэр всех времён и народов» Ю. Лужков – наши замыкающие.
Лужков – самый яркий образчик некогда «хорошего управленца», которого выпестовал его предшественник, - Г. Попов, - и который его же красиво и «подсидел». Из председателя исполкома Моссовета за пару лет Ю. М. Лужков становиться мэром города, городское самоуправление которому было даровано ещё при Екатерине Второй. И, как обычно у нас получается, весь благостный порыв навести порядок в столице разбился о прозу жизни, суть которой в фразе «кушать хочется всем…» Но всё дело в том, что на Тверской, 13 давно забыли глагол «кушать»: там стали просто жрать. Причём, в мэрии зажрались так, что даже самая ахуевшая братва ахуела и начала их отстрел…
Но это было потом. А в начале понеслась по наклонной криминогенная обстановка в столице. Массовые драки, поджоги, перестрелки стали явлением, которое за бугром принято называть “casual”. Верховодили поначалу всем этнические преступные группировки, которые позже, судя по сегодняшнему беспределу, просто влились в состав мэрии в полном составе. Именно в ту пору стал возводиться тот «железный занавес», за которым так уютно нынче московской власти.
Вырубались деревья (на Тверской их уже нет ни одного), сносились памятники старины (уже на моей памяти есть Военторг). Москва превращалась постепенно в «каменные джунгли». Стало невозможно ребёнка устроить в детский сад, школу, не стало простых продуктовых магазинов в центре. И всё это подаётся под соусом «для блага москвичей». Где эта блядина-москвич, из-за блага которого мой сослуживец возит в детский сад ребёнка в Подольск?
И конечно, апогеем московского произвола стали события в Бутово. Кто смотрел «К барьеру!» неделю назад, наверняка, не мог остаться равнодушным. Такого беспредела и перевирания юридических норм, как в Москве, я не видал ещё нигде. Такого цинизма и избирательности в правоприменении нужно поискать.
Избранный народом мэр&company без зазрения совести творит произвол и волокиту со своим «карманным» правосудием в лице судьи Солёной и пристава Суконкиной. И вся бы эта история сошла бы на нет при любых усилиях федеральных телеканалов, если бы не одно «но». С недавних пор работает Общественная Палата.
Честно говоря, в функциональности этого органа, я сомневался с момента его основания сначала на бумаге, в виде указа президента от сентября 2004 года и до начала реального избрания представителей народа в этот пока ещё никем и нигде неуважаемый орган. Но всё встало на свои места буквально в последние дни. Если Общественная палата пробует не давать в обиду хоть одного реального человека и гражданина, то уже, на мой взгляд, она оправдала своё существование. И дай им Бог сил в этом отныне и впредь, а также рассудительности, чтобы не оторваться от нужд народа и не уподобиться власти «самого красивого города Земли».
Интересно было бы себе представить реакцию основателя Москвы – князя Юрия Долгорукого – на всё происходящее в сегодня в городе, будт он жив и способен адекватно воспринимать сегодняшнюю действительность. С давних пор редко какой московский правитель мог себе позволить не говорить с народом по причине отсутствия у него этого в планах. В нынешней же мэрии оборзели до такого предела, что просто перестали воспринимать адекватную реальность, позволяя себе слишком резкие высказывания в адрес своих же людей. Хотя, какие же люди могут быть им «своими»? – разве что на зоне…
На фоне своих предшественников кем может стать нынешний мэр столицы в глазах своих потомков? Что он сделал из того, чем реально можно было бы гордиться ему и его детям? Похоже, что с возрастом Ю. М. Лужкова это интересует всё меньше и меньше, как ни странно. Более 80% налогоплательщиков России зарегистрированы в Москве. Разве управляя такими налоговыми поступлениями кто-то может сказать о том, что при Лужкове сделано очень много? А что сделано-то вапще? – Построено всего-то третье транспортное кольцо (ТТК), которое изначально не могло решить транспортных проблем столицы. Все остальные постройки – капли (т.е. – слёзы).
Завтра мне лететь в Москву, где я не был без малого полгода, и у меня нет совершенно никакого желания делать это. Радует только два обстоятельства. – То, что о Москве я мало слышу только находясь там и то, что мне предстоит встреча с теми, кого мне тут так нехватало…
При подготовке использовал какой-то номер журнала «Профиль».
гражданин Фильтруйбазаров
E-mail: filtr-bazar@rambler.ru