Дорогие друзья, как вы уже знаете, вопреки расхожим заблуждениям, природа ещё не окончательно очистилась и недавно выпустила сиквел популярного прошлогоднего сериала «COVID». Новые эпизоды будут про борьбу человечества с чрезвычайно заразным и смертоносным индийским штаммом и другими производными коронавирусной инфекции, ТТХ которых учёным только предстоит узнать.
Больницы снова перепрофилируются в ковидники, заполняемость койкомест стремительно растёт, за вчерашний день в нашей с вами Федерации зарегистрировано более 14,000 новых случаев заболевания, при этом, процент вакцинировавшихся по стране, которая, напомним, первой создала лучшие в мире препараты, остаётся крайне низким – оба укола сделало порядка 10% россиян.
Официальные власти начали разыгрывать автомобили и квартиры, чтобы уговорить граждан не бросать вызов естественному отбору, первые лица уже прямым текстом рекомендуют обязательно сделать прививку, а сознательные лидеры общественного мнения вовсю называют ковид-диссидентов из числа сограждан «придурками» и «тупыми бестолочами».
Кстати, самое смелое пока что мнение, на которое мы натыкались: официальная власть дозаигрывалась с глубинным народом, накачав его ненавистью к либералам и геям (sic!), а потом этот глубинный народ-урод своей дремучестью превратил в фарс всю кампанию по вакцинации.
Короче, завертелось по новой, и давайте сейчас попробуем размотать причины невысоких темпов вакцинации в нашей стране.
Их всего две.
Первая причина – официальная российская власть в целом очень любит народ, и поэтому вместо того, чтобы силой принудить его коллективному выживанию, как это уже успешно сделали китайцы и израильтяне, играет с электоратом в игрушки: а давайте мы вам машину за прививку подарим? Нет? А давайте тогда квартиру сразу! Вы только привейтесь, чтоб не помереть ненароком – и у вас будет реальный шанс получить бесплатную жилплощадь, круто же!
Примерно как торг с неразумными маленькими детьми, когда их к горшку приучаешь – сходи, куда следует, или хотя бы дай понять, что собираешься это сделать, и получи любимое лакомство.
Есть, впрочем, и иные модели воспитания, на сегодняшний день куда лучше себя зарекомендовавшие. Например, восточная. Случилась вспышка заболеваемости в городе – ок, значит, в ближайшие дни прививаем весь город. А лучше всю провинцию. А кто не хочет – может сидеть дома до окончания карантина. Неделю или полгода – это как получится. Скажите спасибо ещё, что курьер вам еду на дом будет доставлять, а то мы и курьера отменим, чтобы вы его не заразили.
И не рыпнешься особо. Ещё и свои же соседи съедят как несознательного, потому что всем надо на работу, а детей – в садик и в школу, и никому при таком раскладе нет дела до того, какого размера у тебя на голове шапочка из фольги.
Но, повторимся, восточный вариант – пока что не наш официальный метод.
Наш метод – это ути-пути, получи машинку и квартирку, ты только не расстраивайся, родненький, и рейтинги нам на предстоящих думских выборах не обрушивай.
Обрушь лучше ещё раз систему здравоохранения, видимо, а мы уж потом как-нибудь врачам ещё один памятник поставим.
Логика в целом понятная, думские выборы – это действительно крупное политическое событие и мало кому хочется расстраивать перед ними глубинный народ, продавливая непопулярные меры.
Сейчас ситуация действительно сложная, потому что в оставшиеся три месяца нагрести позитива, который перекрыл бы немилую народу обязательную вакцинацию, будет очень сложно.
Власть, очевидно, надеялась на сознательность глубинного в прошедшее полугодие – и вот результат. Здесь мы переходим ко второй причине невысоких темпов вакцинации в нашей с вами Федерации.
Во-первых, дорогие друзья, не надо считать, что российский народ – он какой-то особенно несознательный и недоверчивый к власти. Ковид-диссидентство – это международный феномен, он точно так же широко распространён и в Европе, и в США, и где только ещё не.
Принципиальная разница между нами и большей частью остального мира заключается в том, что в прошлом году по остальному миру ковид жахнул весьма уверенно. И количеством заболевших, и количеством смертей, и – что не менее важно – суровостью карантинных мер, посадивших европейский и американский электорат на сухой паёк примерно на год.
Когда по ту сторону границы появились первые вакцины, люди, разумеется, кинулись прививаться, потому что помереть от болезни там – это ещё полбеды. Вторая полбеда - это вынужденно сидеть дома в условиях невероятно развитого частного предпринимательства, когда каждый день простоя оборачивается реальным похудением кошелька и невозможностью расплатиться по кредитам.
Именно поэтому за последние полгода мы видели столько массовых демонстраций в Европе, участники которых чуть ли не отставки правительств требовали, кивая на экономическое удушение электората.
В нашей с вами Федерации, для сравнения, крупнейшим работодателем является наша же с вами Федерация – циклопических пропорций государственные и окологосударственные структуры, заносящие деньги в бюджет и из него же получающие всевозможные субсидии. Это значит, что для очень большого числа российских работников вынужденный простой был в той или иной мере компенсирован. Мы знаем, что на этой фразе в секцию комментариев привычно высадится десант вечно нищих и вечно безработных, у которых последние сто лет зарплата не превышает две копейки, но факт остаётся фактом.
Именно благодаря массированной финансовой госсподержке (впрочем, не только госпредприятий) массовых голодных демонстраций с жёсткими экономическими требованиями на нашей территории мы с вами за последний год не видели, дорогие друзья.
Поэтому нет – российский народ не какой-то особенно безалаберный, просто по нему не так сильно долбанула высокая смертность и последовавший за пандемией экономический кризис. Народ просто не до конца понял пока, из-за чего мир стоит на ушах, и смотрит на происходящее исключительно в рамках собственной увеселительной программы. Когда и если народ поймёт причины происходящего получше, modus operandi его тоже соответствующим образом перестроится.
Во-вторых, нет, ковид-диссидентство никак не связано с тем, что власть накачала глубинный народ дремучей ненавистью к геям и либералам. Для начала давайте вспомним, что именно либералы громче всех кричали, что в России нормальной вакцины нет и быть не может, а полученным в НИЦЭМ им. Гамалеи варевом прививаться ни в коем случае не стоит. Кроме того, сам процент вакцинировавшихся (напомним, всего 10% от всего населения) как бы намекает на то, что ковид-диссидентство не является особенностью людей с конкретными политическими, экономическими и идеологическими взглядами. Скорее, население в целом скептически относится к возможности лечиться – и сейчас, дорогие друзья, мы расскажем о главной причине этого нежелания.
Тем более, что это наша любимая первопричина многих бед.
Поэтому – в-третьих.
Мы с вами живём в стране, в которой за комментариями о политической жизни люди привыкли ходить к мутным блоггерам вроде Юры Дудя, не имеющего ни малейшего опыта в большой политике. За комментариями на тему спорта телеканалы обращаются к Оле Бузовой. Для рассуждений о ПМЭФ берут Даню Милохина, который щеголяет по форуму в розовой полупачке. Одним из лиц отечественной журналистики становится алко-музкант Сергей Шнуров.
Нам надо продолжать, дорогие друзья?
Надо объяснять, почему, когда речь вдруг заходит о тяжёлой ситуации в системе здравоохранения, людям вроде Александра Гинцбурга и Дениса Проценко сложно пробиться сквозь плотные информационные ряды всевозможных селебритиз, которые для верности скреплены Натахами из соседнего подъезда, уверяющими, что двоюродному племяннику их бывшего мужа медсестра шприцом голову нечаянно проткнула, когда колола «Спутник V»?
Российское информационное пространство, дорогие друзья, это такой нелепый бардак, что удивляться количеству – как их Лукьяненко назвал? – «придурков» и «тупых бестолочей» сегодня просто бессмысленно. Это как на второклашку орать, когда он не может в голове решить простые логарифмические уравнения.
Часть наших современников живёт вне рамок упорядоченной системы информационных координат. Для них мнение о ковиде главного российского микробиолога и соседа Петровича в майке-алкашке будет абсолютно равнозначным. А если не соседа Петровича, то хотя бы мнение коллеги из офиса, потому что её мама когда-то работала медсестрой.
В идеальном мире в тяжёлую годину ковида доступ к микрофону и выход на широкую публику по теме должен быть у ограниченного числа лиц, которые несут персональную ответственность за всё сказанное.
Остальные мнения в информационном пространстве должны приглушаться, потому что нет никакой разницы, что по поводу инфекции думает Кристина Дудь, Даня Бузова или Оля Платошкин. Эти люди не имеют профильного образования и не занимают ответственных постов в государственной структуре, чья жизнеспособность напрямую зависит от воспроизводства населения на отдельно взятой территории.
По-хорошему, с самого начала пандемии порядок действий населения из всех утюгов наглядно и регулярно должны были бы объяснять от силы пять-шесть ответственных лиц – президент, глава Минздрава, глава НИМЭЦ им. Гамалеи, врач Денис Проценко и глава региона или города. От самого начала карантина и до последней стадии всеобщей вакцинации. Любой прочий желающий пощеголять внезапно полученными знаниями из википедии должен в случае угрозы национальной безопасности демонстративно заезжать в казённый тикток-хаус.
Мы бы ещё на билбордах по городам расклеили в порядке профилактики изображения пациентов на ИВЛ, но это уже вкусовщина.
Но мы не живём в идеальном мире, дорогие друзья.
Мы живём в информационной помойке, в которой данные – в том числе о реальной угрозе нашему здоровью и здоровью наших близких - распространяются хаотично. И вовсе не через официальные государственные средства массовой информации, как, возможно, полагают уважаемые люди в уважаемых кабинетах.
10% привившихся от коронавируса – это результат отечественной информационной помойки, дорогие друзья, в условиях которой население так и не сумело для себя понять, нужно ли ему привиться, от чего нужно привиться и не отвалится ли у него после прививки голова.
Но мы не унываем.
Уверены, осталось подождать месяца три-четыре, пройдут думские, кто надо – победит, а дальше пространства для манёвра с вакцинацией станет побольше.
Не все доживут – это правда, но что теперь поделаешь?
Напоследок, дорогие друзья, небольшая зарисовка.
Общались позавчера с тестем. Он кардиореаниматолог в одном из московских госпиталей. Говорит, спустя год переболевшие коронавирусом начали повторно поступать к ним в больницу с развитыми патологиями, которые связаны с перенесённой в прошлом году инфекцией. У многих фиброз лёгких. Заметная часть поступает с лёгочной гипертензией. Говорит, откачать бывает очень сложно.
Но в число умерших от ковида их уже, конечно, не записывают. Это уже совсем другой эпикриз.
И эпилог.
[Орда] – родная, злобная, твоя