И вновь Библия приносит неприятное известие. В городе Хевроне, после длительной, передающейся половым путем болезни, на 127-ом году жизни скончалась Сара. Честно сказать, Абрам это обстоятельство очень переживал. Возможно даже, надел ермолку и прочитали над ее телом что-то из Торы. Конечно, «Сара была также красива в сто лет, как в двадцать», тут любой бы расстроился. Но Абрам расстроился настолько, что разбомбить ко всем чертям Асуанскую плотину собирался. Еле отговорили. Привык он к Саре за 110 лет. Ученые подсчитали: IQ женщин близок к IQ лошади, а привык.
Бывало, Сара страдать начинает от отсутствия внимания к ее внутреннему миру со стороны Абрама, плакать там, кричать. Ничего конкретного не говорит, но хлёсткие фразы употребляет. И слезы такие огромные по щекам катятся. А Абрам садиться рядом с ней и жалеет ее, жалеет. Гладит руками по разным местам под одеждой. А она только плечи втягивает и носом хлюпает. Сара то до старости заводная была, любила зверя в супруге разбудить. И элемент кокетства в ней всегда был. Любила ловить мужские взгляды, направленные в самое в декольте. Но Абраму, пусть не телом, но душой, всегда верность хранила…
…Территории нынешней Палестины, и район Хеврона в том числе, тогда населяли хетты חת . У их царя Эфрона и купил Абрам за 400 шекелей серебра пещеру Махпела и поле перед ней с целью построения в ней фамильного склепа.
Маленькое отступление. Шекель שקל в данном случае единица веса, равная примерно 14-ти граммам. Ныне пещера Махпела מכפלה מערת является тем еще Мавзолеем. Тут, кроме самого Абрама и Сары, похоронены их сын Исак с супругой (Ривкой) и их внук Яков, так же с супругой (Леей)… все как один стратеги, философы. Лучшие патриотические умы. Правда, многие спрашивают: «Почему именно они? Почему, к примеру, не А. Вебер, не Уильям Моррис или, тем более, не К. Маркс?». В Библии на это ответа нет. И, тем не менее, для евреев это место…
…Как и для арабов. Так как Абрам אברהם (Абрагам на иврите, по-арабски это имя произносится как «Ибрагим») через своего сына Ишмаэля (Исмаила) является прародителем арабов (а в Коране именно так написано), то для арабов пещера Махпела так же место святое страшно.
Короче говоря, ныне пещеру Махпела охраняет почетный караул, состоящий из взвода израильских солдат. С выправкой у них, прямо скажу, плохо, но с автоматами — хорошо. Для того чтобы верующие иудеи и мусульмане в этом святом для них месте не перегрызли друг другу глотку, их пускают в пещеру в разные дни. Евреев в четные, а мусульман в нечетные (или наоборот, забыл). Обычно это помогает.
Выделяются евреи, как известно, своим миролюбием, но однажды доктор из Нью-Йорка по имени Барух Гольштейн заглянул в пещеру Махпела с автоматом М-16. И прежде, чем эти антисемиты порвали его на куски, положил человек 30 арабов. Помню, потом в ООН подвернули этот эпизод детальнейшему зануднейшему разбору. И виноватыми, как всегда, признали евреев. Оно и понятно, ООН и так ночей не спит от жалости к палестинским младенцам и к детенышам китов, а тут доктор Барух Гольдштейн. Тут одна фамилия чего стоит, не говоря обо всем остальном. То есть об имени и профессии.
Но, в целом, в пещере Махпела тихо. Туристов пускают (если оные одеты не по пляжному). Пещера расположена в еврейской части Хеврона под названием Кирьят Арба.