Сегодня во всех уголках нашей необъятной Родины, и не только нашей, кстати, а везде где работают отечественные археологи, отмечают профессиональный праздник.
В том году шел по Летнему саду и заметил до боли знакомые земляные работы. Чувак с бородой тупо смотрит в нивелир - ясное дело, не геодезист. Археологи копают в Летнем саду. Хорошо устроились, хуле говорить. Говорят памятников нет только там где их не ищут. Вобщем можно понимать это буквально.
В России право на раскопки дает Открытый лист, которых выдается отделом полевых исследований Института археологии РАН около 1,5 тыс. ежегодно. Из них, думаю, половина (форма 1 и 4) позволяет вести полноценные раскопки. Ничтожно число. Для сравнения, на территории Японии работает около 5 тысяч экспедиций.
В советское время бытовала фраза – объем археологических источников увеличивается в два раза за 5 лет. Теперь это не так конечно. Сейчас в основном работают по хоздоговорам. Формально каждый кто ведет земельные работы обязан иметь разрешение от археологов. Прошло славное время, когда археологи копали что хотели.
Так вот, о празднике. Существует много версий этой байки. В каждом отряде своя, вообще в каждом отряде своя мифология. По моим же представлениям дело обстояло так.
Шли великие 1930-е гг., вся страна напряглась совершая индустриальный рывок. Ареологии тоже были призваны выполнять ответственное задание по борьбе с враждебной норманнской теорией. Экспедиция, под руководством одного специалиста со странной фамилией, отдаленно напоминавшей греческую или литовскую, на Северо-Востоке СССР собирала для этого важный фактический материал.
Как справляются с заданием приехали поинтересоваться представители НКВД. Они застали бородатых мужиков совершенно пьяными в разгар рабочего дня. На раскопе и в лагере, лаборант, ассистент или рабочий все ученые были в разной степени пьяны. И то чем они занимались никак не было похоже на сколько-нибудь научную деятельность.
Для чекистов уже не стало сюрпризом и то, что руководитель столь судьбоносного предприятия едва держится на ногах. И они уже подумали как участникам этой археологической экспедиции могут здорово пригодиться навыки землекопов например при строительстве беломоробалтийского канала. Однако в миг протрезвевший начальник экспедиции, неожиданно стал благодарить за приезд в столь радостный для всех археологов день. Видя недоумение гостей, он пояснил, что сегодня как раз день археолога и принял поздравления от смутившихся чекистов.
Как вы понимаете день этот не отмечался до этого никогда. Из этого не следует делать вывод, что «день археолога» в экспедициях каждый день. Археологическая экспедиция - это люди. Не раскоп, не природа, не романтика, не руководитель. Это люди. Если люди гавно, то и экспедиция будет гавно. При чем заранее можно быть уверенным только в том, с кем ты уже был в поле раньше.
У нас, кстати, еще отмечают день первых раскопок на территории Сибири исследователем Даниилом Готлибом Мессершмидтом 6 января 1722 г.
Дорог этот день не только археологам. Ведь археологическую экспедицию прошли не только студенты истфака, а много всякого народу, чаще всего в составе детских археологических кружков. (Однажды в конторе какой-то компьютерной, в небольшом списке отмечаемых корпоративных праздников обнаружил 15 августа – день археолога. Наши люди есть везде!).
Так что поздравляю вас, дорогие! Желаю главного – удачи!