Моряки. Ну, кто такие для меня моряки? Что я вообще о них знаю? Для меня это растиражированный медиа образ. Этакие ребята в белых рубашках и аккуратных тельняшках из фильма про детей капитана Гранта. Еще суровые мужчины, обвешанные пулеметными лентами (остаточное действие советской пропаганды). И, собственно, все. Да и видел ли я настоящих моряков?
Считаются ли моряками обслуга крымских прогулочных катеров? Не знаю. Но, пожалуй, настоящих моряков я все-таки видел. Нет, может я их еще и в детстве видел. Наверняка видел. Но не помню. А вот те случаи, о которых я сейчас расскажу, произошли совсем недавно. И запомнились. Хотя ничего такого в них нет.
Один произошел в Балаклаве. Ну, вы конечно знаете такой городок недалеко от Севастополя. Там, в Балаклаве, несмотря ни на что до сих есть военно-морская база. Наверное. В общем, моряки там есть. Но увидел я их не на борту корабля или чинно прогуливающимися по набережной. На входе в бухту на высоком утесе стоят развалины Генуэзской крепости. Туристическое место. Мы тоже забрались туда, чтобы с этого места начать свой путь в горы (мы собирались идти в поход по Крымским горам). И вот тут за одной из груд камней, прячущихся то ли от ветра, то ли от глаз начальства, я увидел их. На первый взгляд все вроде в порядке. Не знаю, что там должно быть в порядке, я не разбираюсь в форме, но я сразу понял, что это они – моряки. Черная одежда, может бушлаты? Якоря. Кстати было довольно прохладно.
Но, опять же не смотря на то, что все вроде в порядке, что-то было не так. Что, я понял через несколько секунд. Морячки то были монголоиды. Ну, узкоглазые. Я уж не знаю кто они там: буряты, чукчи или еще кто. Но самые натуральные – узкоглазые. Высокие скулы, плоские лица и т.д. Да. Не так я представлял себе русского моряка, не так. Ну, пехотинец, еще, куда не шло. Но моряк! Не вязалось это как-то с героическим образом, воспетым в стольких книгах. Не вязалось.
Второй раз я увидел моряков при других обстоятельствах. Хотя почему при других? Это тоже была туристическая поездка. Только на это раз в колыбель русской морской славы. В Кронштадт. Приехал я туда сам. Без экскурсии. Причем, приехал рано утром. Дело в том, что это были праздничные майские дни. И логично было предположить, что днем там будет очень много народу. Школьников навезут, туристов. Не знаю еще кого. Поэтому, как я уже говорил, приехал я довольно рано. Народу практически не было. Я смог спокойно обойти весь город, по фотографировать, выпить пива. Отдохнуть, в общем.
А народ действительно начал подтягиваться, постепенно заполняя собой все улицы и набережную. Тогда я решил, что пора уходить. И на пути к автобусной станции на несколько минут задержался у одного памятника. Причем памятника современного и, на мой взгляд, достаточно абсурдного. И не нужного. Не только в Кронштадте, но и вообще. Но это мое мнение. Да и не важно.. В общем, памятник представлял из себя некое железное дерево, на котором располагались совы с надписями «любовь», «здоровье» и «успех», кажется. Это тоже не важно. Как я узнал, что памятник современный? Да на нем табличка была что-то вроде того, на деньги какой фирмы он был построен. Естественно скопились туристы. Фотографировались. Кидали монетки куда-то там.
Вот тут и подошел ко мне совсем еще молодой паренек в форме. И протягивая простенькую даже не цифровую мыльницу, попросил сфотографировать его. Я конечно согласился. Взял в руки мыльницу. А тот отошел к дереву, где его уже ждали, как я понял, отец, мать и девушка. А может и сестра. Я навел объектив и, предупредив, что фотографирую, нажал кнопку. Ничего не произошло. Я это сразу понял. Об этом же, судя по всему, догадался и морячок. Я нажал кнопку еще раз – опять ничего.
Тот разволновался. Подбежал ко мне. Видно было. Что он очень расстроен. Наверно он хотел, чтобы эти фотографии остались его родным, на то время пока он будет служить. Он чуть не плакал. Угрюмо молчал его не высокий отец. Явно была расстроена мать. Не ужели все зря?
Я проникся моментом. Начал что-то лопотать насчет того, что мол давайте я вас на свой цифровой щелкну, а фотографии непременно отошлю на «мыло». Давайте куда. Я искренне хотел помочь. Но у видел в их глазах испуг и не понимание. О каком «мыле» я говорю? Им явно было неудобно. Да я и сам все понял. Я не знаю, откуда приехал это морячок служить на флот. Сколько проехали его родители ради этой фотографии? Может из-за Урала, а может и из-под Питера. Да и не важно это. Только это мне почему-то стало стыдно и за «мыло» и за цифровой фотоаппарат. Не знаю почему. Я смешался. А они разобрались. Что-то там починили, и я смог их сфотографировать.
Какая мораль? Я хуй его знает.