Армия многое дает офицеру. С курсантской скамьи ему прививаются любовь к стране, выдержка и самодисциплина, готовность умереть за родину, когда она об этом попросит. После выпуска из училища армия отправляет новоиспеченного офицера в самостоятельное плавание постигать законы этого несовершенного и циничного мира. Армия дает удивительную возможность побывать во всех концах нашей необъятной родины и повстречать на своем пути множество интересных людей.
Вот, например, возьмем этого майора. Матерый зубр ракетно-ядерного удара, как здесь шутят. Подежурив с ним, молодой и неопытный лейтенант спустя несколько месяцев обязательно станет высококлассным специалистом, в совершенстве знающим свои ВВТ и способным выполнить боевую задачи в любых условиях обстановки. Лейтенант научится молниеносно приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке. Например, фраза “че за еб твою мать!” сразу дает ему понять, что, видимо, произошла нештатная ситуация, а слово “запиздапарить” означает выполнить какое-либо действие:
- Литеха, запиздапарь-ка чайку!
Или взять простую повариху, готовящую пищу на дежурстве. Ее любимое выражение “как ебете, так и кормим” на многое открывает глаза, позволяя юному выпускнику осознать всю многогранность бытия.
Но армия и отбирает многое. Я имею в виду нервы, здоровье, личное время и деньги в виде взысканий, например, за сбежавшего в самовольную отлучку обезьяна ( то есть солдата срочной службы). Она держит офицера в постоянном напряжении, напоминая ему, что он всего лишь маленький винтик этой громадной машины, с завидным постоянством посылая по его душу кучу проверок с паркетными полководцами во главе, обещая при этом все возможные кары и проклятия в случае плохого результата сдачи. Армия врывается в личную жизнь, разрушая семью. И в конечном итоге она забирает самое дорогое-жизнь. Делает это она с изощренностью опытного убийцы. О, да, у нее большой опыт в таких делах и не менее большой арсенал доступных средств. Одних посылает под пули никому не нужных войн. Других, что, на мой взгляд, страшнее и мучительнее, она делает заложниками собственной совести.
***********************************************
На часах 03.30. Самое трудное время для дежурного по роте, когда организм, еще полностью не адаптировавшийся к тяготам и лишениям, находящийся под тяжестью непривычных постоянных физических нагрузок, ранних подъемов, несданных в срок лабораторных работ и долбоебизмов в чистом виде некоторых офицеров, просто молит о крепком сне. Но сегодня особенный наряд и попасть в него считалось честью и большой удачей.
Стук в дверь.
- Дежурный по роте, на выход!
Подходишь к двери.
- Пароль - пять.
- Два,- раздается легко узнаваемый голос.
Теперь доклад.
- Товарищ подполковник, за время моего дежурства…
- Хорошо, хорошо, Алексей. Норма? Люди все? Оружие?
- Так точно.
- Давай книгу приема и сдачи.
Походкой уставшего человека он направляется к столу дежурного, доставая на ходу ручку. Садится, отписывает проверку и впивается пристальным взглядом своих зеленых глаз.
- Садись. В ногах правды нет. Ну что, сначала чай, а потом рассказ. Или наоборот?
- Все сразу, товарищ подполковник!
Дневальный быстрым оленем убегает заваривать чай. А я готовлюсь насладиться короткой, но весьма поучительной беседой обо всем на свете: о невиданных городах и затерянных среди бескрайних просторов страны военных гарнизонах, о предательстве и дружбе, о тонкостях службы и вообще о жизни. Кажется, не было такой темы, которую бы мы не обсудили за те полгода с небольшим нашего знакомства.
Этого преподавателя обожали все курсанты без исключения. Настоящий офицер-воспитатель, человек с большой буквы, он всем своим видом служил нам образцом для подражания. На его лекциях никто и никогда не спал, практические занятия под его руководством были самыми интересными и по настоящему захватывающими из всей программы обучения первого курса. Отличный оратор, он с первых минут занятия завладевал вниманием аудитории и не отпускал его вплоть до окончания пары. Однажды он спас от отчисления несколько пацанов нашего курса, напившихся до потери пульса в увольнении, не дав этому делу широкую огласку благодаря своим связям и авторитету. Именно тогда мы постигли золотое правило не выносить сор из избы, а решать все в своем кругу. Каждый из нас вынес что-то на всю оставшуюся жизнь из общения с ним.
А потом его не стало. Нашли мертвым в своей постели. Командование факультета поговаривало, что он много пил и организм не выдержал. Но была и другая версия, о которой не говорили вслух. О самоубийстве.
Только спустя некоторое время со слов его товарища мы узнали, что, возможно, послужило этому причиной. Задолго до нашего поступления этот подающий надежды офицер был начальником курса. Курс показывал отличные результаты по боевой и политической. Но случилась трагедия. Его курсант, возвращаясь из самовольной отлучки, пытался залезть по балконам на свой этаж общежития, но сорвался и разбился насмерть. Со всеми вытекающими оргвыводами. Он лично сопровождал гроб с телом. Передавал его родителям, не зная, что ответить на застывший в глазах матери вопрос “почему?”. Это самый страшный и одновременно самый глупый вопрос в армии. По ситуации.
. Лучшие всегда уходят первыми. Это касается командира и его подчиненного. Три столпа на которых зиждется армия еще никто не отменял - люди, оружие, секретка. Мы в ответе за тех, кого приручили. Вот так, на мой взгляд, этот мир стал немножечко хуже.