“Абрикосовая дала обильную желтую пену
и в воздухе запахло парикмахерской....”
( М. Булгаков)
Пришли жары и елементарно захотелось пить. Тем более, что пить в жару нужно побольше. Не то «кондратий» прихватить может.
Сегодняшнее поколение, выросшее на Пепси, Фанте и прочей отраве (не говоря уж про Джин-тоник) культуру утоления жажды утратило вчистую, как впрочем и просто культуру. Ессесьно, публика поумней Колу жрать не будет, а предпочтёт морсик, квасок, минералочку. А я вот с ностальгической грустью вспоминаю в жару нашу тётю Розу.
Тётя Роза располагалась на своём рабочем месте часов в 10 утра, когда уже начинало припекать. Она усаживалась под зонтиком на высокий табурет возле своей тележки, заливала в высоченные мензурки сироп, красный и жёлтый, лимонный, расставляла на подносе гранёные стаканы и начинала торговать газировкой. Вся пацанва из соседних дворов уже собиралась небольшой толпой в ожидании этого сладостного момента и тихо пихалась и переругивалась, стараясь, впрочем, вести себя прилично, потому как тётя Роза любила порядок и вполне могла самых нахальных «отлучить от груди».
В этот момент происходило наглядное социальное расслоение общества. На тех, кто пил «чистую» за 1 коп. и тех, кто пил с сиропом, за 4. Если учесть, что самое дешёвое мороженое стоило 9, то следовало выбирать. Высшим шиком было потребовать «с двойным». Тетя Роза ставила стакан под мензурку, тонкая красная струйка из крошечного краника растекалась по дну, потом сверху с шипением ударяла струя ледяной газировки (в тележке был лёд) и пена обязательно перехлёстывала через край. Беря стакан, нужно было быть внимательным, чтобы не прихватить случаем и осу; они облаком вились возле сладких краников.
Впрочем, вокруг тёти Розы кучковалась преимущественно пролетарская прослойка. Интеллигенция предпочитала дядю Мишу. Он располагался в маленьком, темноватом и прохладном магазинчике под вывеской «Зарядка сифонов». Счастливые обладатели оных получали от родителей не помню уж сколько там копеек и гордо шествовали к дяде Мише, пренебрежительно поглядывая на голытьбу, обступившую тётю Розу. Ещё бы, они могли пить газировку в почти неограниченных количествах и сиропу наливать - сколько влезет.
На стеклянные сифоны дядя Миша вешал защитный металлический кожух, зажимал их вверх ногами в какой-то удивительной машине и начинал орудовать рукоятками, подавая газ и воду. Потом грохал тяжёленный, запотевший сифон на цинковый прилавок и с ненавистью кричал «Следующий!».
Само собой, первая дегустация свеженькой газировочки происходила прямо здесь, у дверей магазина, непосредственно из носика. На педальку нужно было нажимать острожно, чтобы пена не ударила через нос. Ну а потом быстро домой, огородами, чтобы кореша (Дай глотнуть!) не опустошили ёмкость раньше срока.
И какая разница, что вода та вкуснющая была по сути простой водопроводной.
Тогда только такую и пили. Но в ней – вся свежесть детства и сладкий сироп воспоминаний….!