Ночь, плавно опустилась на долину. Окончив дневные дела, племя разбрелось по своим пещерам. И только неугомонные дети не спят, собравшись в пещере ахына племени Дырдрочира. Он рассказывает им сказки. Дети жмутся к костру, который отражается в их черных, немигающих глазенках. Чаще всего, дети просят рассказать его о первой войне. Он никогда не отказывает...
...Когда Великий Отец Всего Сущего, могучий Сасахуй, после обильной трапезы восседал на своем троне – стало ему нехорошо. Ибо трапеза была обильна. И удалился могучий Сасахуй в свои покои и напрягся он там. И вылетело из него со страшным громом. И так появилась земля. И пустил могучий Сасахуй струю из бедер своих. И на земле появилась великая река Ванючкэ.
И после трапезы обильной, и после пития обильного (а готовил все это Сасахую великий Дундуеб, да не оскудеют его смердящие чресла), отправился могучий Сасахуй на ложе свое. И воткнул он свой нефритовый кирдыш в лоно Матери Всего Сущего – прекрасной Дапезде. И достав свой нефритовый кирдыш, что был длиною выше самой высокой сосны, он отряхнул его. И сорвались капли на землю. И стали люди.
И стало наше племя чунгаебы жить на левой стороне реки. А соседи наши, залупахи - на правой. И повелел могучий Сасахуй чунгаебам охотиться, а залупахам возделывать землю. А в начале осени, когда вверх по реке плывут неисчислимые косяки рыбы-отсося, повелел могучий Сасахуй обоим племенам бить эту рыбу и запасаться ею на время зимы.
И чунгаебы и залупахи слушали могучего Сасахуя. И били рыбу-отсось чунгаебы правой рукой, потому что жили на левом берегу. И били залупахи рыбу-отсось левой рукой, потому что жили на правом берегу. И были их желудки полны, хвала тебе великий зловонный Дундуеб, а чресла обильны приплодом. Потому что каждую осень племя чунгаебы и залупахи играли свадьбу. И перемешивались племена и были все братья. Потому что мужчины были сильны, а женщины хорошо делали зага-зага. И все это было тогда, когда прабабки ваших прабабок учились делать свой первый зага-зага всем мужчинам племени.
И жил в те времена в нашем племени чунгаебы, могучий Жопадыр-батыр. И жила в племени залупахов прекрасная Луноликая Анус. И во время охоты на рыбу-отсося встретились глаза их. И страстно они хотели делать зага-зага. Но повелел могучий Сасахуй, что не должно быть «зага-зага», пока не кончилась охота на рыбу-отсось.
Но нарушили Жопадыр-батыр и Луноликая Анус приказ Могучего Сасахуя, да поразит их внутренности князь тьмы Дундуеб, и да растерзает их плоть железная собака Скинс своими восемнадцатью кирдышами. И удалились они в пещеру, и взяла Луноликая Анус кирдыш Жопадыр-батыра в левую руку.
И вскричал Жопадыр-Батыр, страшным криком. И оттолкнул от себя Луноликую Анус. И сошлись племена на совете. И встал вождь пленмени залупахов. И спросил он Жопадыр-батыра. «Разве плохо делает зага-зага дочь моя, Луноликая Анус? Каждый из залупахов делал с ней зага-зага, когда Луноликая Анус встретила свою восемнадцатую весну. И никто не кичал как ты, Жопадыр-батыр. Слаб ты, наверное. Недостоин ты зага-зага моей дочери».
И стали залупахи смеяться над Жопадыр-батыром. Не вытерпел тот оскорблений этих. И сказал он им такие слова. «Я, Жопадыр-батыр, чреслами своими усмирявший тучных быков в долине Ванючкэ, кирдышом достающий до луны делавший зага-зага со всем девочками, женщинами и старушками племени чунгаебы, согласно нашим обычаям. Но никто и никогда не делал зага-зага, так плохо как Луноликая Анус».
И поссорились племена. И началась война. Много врагов убил Жопадыр-Батыр. Пока не откусил ему кирдыш брат Луноликой Анус – могучий Теркасунь. С тех пор так и воюют два племени. И конца этому не видно....
Маленькая Пай-и-бень, подползает ближе к Дырдрочиру и спрашивает: «А почему все-таки эта Луноликая Анус так плохо делала зага-зага? Я скоро дождусь свою двенадцатую весну, и я уже делала зага-зага три раза по-столько, сколько у меня пальцев на руках и на ногах».
Дырдрочир замирает и отвечает. «Дура, ты Пай-и-бень, такая же, как твоя бабка, моя жена Сисикак, которая зага-зага в рот научилась делать только после двадцатой весны. Я же говорил. Мы, чунгаебы – живем на левой стороне реки. Бьем рыбу-отсося правой рукой. Поэтому левая у нас нежная, как жопа младенца. А залупахи – живут на правой. И бьют рыбу-отсось левой рукой. Поэтому правая у них нежная, как зад твоего брата Пердыр-ушкуя до первого зага-зага с вождем.
А война отчего началась? Дрочат они не той рукою».