Этот сайт сделан для настоящих падонков.
Те, кому не нравяцца слова ХУЙ и ПИЗДА, могут идти нахуй.
Остальные пруцца!

Нисаленый коржык :: Урок деликатного русского языка
- Класс, встать! - раздалось при моем входе в класс и 32 ученика поспешно выполнили эту команду.
- Дашков Геннадий Данилович, доцент кафедры филологии нашего городоского университета, расскажет вам сегодня об особенностях вежливого общения, - представила меня классу Валерия Сергеевна, учитель русского языка и классный руководитель 11«А».

- Здравствуйте, садитесь, - это был у меня уже седьмой урок за эту неделю, и как бы уже порядком надоело все это. Но, контракт есть контракт, выполнять его надо.

- По ходу жизни, людям всего приходится общаться друг с другом и обмениваются информацией, - начал я урок, - И иногда вам нужно будет донести очень важную информацию до человека, будь то другу, начальнику, или  клиенту. И очень важно правильно сформулировать свои мысли, чтобы оставить приятное впечатление. Потому что люди часто реагируют не только на то, ЧТО вы говорите, но и на то, КАК вы эту информацию преподносите.

- И разные формулировки одного и того же дают разные ответные реакции. Сравним фразы: «Я не сделал домашнюю работу» и «Моя домашняя работа не сделана». Вроде как сказано об одном и том же, а воспринимается совершенно по-разному.

- Фраза «Я не сделал...» делает акцент на вас лично, что ВЫ не сделали, в то время как  «... работа не сделана» уже скорее сводит разговор к заданию, к причинам почему ОНО не сделано, а не к вам лично.

- А еще более изощренная фраза «Имеющихся у меня вчера двух часов времени не хватило на выполнение домашней работы» и вообще может свести разговор к обстоятельствам почему у вас вчера было всего два часа времени, тем самым уведя разговор и от работы и от вас лично.

- Вот об этих особенностях русского языка и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Откройте, пожайлуста, свои тетради и запишите сегодняшнее число, тему урока «Основы деликатного русского языка», и пометьте, что урок проводит Дашков Геннадий Данилович.

Хотя это и выглядит, наверное, не очень скромным, навязать ученикам запоминание моего имени, но является одним из обязательных условий контракта. Такая уж договоренность с нашим местным Министерством Образования. Я долго думал сначала, зачем же им это нужно?

- Основа деликатного языка – продолжил я урок, - это говорить позитив и пытаться сохранять достоинство свое и оппонента, даже если разговор идет о неприятных вещах.

Далее простыми формулами, такими как  «НЕГАТИВ» = «НЕ ОЧЕНЬ ПОЗИТИВ» я начал ученикам давать понятие, как можно смягчить речь.
«Грязный» = «Не очень чистый», «слабый» = «не очень сильный»...
Фразой «Общественный туалет не выглядел очень чистым и запах в нем не был очень приятным» можно тактично рассказать о своих впечатлениях.

Подобных формул я им дал еще несколько:
«ЕСЛИ НЕГАТИВ, ТО НЕГАТИВ» -> «ЕСЛИ ПОЗИТИВ, ТО ПОЗИТИВ»
«Если закончишь год с тройками, то подарок на день рождения не получишь» -> «Ты получишь подарок ко Дню Рождения [только] если закончишь год на 4 и 5».

«НЕГАТИВ, поэтому НЕГАТИВ» -> «ПОЗИТИВ, чтобы ПОЗИТИВ»
«Они играли плохо, поэтому и проиграли» -> «Им следовало играть намного лучше, чтобы выиграть».

Также, обратил внимание учеников на то, что смягчению речи могут способствовать добавление вводных слов, таких как «Если честно», «Фактически», «Боюсь», «При данных обстоятельствах», и т.п.
«Я не согласен» -> «БОЮСЬ, я не могу согласиться».

Правильный выбор действительного или страдательного залога для ударения на субъект или объект также очень важен для выбора адресата похвалы, или нанесения критики без перехода на личности.
«ТЫ хорошо сделал этот отчет». «Что-то ЭТОТ ОТЧЕТ не выглядит полностью доработанным».

За первые десять минут урока, пришлось сразу загрузить учеников большим объемом систематизированной информации, чтобы вызвать интерес к данной области знаний. Хотя это все и о русском языке, но далеко не многим подобный язык является «родным».

А затем следовали пять минут простых упражнений, чтобы полученные знания можно было применить на практике.

Подобные уроки проходили, как обычно, очень насыщенно. За 45 минут, а фактически 42, учитывая начальное приветствие и раздачу материала, нужно было дать ученикам понятие о том, что такой деликатный язык, вызвать к нему интерес, и еще самому остаться максимально запоминающимся.

Это были пункты контракта: провести уроки в каждом 11 классе всех школ города, вызвать интерес настолько, чтобы простимулировать школьников покупку моей книги, и чтобы сделать максимально возможное, чтобы у них запомнилось мое имя.

Помимо этого, в устной форме еще был оговорен пункт «не участвовать в никаких политических партиях и движениях до какого-то там месяца 2007 года». Причем тут политика, я тогда никак понять не мог.


Следующим этапом изучения языка была тренировка укорачивания текста. Как это ни парадоксально, хотя текст и должен быть красивым, но он должен быть максимально сжатым.

Пример описания из бытовой жизни:
«У меня вечером была тренировка. После нее я пошел домой. Когда я пришел, ужин не был готов. Я приготовил себе ужин.» -> «Придя домой после вечерней тренировки, я приготовил себе ужин».

И далее снова на несколько минут упражнений.

Я все думал, к чему это условие о политических партиях? Я хотел спросить об этом на встрече у Семена Степаныча, когда мы обговаривали детали этого проекта. Но как-то так разговор до этого так и не дошел.

Семен Степанович Тузенков, зам.министра областного Министерства Образования, сам вышел на связь со мной несколько месяцев назад. Он предложил участие в проекте, по которому я должен разработать книгу вежливого общения, и провести уроки в каждой школе города. Министерство мне оплачивает не только разработку книги  и проведение уроков, но и дальнейший процент от продажи книг. (про запоминание имени и про политику было сказано на словах). Отказаться от столь заманчивого предложения было крайне сложно.

Кроме этого, он сообщил, что аналогичным проектом будет заниматься профессор Зеленцов Дмитрий Семенович с  кафедры прикладной математики. Он также выпустит книгу и будет проводить в школах уроки финансовой математики. Рассказывать школьникам как считаются банковские проценты по вкладам и по кредитам, даст понятие как работает лизинг, страховки, пенсионные планы.

Семен Степанович показал мне наброски математических уроков. Я полистал. Сложные формулы расписаны очень доступным языком. Скажем, если каждый месяц откладывать по 100 рублей на вклад под 6% годовых, то сколько на вкладе будет через год? Получить 1’239,72р. без некоторых дополнительных знаний не так и легко.
А сколько будет накоплено за два года? А за тридцать лет? А если сравнить с тем, сколько с снимают с зарплаты пенсионных отчислений сейчас, и посчитать при действующей процентной ставке, на какую по размеру пенсию можно будет рассчитывать на старости?

В общем, оказалось очень интересно. И, что немаловажно, для того проекта и спонсоры нашлись. Один из банков решил внести свой вклад в данную акцию, чтобы у подростков слово «банк» уже ассоциировалось именно с их конкретным банком.

Ну а в моем же случае, к сожалению, в спонсировании преподавания деликатного языка мало кто заинтересовался. Хотя, предложенные министерством условия меня более, чем устроили.


Урок продолжался. Следующим и немаловажным пунктом в деликатном языке является последовательность подачи информации.
Сама новость и сопутствующие детали. Что сначала, что потом.

Простейший вариант:
«Могу я воспользоваться твоей линейкой, а то я свою дома забыл».
«Я забыл дома свою линейку. Могу я воспользоваться твоей?»
В зависимости от того, к кому обращаешься, к хорошему знакомому или не очень, соответствующая последовательность и будет.

Кроме этого, для подачи позитивной или негативной новости также свои шаблоны имеются.

При позитивной новости – сразу подается новость, за ней детали.
«Сообщаем, что вы выиграли приз! Вы его можете получить там-то и так-то».

При негативной новости – сначала нейтральное, потом смягченный негатив, и в конце позитив.
«В лотерею играют многие, а выигрывают далеко не все. В нынешнем розыгрыше удача улыбнулась другим. Вместе с тем, тиражи продолжают проводиться каждую неделю, и мы надеемся на ваше дальнейшее участие».

Особенную деликатность необходимо проявлять когда сообщаешь очень тяжелую или трагическую новость.
Cообщение работнику об увольнии или звонок родным с сообщением о смерти человека должны предваряться некой нейтральной информацией, и некой нейтральной же информацией заканчиваться. 

Ярким примером суровой нынешней действительности является для меня рассказ тещи о том, как ей сообщили о гибели ее мужа на производстве.
- Нина Степановна?
- Да это я.
- Это из Сыр-Бор-Транса (место работы мужа). Ваш муж погиб.
Теща в обморок, уронила трубку. А когда она, немного придя в себя, перезвонила им обратно, на том конце провода начали орать:
- Женщина, что вы трубку бросаете, когда мы с вами разговариваем?!

Мало того, что трагедия, так еще и ... Хотя уже и полтора десятка лет назад это было, а она как вспоминает об этом, так голос дрожит и глаза увлажняются.

Конечно, позитивом такие новости не закончишь, но хотя бы предложения своей помощи и содействия со стороны предприятия могли бы немного смягчить боль утраты.


Под конец урока настало время сообщить ученикам что-то запоминающееся. Чтобы немножко «зацепить», можно сказать, душу, и оставить ученикам хоть какое-то о себе воспоминание.

- Я понимаю, что все сегодня сказанное выглядит не совсем обычным. Но вы думаете это только в кино в старых фильмах про интеллигенцию используются эти правила? Отнюдь нет. Подобное построение информации можете видеть в окружающей жизни, например в новостях.

- Скажем, новость «За прошедшее время заметно уменьшилось количество несчастных случаев в армии. С начала года погибло всего 150 человек, что намного меньше по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет».

- Выглядит позитивно, не правда ли? Что ситуации в армии налаживается. А действительно ли это позитив? Что 150 матерей когда-то вынашивали детей, несколько месяцев испытывая дискомфорт во всем организме, потом тратились время, силы и деньги, чтобы научить ребенка ходить, говорить, одеваться, читать, писать, государство обеспечивало их обучение в школе и медицинское обслуживание. И сразу после этого, в какой-то мере грамотных и здоровых молодых людей не стало. 150 родителей лишились опоры на старости, государство лишилось 150 налогоплательщиков и 150 рабочих рук, магазины и службы сервиса лишились 150 клиентов, 150 девушкам не достанется мужей. На сколько эта новость реально позитивная?

- Но согласитесь, что новость «С начала года погибло всего 150 человек, что намного меньше по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет» выглядит весьма позитивно.

Чувствую, что класс зацепил. Надо теперь немного вывести их из того состояния, мне еще книжку свою рекламировать надо.

- Описанные сегодня методы используются не только в политике или новостях. В спорте на очень высоком уровне подобное методы тоже используются.

- Скажем, переведите на обыденный русский язык слова главного тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка: «я готов продлить контракт с РФС в 2008 году только в случае, если "каждый будет заниматься своим делом" (http://www.grani.ru/Society/Sports/m.113528.html).

- Помните в начале уроке «негатив-негатив»  = «позитив-позитив». Что получилось бы, если бы он не обладал навыками деликатного языка? «Будете мешать – уйду».

- Так что видите, описанное сегодня используется куда шире, чем это могло показаться изначально.

- Если вам захочется более детально изучить подобный стиль общения, у вас есть такая возможность. Через две недели к вам в школу прибудут рекламные проспекты, рассказывающие о книге «Деликатный русский язык». Автор – я, Дашков Геннадий Данилович. Вы сможете ее заказать прямо здесь, в школе. Ее цена здесь, в школе, будет намного ниже, чем в книжных магазинах. И затем через неделю придут сами книги, причем все экземпляры будут подписаны автором (ох и устану же я, чувствую, их всех подписывать-то).

Дальшейшие несколько минут прошли во взаимных благодарнастях «спасибо за слушание»/«спасибо за интересный урок», и раздавшийся звонок положил окончание уроку. Попрощавшись с классом и с их учителем, я убыл по направление к выходу из школы. Сегодня у меня будет еще один урок, но уже в другой школе.

Наверное, после долгих раздумий, я все-таки догадался, для чего весь этот проект затеян. В будущем году выборы, и одной из партий нужно показать каких-либо известных людей в своем составе, чтобы набрать максимальное количество голосов. В нашей маленькой области нет ни известных спортсменов, ни космонавтов, ни еще кого-либо, кем можно было бы внимание народа привлечь. Вот, наверное, политики и решили взрастить «звезд» местного масштаба.

Неплохо было придумано. Книги, что с моим именем, что с именем профессора Зеленцова войдут через учеников в тысячи семей города. Народ книжки почитает, может авторов и запомнят. А потом, определенная партия просто включит нас в свои списки; и народ, в том числе и достигшие 18 лет бывшие ученики, свои голоса за эту партию и отдадут.

В результате, все рады: партия получит голоса, люди проголосуют за тех, о ком хоть как-то наслышаны благодаря книжкам, а у меня реализовалась мечта издать собственную книгу. А что раскрутка произведена на бюджетные деньги, так это ни одна ревизионная комиссия, какой бы скрупулезной и неподкупной была, не установит. Прямой взаимосвязи между проектом на развитие русского языка в школах и предвыборной компанией по документам не выявить. Все чисто.

Я еще думал, а не является ли это сделкой со своей совестью? Что вот используя меня и мое имя политики получат голоса. А если откажусь, то они найдут другого вместо меня и все равно свое получат. А так, не каждый день встречаешь полное содействие в реализации собственных желаний. Подобную книжку я уже лет пять как хотел написать, а своих средств не печать не хватало. А так, министерство помогло.  Наверное, я все-таки правильно поступил, что согласился.

Еще около 30 школ в городе остались, где нужно дать подобные уроки. Не скрою, что я уже немного вымотался от этого. Но, обязательства есть обязательства, контракт есть контракт, и выполнять его нужно.
(c) udaff.com    источник: http://udaff.com/read/creo/63826.html