Раз уж на то пошло, что снимают многомиллионный фильм с тучей известных примелькавшихся актёров в год 110-летия рождения «рупора лубочной Руси» С.А.Есенина, то когда наконец поставят точку в затянувшемся и плодящем невообразимое количество слухов деле «Англетера».
Неоспоримая гениальность поэта, начавшаяся проявляться в отроческие годы, колоссальная харизматичность и ярко выраженное чувство лидерства создали вокруг «белокурого крестьянского гения» ореол святого, обросшего легендами еще при жизни.
Не пропускающий мимо достойных женщин, участвующий в многочисленных богемных оргиях, но не чурающийся простого пролетарского быта, скромный и расточительный, агрессивный и ранимый, Есенин опережал своё время, был своеобразным сосредоточием контр-культуры того периода, один жаждал вытянуть на себе такую обузу как увядающая Русь. Но глубокое разочарование постигло поэта, принявшего, как и любой молодой бунтарь в те годы революцию, новаторство, горящий алый кумач и россказни вождей с хорошо подвешенными языками о светлом будущем, о свободе, равенстве, братстве, новых горизонтах в искусстве.
Надлом в понимании происходящего в России, еще глубже обнажился, когда Есенин посетил спустя несколько лет после окт. переворота свою малую родину, Константиново. Покосившиеся серые избы, черная колокольня церкви без креста, бойкие сестры комсомолки, украсившие дом портретом Ленина, на месте Христа. Масла в тлеющий огонь ощущения чего-то неправильного, подлило почти годовое путешествие по гламурным точкам европ-америк с очередной женой – Айседорой Дункан, которая была старше его, если мне не изменяет память лет на 17-18. Она даже правила свой паспорт, графу год рождения, когда расписывалась с Есениным, мотивируясь тем, чтоб не шокировать впечатлительного поэта, который, надо отдать ему должное, ни разу даже не интересовался её возрастом. Видимо в силу очередной «странности» характера.
«В последние месяцы своего трагического существования Есенин бывал человеком не больше одного часа в сутки. От первой, утренней, рюмки уже темнело его сознание. А за первой, как железное правило, шли - вторая, третья, четвертая, пятая... Время от времени Есенина клали в больницу, где самые знаменитые врачи лечили его самыми новейшими способами. Они помогали так же мало, как и самые старейшие способы, которыми тоже пытались его лечить.»… Это из мемуаров «соратника» поэта - Анатолия Мариенгофа, малоизвестного революционного поэта-неудачника с большими амбициями. Наверняка было написано под диктовку лит. критиков из компетентных органов.
На последнем, 30-м году жизни Есенина прямо маниакально стали одолевать мысли о смерти, в пьяном кураже он резал вены, ложился под подъезд, прыгал из окон. Да, это мы знаем по оставшимся комментам его современников, знавшим поэта (но близко ли?). Всякие Пастернаки, Мейерхольды, Мандельштамы, Блюмкины, Зинаиды Райх. Постоянные придирки ОГПУ (в те годы 7-8 из 10 сотрудников были евреями или латышами), слежка, «советы» партаппаратчиков, аресты, безусловно, досаждали, мешали и бесили Есенина. Но могли ли посторонние люди, теснящие обстоятельства и советские порядки загнать в чистом виде свободную личность, не признающую ни черта, ни Бога в тупик самоубийства. Едва ли. Таким людям свойственно перманентное состояние борьбы со всем и вся, отрицание рамок, поиск трудностей и преодоление их. Это заводит. Непрекращающаяся война с пресной действительностью - только она давала полное ощущение бытия для Есенина.
Как известно, в 1925 году молодой, осторожный, но уже тогда непреклонный тов. Сталин начинал выстраивать по своим понятиям государство рабочих и крестьян, где крестьянским поэтам, понимающим свободу более, чем «свободу ветра в поле», завораживающим трудовые массы, очаровывающим сухих комиссаров, живущим с чуждым иностранным элементом не было и не должно было быть места. Не обошлось, само собой, без непрекращающейся череды доносов, поклепов, слухов и мелких уколов со стороны имеющей тогда огромный вес еврейской прослойки и просто завистников.
Для власти проще всего было списать смерть поэта на любовный треугольник, стечение обстоятельств, пьянство, дурные наклонности, маргинальная противоречивость и сумасшествие одиозного поэта. Так и не проведя следствия, дело «Англетера» было объявлено самоубийством, понятые и улики пропали, множественные раны на теле, полный разгром в номере остались без внимания; непонятно вообще как Есенин при росте 170 см. закрепил веревку на трубе под потолком номера, высота которого 5 метров. Или он заказал по интернет-магазину стремянку.
В общем, все версии, как ни крути, суть домыслы. Едва ли можно сказать, что Первый канал демонстрирует свой сериал, с великолепной игрой С.Безрукова и Ко, в угоду политической конъюнктуре. Но тогда почему их, хоть и урезанная от многих острых моментов экранная версия, подводит нас к версии убийства поэта? Да это, дескать, художественный фильм, а не документальный. Но зачем очередное белое пятно в истории 20 века? Опять споры, разделение общества, грызня литературоведов, невнятные формулировки в школьных учебниках и проч.
Надо довести всё до конца, чтоб была ясность, а не будоражащие недомолвки. Прошло 80 лет, пора бы ФСБ рассекретить свои архивы по этому делу; в конце концов, провести эксгумацию тела поэта, современная патологоанатомия даёт ответы о причинах смерти высохших тел неандертальцев.
Да, необходимо согласие родственников на проведение экспертизы, попрание нравственных аспектов и всё такое. Но Есенин – гордость России, луч поэзии, мировое достояние, В биографиях таких Личностей должна стоять отчетливо видимая точка, а не клеймо самоубийцы.