От афтара: текст написан после плотной накурки.
Давно канули в лету те времена, когда какой-нибудь начинающий графоман клевал носом над чистым листом бумаги, ковыряясь плохо заточенным огрызком карандаша в одном из отверстий своего тела, и почесывал лысеющую балду. Они прошли; и не потому, что графоманы растворились в морозной дымке, большую часть года висящей над бескрайними просторами нашей отчизны, а потому, что отныне они сидят за компьютерами и чешут затылки перед режущим глаз своей чистотой листом формата А4, любезно предоставленным одной из зарубежных корпораций.
Какими мыслями хотелось бы испещрить этот девственно чистый листок, пусть даже являющийся листом бумаги лишь в нашем сознании, а на самом деле - только геометрической фигурой, составленной из множества белых пикселей (давайте сознательно упустим из виду тот факт, что и любая геометрическая фигура в отрыве от сознания существовать не может)? Вот он, ответ – мыслями о максимизации полезности, то есть о субъективной пользе, извлекаемой индивидами из потребления товара или услуги.
Теория потребления учит нас действовать с максимальной выгодой, извлекать максимум возможного из имеющихся ресурсов, выжимать из сухого уже лимона последние капли сока, а из, казалось бы, никчемной кожуры делать цукаты.
Суровая правда жизни состоит в том, что современный человек от рождения является потребителем, вынужденным всю свою жизнь тянуть за бурлацкую лямку баржу, груженную квартирами, машинами, телевизорами, модной одеждой, вкусной едой, алкоголем достойной очистки и даже четырехслойной туалетной бумагой. Бывает, некоторые из барж оказываются перегруженными и начинают тонуть в бурных волнах потребительского моря, увлекая за собой несчастных бурлаков в глубокие и мутные пучины. Случается и наоборот, иной бурлак невыразимо страдает от того, что его баржа почти пуста, в то время как соседская едва не черпает бортами воду из-за перегрузки. Бывает и так, что бурлак начинает считать себя достойным тянуть более тяжелую баржу, в то время как из его собственной доносится лишь звук перекатывающихся пустых пивных бутылок да прочего бесхитростного скарба.
Весьма немногим людям удается сознательно выйти за рамки общества потребления. Является ли такой выход чем-то необходимым и заслуживающим дерзновенных стремлений? На наш взгляд, объективного ответа на этот вопрос не может существовать, т.к. ответ для каждого субъекта сугубо индивидуален. Мы же на данном этапе должны честно признать, что имя наше – потребитель, и цель наша – максимизация потребления и его полезности.
Природа и жизнь заставляют индивидов объединяться, поэтому заранее хотелось бы упомянуть о внушительном препятствии, подстерегающем многих индивидов на их бесконечном пути к потребительскому счастью. Речь идет о так называемой дилемме узника: двое заключенных, совершивших совместное преступление и считающих, что молчание в их общих интересах, все равно доносят друг на друга, т.к. каждый из них боится, что его сообщник донесет первым. Другими словами, бывают ситуации, когда совместные действия индивидов по максимизации полезности в итоге оборачиваются вредом для всех.
Итак, пора бы уже и приступить к рассмотрению конкретных задач, стоящих перед нами, постановке целей существования, которые известны под выражением «смысл жизни».
На корпоративных праздниках вы наверняка слышали, как люди, которых нельзя назвать близкими, желают друг другу здоровья, успехов в труде, счастья в личной жизни и прочих радостей. Пожелания материального благополучия и денежного достатка если и звучат, то обычно с улыбкой, которую одновременно можно классифицировать и как стесненную невинность и как оскал хищника. Желать много денег другой особи как-то не принято, а иногда – что греха таить – и не очень-то хочется. Считается, что здоровье не купишь, а счастье, оно, вообще, не в деньгах.
Весь парадокс ситуации заключается в том, что для любого потребителя его простое потребительское счастье проявляется как раз если и не в деньгах, то в их стоимостном эквиваленте – товарах, услугах и имущественных правах.
Так что, пора отбросить ложные сомнения и провозгласить первую составляющую часть «смысла жизни» - это деньги. «Money makes the world around”, - говорят буржуи. И они правы.
Какой-нибудь прозорливый читатель может воскликнуть: «Ну а как же любовь, семья, дети и так далее?!». Мы не станем возражать, что все это имеет также большое значение, однако продолжительных случаев рая в шалаше на нашей памяти не наблюдается. Тем не менее, мы не отрицаем важности всего перечисленного и советуем прочесть по этому вопросу сочинения других авторов.
Кроме того, мы должны признать правоту народной мудрости, что денег много не бывает. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, и должен подвести нас ко второй составляющей «смысла жизни».
Почему денег не может быть много - это понятно даже школьнику. Потому что деньги существуют для того, чтобы их тратить. И даже если вы вдруг внезапно стали обладателем огромной суммы и не можете даже предположить на что ее можно потратить, после того как обзаведетесь замком в San-Tropez, лучшим в мире автопарком и гаремом на тысячу мест, то это самое обладание немыслимой суммой денег начнет больно ранить ваше сердце, ведь обладание само по себе не приносит никакой пользы, конечно, если вы не коллекционер.
Таким образом, вторая часть «смысла жизни» – это трата денег с извлечением максимальной полезности. То есть, во-первых, ваши затраты должны стопроцентно удовлетворять вашу потребность, создавать ощущение, что деньги потрачены не напрасно и потрачены наилучшим из возможных способов. А во-вторых, деньги, если, конечно, они у вас есть, должны приносить вам деньги.