«В новейшей культуре национализма никакие символы не приковывают большего внимания, чем памятники и могилы Неизвестных солдат. …Однако, хоть эти могилы и лишены распознаваемых тленных останков или нетленных душ, они, однако, заполненные призрачными национальными представлениями. …Если же националистическое воображение этим так интересуется, это наводит ко мнению о ее глубоком родстве с воображением религиозным. (Б. Андерсон «Воображаемые сообщества: размышление о природе и распространении национализма»)
Если коротко. Одна из основ национализма (или что более привычно национальной идеи) – культурная память. А одна из основ культурной памяти – память об умерших.
Во время стрелецкой расправы Петр I выкопал и вскрыл гроб своего почившего оппонента Ивана Милославского, покатал его на свиньях и поставил под кровавый душ из стрелецкой крови. А в Сибири в XVIII в. по весне целые деревни русских мужиков собирались в банды и выходили в степь где, рискуя быть побитыми аборигенами, раскапывали курганы кочевников в поиске драгоценных металлов. Это называется бугрование, а их грабителей называли бугровщиками. Так формировалась и знаменитая сибирская коллекция Петра I.
Но это все опосредованно имеет отношение к национальной идее, поскольку как известно наций тогда еще не было. Уж русской во всяком случае. Петр просто со свойственным безумством мстил, а мужики зарабатывали на грабеже басурманских кладбищ. Это так сказать иллюстрация естественной основы гробокопательства.
А вот о целенаправленном идеологическом «гробокопательстве» можно говорить с конца XIX в. К примеру, на знаменитом новгородском памятнике к тысячелетию первому русскому царю Ивану Грозному места не нашлось. Слишком одиозной фигурой его тогда изображали историки.
Настоящий размах это явление приобрело в ХХ в. начиная с большевиков разрушено много памятников, в том числе Александру Второму, например. Но хоть хватили вкуса оставить памятник одиозной фигуре - Николаю I и многие другие. Хотя хотели Медного Всадника снести.
Потом сносили памятники Сталину.
Потом Ленину. Мне вот Ростропович запомнился своими скачками вокруг памятника Дзержинскому стоящему с петлей на шее. «Здесь будет стоять памятник Солженицыну» - картавил он!
Потом выкапывали и опять закапывали Николая Второго или еще кого-то, пока не ясно.
Потом взрывали памятник ему. Куда-то убрали знаменитую статую В.Мухиной «рабочий и колхозница». Задорнов, который, кстати, активно занимается сейчас этническим мифотворчеством, как-то остроумно предложил делать памятники со скручивающимися головками.
Короче говоря, торговля исторической памятью неплохой политический капитал и разменной монетой в этом случае становятся гробы. И мы в этом преуспели. Чего стоят только поисковые отряды. По сути, они уничтожают уникальные исторические источники времен Великой отечественной, нарушая все административные нормы. Но государство закрывает глаза на эту сторона дела, полагая что так воспитывается патриотизм.
В этом смысле эстонские власти действуют в лучших наших традициях и даже пошли дальше. Ведь мы никогда не трогали останки сотен тысяч фашистов зарытых в русской земле. Или захоронения солдат армии наполеона. Хотя может случая пока не представлялось? Глядя в отмороженные глаза главы Совета федераций Миронова мне кажется он смог бы выкопать могилу какого-нибудь эстонца. У нас ведь жопу рвут когда сносят памятники советским солдатам в соседнем государстве. А когда заваливаются памятники солдатам в наших деревнях на это всем похуй, т.к. это не конвертируется в голоса избирателей.
В общем, эстонцы воспитанные советскими методами мыслят националистически и даже имперски, думая, прежде всего о великом государстве, а не о человеке. Что делает это нелепое государство, особенно карикатурным. Грустно то, что Эстония – это карикатура на Россию.