Рад категорически приветствовать уважаемых падонков! Сегодня мы поговорим об играх, незаслуженно (на мой взгляд) не нашедших отражения в разделе Гамесов.
Общий принцип этих игр примерно следующий. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были… люди, эльфы, хоббиты, единороги, etc. НО! Среди них не было грамотных спелеологов – и вот с этого момента начинается наш рассказ…
«И прозябали гоблины, демоны и прочие Истинные Народы в подземных сырых ходах, и тратили они свои силы на междуусобицы,
Но пришел Хозяин, жесткой рукой по праву рождения объединивший их, и повел он их наверх – к тучным полям, свежему воздуху и … КРОВИ, СИЛЕ И ВЛАСТИ!» (Из неопубликованной Книги Подземелья, гл. 2).
Вот он – Оверлорд, Хозяин, Темный Властелин со своей свитой!
Первыми, как по мне, дорогу Силам Тьмы в приличное общество проложила компания «Bullfrog». Их «Dungeon Keeper» и «Dungeon Keeper II» наглядно показали, на что способны обитатели Подземного Мира, когда затронуты интересы и деньги их Хозяина. «Dungeon Keeper III» был анонсирован, но… не состоялся по причине ухода основных разработчиков. Вместо этого теми же разработчиками была сделана игрушка о базе для инопланетян, где был сохранен общий принцип – игрок должен строить самые разные помещения, вплоть до тюрем и комнат развлечений, в зависимости от вкусов и жизненных условий обитателей базы.
Первой игрой нового плана, исходя из названия, стал Overlord (разработано Codemasters и Triumpf Studios). Зло побеждено, составные части его твердыни разбросаны по разным локациям, герои разошлись отдыхать по домам, но… в силу каких-то причин Темный Хозяин остался жив, и теперь вновь собирает свое войско. Пройдя ряд квестов, и собрав всех своих верных слуг, Темный Хозяин (он же Оверлорд) воцаряется на поверхности.
В первой игре Добро и Зло перевернуто с ног на голову. Хоббиты и единороги становятся враждебными существами. Эльфы нейтральны (пока!). Безобиднейшие тыквы становятся источником массовых проблем (это хорошо показано в дополнении «Overlord: Raising Hell»). Крестьяне находящейся рядом с Темным Алтарем (это моё видение телепорта) деревни просят Хозяина о защите от злых хоббитов, об освобождении своих полей от страшных корней из эльфийского леса и пр. В принципе, нормальное поведение людей, не имеющих никаких источников дохода, кроме своих полей – если есть Сила, не угнетающая нас, давайте попросим её о помощи.
Во второй игре этот принцип сохранен, за исключением эльфов – они противодействуют ГГ, и их можно убивать. Добавлю, что во второй игре эльфы представлены защитниками природы и растаманами, возлюбившими роскошь.
При наличии плавильной печи (доставляется Красными в одном из квестов) Хозяин может улучшать свое оружие (изначально – топор) и доспехи. Во второй игре наличие Плавильни дает возможность улучшать самих бесов-миньонов.
Хозяин может привлекать четыре типа бесов в обеих играх (именуются Прислужниками или Миньонами) – бурые (безбашенные пехотинцы), красные (кидаются огнем, умеют убирать огонь и проходить через него), зеленые (воняют, заходят сзади, имеют когти имени тов. Ф. Крюгера, умеют сливаться с местностью, проходить через облака газа и убирать их), синие (умеют плавать, воскрешать погибших товарищей вне зависимости от цвета, использовать магию и убирать ее – во второй игре). Изначально доступны только Бурые. Для привлечения остальных надо найти их Ульи (или Плодильни – во второй игре) и доставить их в Подземелье.
Бесы-миньоны идеальные слуги – бросаются, куда прикажешь и на кого покажешь. Также приносят деньги, продление жизни и магии Оверлорда и души убитых (подробнее об этом далее). А если еще перед этим нажать на Shift (выделение цели), то им пофиг, кто перед тобой – мирный крестьянин или враг. Вырежут всех, да еще и заберут предметы, которые можно использовать как оружие. Это касается и прочих бесов-миньонов. От этого увеличивается их сила, или сила Орды (во второй игре). Не говоря уж о том, что они разрушают по приказу Оверлорда все, что стоит на их пути – дома, корзины, ящики и пр.
Тем не менее, Оверлорд и сам может биться с врагами.
Во второй игре бесы-миньоны могут использовать животных: Бурые – волков, Зеленые – пауков, Красные – саламандр.
Кроме животных, использованию поддаются корабли, катапульты, баллисты и, как в первой игре, поворотники для открытия ворот, дверей, опускания мостов и пр.
Не обойден и вопрос о вознаграждении Прислужников (Миньонов) и самого Оверлорда – в игре представлены выпивка (для Прислужников) и девы (возможно, непорочные) – для Оверлорда. В первой части для Миньонов выставляется пиво, во второй – вино. Соответственно, для Оверлорда – выбор из двух девушек в первой части и из трех – во второй.
Правда, тут есть некоторые нюансы, связанные с настроением Оверлорда. А настроение может варьироваться от злобы на весь мир (уничтожение всех, включая крестьян, которых он вроде бы защищает) до разумной агрессии (уничтожение только врагов, т.е. тех, кто при направлении на них Миньонов выдает красный круг над головой). В обеих играх этот вариант определяет сам игрок своими действиями. Во второй игре это влияет на базовые заклинания (при прохождении квеста на подчинение города – уничтожение его жителей или порабощение; при порабощении жители начинают работать на Оверлорда: добывать золото, ковать оружие и разводить тюленей – об их значении во второй игре см. ниже).
Также и по девушкам. В первой части сначала госпожой Подземелья становится добрая, а затем (примерно в середине) появляется злая, и надо выбрать одну из них, в соответствии с настроем Оверлорда. Во второй части все три подруги равноправны, и игрок выбирает сам.
При направлении Миньонов в атаку следует помнить закон сохранения вещества: «Если где-то что-то прибыло, значит, где-то что-то убыло». Иначе говоря, для появления новых Миньонов надо где-то искать возможность их воплощения в Ульях (Плодильнях). Для этого надо убивать живых существ. В этом случае игроку даются светящиеся шарики определенного цвета, соответственно – желтые, красные, зеленые и синие. В первой игре в основном (за исключением врагов) такими существами служат овцы и бараны, во второй – тюлени и их детеныши.
Есть и еще один нюанс – в ряде случаев требуется проникнуть туда, куда сам Оверлорд пройти не может. При соответствующем управлении Миньонами они могут пройти по узким мосткам, спуститься со склона и пр., но это чертовски сложная задача. Во второй игре эта проблема решена – в определенных местах появляются Камни Владения (еще один поклон в сторону «Dungeon Keeper», заклинание владения), с помощью которых можно вселиться в тело Миньона и осуществить операцию.
Как по мне, здесь намешаны RPG и стратегия – оперативного уровня, но тем не менее. Можно переключаться на отдельные виды Миньонов и оставлять ненужных в данный момент Прислужников на месте (соответствующая кнопка). Это позволяет распределять их во время боя (к некоторым врагам лучше подходить сзади). Красные Миньоны при установке их лагерем начинают кидаться огнем, что, к сожалению, может привести к возгоранию остальных – «fucking friendly fire» в терминологии пендосов.
Графика радует глаз, звуковое оформление – ухо, высказывания Советника Гнарла (есть в обеих играх) привлекают внимание и позволяют грамотно выполнить квесты. Правда, вторая игра вышла пока на английском языке, но в Сети есть русификатор (пока субтитры).
Играйте, и воцаритесь на этой земле!