Есть книги детские. А есть книги взрослые. Все знают, какие книги относятся к первым, а какие ко вторым. Все знают "детских" писателей и героев. И все знают, что детям положены только детские книги.
Казалось бы, что взрослым тогда следует читать свои "взрослые" книги… Но эти взрослые просто всеядны! Они с лёгкостью переключают внимание с бульварного чтива и литературного фаст-фуда на философские трактаты и сверхинтеллектуальные романы. Это они экспроприировали из мира сказок "Винни-Пуха", "Алису" и "Карлсона" и наполнили их миллионаит оттенков смысла. Это они делают на "Гарри Поттере" бешеные бабки и сочиняют дневники за Васю Пупкина.
Практически все книги пишут взрослые. Но это лишь потому, что у детей хватает других забот. Это потом (когда они сами становятся взрослыми) они спохватываются, что ни с кем не успели поделиться своим детством – и берутся за перо.
Но у слов уже другой смысл, мир выглядит иначе, а воспоминания не так отчётливы. Приходится учиться писать. На это уходят годы, десятки лет. В большинстве случаев, чем старше становится человек, тем понятней он пишет (при условии, что ему есть, о чём писать). Может, так сказать, найти общий язык с младшими поколениями. Насколько это ему удаётся, судить этим самым младшим поколениям.
"Детская книга" Бориса Акунина выходила в серии "Внеклассное чтение", выходила в серии "Жанры". Ни в той, ни в другой серии её присутствие не оправдано. Как, впрочем, не выдерживает критики и подборка детективов в серии "Лекарство от скуки". Но речь не об этом.
Стержень "Детской книги" – приключение. Но это не авантюрный роман. И не сказка, о чём с самых первых строк заявляет автор. Это – история. 29 сентября 2006 года Ластик Фандорин угодил в историю. А когда Ластик выдержал экзамены на смелость, находчивость, благородство и везучесть (вот неотъемлемые качества героя по Акунину), то он угодил в Историю.
Герои "Детской книги", естественно, дети. И каждый раз, когда главными действующими лицами угрожают стать взрослые персонажи, Акунин избавляется от них. Не суждено появиться на страницах "Детской книги" сыщику Фандорину: всё-таки жанр романа не "детектив".
Не относится роман и к жанру фантастики, несмотря на то, что имеют место путешествия во времени, предсказание Апокалипсиса, чудеса науки и техники и чтение мыслей.
Незачем изобретать велосипед: автор сам определил жанр – "детская книга". Знатокам виднее. Спорить не буду. Замечу лишь, что детям эту книгу можно и не читать. Не научился Акунин ещё писать. Что ж, подождём. А я тем временем усядусь за совсем недетского "Муми-тролля".