«Что есть твое сознание, человек,
как не вместилище боли? И отчего
самая страшная боль всегда о том,
что твоя боль скоро кончится?»
Виктор Пелевин «IPhuck 10»
Как-то один мой хороший друг (и плохой писатель, в давние времена бывший здесь почотным аффтором), спросил меня: - «Вексель, а почему ты, фанат Пелевина, ни разу за 11 лет не написал о нем апзор на удаффком?»
- Леш, - ответил я, - ПВО слишком велик, чтобы у меня было право… ну и т.д.
26 сентября 2017 вышел новый роман Пелевина, я внимательно прочел и почему-то решил написать отзыв. Может, сподвигло то, что впервые за всю историю новая книга Пелевина по итогам 1-й недели продаж не была на первом месте. На третьем. Сейчас-то уже да, на первом, может, на рекламной компании сэкономили, но Быков и Маринина, а потом – Пелевин… М-да… Может, все-таки с лыжами что-то не так, а трава - нормальная?
Итак.
Конец 21 века. Мир выглядит так: Евросоюз, в который входит РФ, укры, бульбаши и 3 прибалтийских карлика; западнее – Всемирный Халифат, только Британия независима, ну чуркобесам тоже надо ведь где-то деньги отмывать. В Америке – USSA (не буду спойлерить, как расшифровать SS, но идея неплоха, один из переводов ПВО – «промежности»), южнее – «велферленды», где «замечательные умнейшие люди» – негры и латиносы, живут на подачки северян; Южная Америка – милый аффтору Атцлан («наркогосударство»). Недаром же сабж проживает в том германском городке, от которого меньше часа на поезде до Амстердама)
Это о геополитике. А в России – монархия, и, дабы не было смут, императоров клонируют, взяв ДНК и у царствующих особ, и «из левого уса Никиты Михалкова». Россия процветает, и культура в том числе, а значит – появляется масса спекулянтов, желающих выдать прошлое (Павленского, к примеру, пусси райот и прочих туалетных деятелей) за шедевры, а если кто-то готов платить – так чо ж…
А почему, собственно, «Айфак»? В созданном Пелевиным мире люди совсем перестали заниматься сексом друг с другом, а рожают, «для чистоты породы», исключительно из пробирки. Дело в том, что когда у транснациональных корпораций резко упали продажи традиционных гаджетов – те изобрели новые, для полного погружения в виртуальную реальность и удовлетворения там всех секспотребностей. Конкурентов два, как обычно, – Айфак (дорого-богато) и Сам-сунь со своими дешевыми андрогинами…
Главная героиня романа - абсолютно беспринципная «куратор искусств», «баба с яйцами», наживающаяся на безмозглости «новых-новых…». У меня прямо перед глазами предстал образ пожилой, суперуспешной директорши московского Мультимедиа-арт-музея Ольги Свибловой… Уж чем она аффтору не угодила – не знаю…
В описании литературы будущего главное, что романы пишут теперь программные алгоритмы, и у аффтора так хорошо получается описать процесс, что конспирологическая идея о том, что нет никакого Пелевина, кажется достаточно реальной.
На литкритиков ПВО набрасывается, как обычно («мандавошка на смердящем члене», «вокзальная минетчица, которая потом залезает на шпиль и орет о своих впечатлениях, но ее никто не слушает»). Даже сказанная кем-то давно фраза о том, что «Пелевина надо читать, если даже он опубликует телефонную книгу», нашла отклик. Опубликовал, право слово, - многословный бред на компьютерные и некоторые иные темы можно объяснить только стремлением довести количество страниц до контрактного задания.
Еще один раздражающий момент – постоянно муссируемая тема сексменьшинств, это уже не воспринимается, как всегдашний пелевинский стеб над либерастами-толерастами, а заставляет задуматься, почему же от книги к книге эта тема аффтору все ближе и ближе…
Тем не менее.
Настоящий художник тот, кто не транслирует чужие миры, а создает свои.
Именно поэтому моя личная «пелевинская полка» будет пополняться, пока «Жить ой. Но да.» (Это последняя фраза романа).