«Избави нас Господи от чумы и от гнева викингов» - эта молитва до сих пор произносится в Англии…
О викингах сложено столько легенд и небылиц, что впору написать уже книгу об этих небылицах, взять хотя бы «известный всем рогатый шлем викингов». Ни одной находки шлемов с рогами в захоронениях викингов нет, христианские священники, конечно, сравнивали викингов с чертями, однако их проклятия лишь тонули в глумливом смехе очередных северных грабителей, кидающих серебряную церковную утварь в мешки. В 1820-е годы шведский художник Август Мальмстрём зачем-то дорисовал рога на шлем викингов в иллюстрации к поэме «Сага о Фритьофе» шведского поэта Есайаса Тегнера, а Карл Доплер использовал эти рисунки, создавая костюмы для оперы Вагнера «Кольцо Нибелунга». Благодаря международной популярности оперы, рога прочно закрепились на шлемах викингов в мультфильмах и сувенирах, но рогов на шлеме попросту быть не могло (они могли задержать меч или топор от соскальзывания и тем самым убить или покалечить). Столь же нелепыми и псевдоисторическими россказнями опутаны боевые корабли викингов – драккары, вооружение, доспехи, стиль боя, щиты и даже походка. Прежде чем приступить к мечам, постараюсь вкратце изложить реальность, в которой жили викинги и кем они на самом деле были.
Викинги были изумительными, великолепными, неутомимыми и замечательными специалистами по разбойным нападениям, организации преступных группировок, убийствам по предварительному сговору двух и более лиц, а так же экстремизму, терроризму, наёмничеству и оскорблению чувств верующих. Но как говорится не они такие – жизнь такая, ещё в 50-х годах ХХ в. Норвегия была совершенно нищей страной, спивающейся от безысходности, пока не обнаружили газ. Из-за сумасшедших проблем в экономике из Швеции в начале ХХ в. уехало 1.3 млн. шведов, всё из-за голода и нищеты, а что говорить о VIII-Х веках? На голых скалах мало что растёт, есть железная руда, что позволило развивать кузнечное производство, чахлое овцеводство и рыболовство в суровых водах Норвежского, Северного и Балтийского моря, вот вся экономика. То же можно отнести и к северо-западу Руси и Балтии, где скудное земледелие, охота и рыбалка не позволяли вести сытую жизнь, поэтому приток в викинговские формирования не прекращался, были ватаги, состоявшие по свидетельствам исключительно из славян. На юге были гораздо более богатые соседи, а на берегах Средиземного моря попросту сказочно богатые люди, естественно в голове средневекового человека, не отягощённого никакой моралью и прочей псевдокультурной шелухой, возникает логичная мысль – отобрать и отдать себе любимому. Поскольку корабли норвежцы, датчане, шведы, исландцы, балты и славяне ладили прекрасно, вооружившись, кто чем мог (в основном дубинами, копьями и ножами) в один прекрасный для них день и ужасный для всех других, проживающих от Египта до Дублина и от Багдада до Севильи, викинги вышли на своих чудовищных морских драконах в море.
Собственно в чём успех этих морских бродяг? Их было больше в определённом месте в определённое время – единственный главный секрет любой войны, не надо листать Конфуция, он об этом не знал потому как китайцев всегда и везде больше чем противника, правда, это им ещё ни разу не помогало. Европа – не очень населённое место даже сейчас, городки и деревеньки раскиданы часто, но малообщительные люди в паре километров друг от друга могут не видеться годами. Что говорить о временах викингов, когда крупнейший мегаполис Новгород насчитывал 30 000 жителей, крупный европейский город Лондон имел население 10 000 чел., а средняя деревня вокруг замка имела хорошо, если 100-150 жителей вместе с бароном, воинами, линялым соколом, собаками и женой. Поэтому внезапная высадка 20-30 более-менее боеспособных, а главное хорошо мотивированных викингов, представляла собой сокрушительный удар по растянутой береговой обороне. Тем более это не современная ситуация, когда оповещение происходит за минуты, а время подлёта от Липецка до Эстонии ударной группировки 42 минуты, жители деревни только по набату (если кто выжил) и дыму могли узнать, что совершено нападение. Если местный князь или барон был на месте, тогда возможно было какое-то сопротивление, хотя бы на уровне закрыться в башне и выжидать отстреливаясь, пока викинги уйдут. Жители деревни просто бежали куда глаза глядят или, узнав о нападении заранее, отсиживались по лесным хуторам – война не смердов дело. Единого сопротивления всей деревни не было, поэтому даже единичный отряд викингов, понятное дело ограниченный в числе количеством мест на драккаре (огромный брал 40 чел), имел перед бароном с 10-15 челядинами и 3-4 деревенских с луками, в лучшем случае скрамасаксами или топорами подавляющее превосходство. Ну и как вся морская пехота они руководствовались девизом: «главное вовремя смыться», пока не прибыл отряд короля или герцога. Эскадренное соединение из 10-20 драккаров могло запросто осадить Лондон или Ладогу. Относительно сериалов и женщин в хирде или негров – лет 50 назад в Швеции это бы прозвучало как отличный анекдот, женщины были изредка правительницами (с могучим воеводой при ней), но не помню ни одной саги про женщину или тем более негра хирдмана, поелику сие невозможно. Безжалостные убийцы и насильники, без какого-либо понятия о дисциплине, могли быть только лично преданы самому отмороженному среди них – конунгу.
Со временем, викинги вошли во вкус и вместо скучного северного лета имели зажигательные ежегодные морские круизы с целью пограбить ближних, изнасиловать их в извращённых формах, при сопротивлении убить с предварительными жесточайшими пытками. Кроме грабежей, они торговали, поскольку понятное дело: товары, ценимые в Ладоге (вино, ювелирные украшения, мечи) стоят в Севильи не так дорого, зато в Риме можно хорошо реализовать недорогие на Новгородском рынке воск, мёд и меха. Как все небогатые народы викинги были наёмниками, не только в славянских, но и римских землях, их отряды были чудовищно жестокими, малоуправляемыми и своевольными, в Новгороде имеется масса законов и документов, связанных с уголовными преступлениями викингов. Стоит ли говорить, когда капитаны Рюрика, легендарные Аскольд и Дир, дезертировав из войска, легко сколотили ОПГ и запросто захватили Киев, что было совершенно нормально для викингов, дважды осаждавших Париж, неоднократно захватывавших Лондон и прошедшихся огнём и мечом по всем землям от Леванта до Лапландии.
По тактике боя викинги были преимущественно морской пехотой, то есть специализировались на высадке морских и речных десантов, что обусловливает сама северная природа со множеством водных артерий. Как таковых дорог в те времена на севере не имелось, поэтому вся жизнь проистекала вдоль рек, озёр и морей, где викинги чувствовали себя прекрасно. Кони у викингов были, у богатых викингов были даже боевые кони, их перевозили на грузовых кноррах, но в целом маленькие мохнатые викинговские пони, мало отличающиеся от рослой собаки, в условиях скалистой местности, где негде пастись, использовались как вспомогательная сила. Основное передвижение викингов было на судне, далее высадка и быстрые пешие переходы, отчего выработался и тип тяжёлого пехотного вооружения, позволявшего быстро двигаться и щитовым строем с копьями противостоять немногочисленной коннице. Прежде всего, из вооружения - это копья и длиннодревковые топоры, доступные бедным слоям, саксы, у тех, кто побогаче и верхушка была вооружена мечами каролингского типа, круглый еловый щит и кольчуга не стесняющая движений (или кожаный доспех с металлическими бляшками кто победнее).
По типологии мечи викингов каролинги, характерны для всей тогдашней Европы и вышли из Каролингской империи, включавшей в себя Германию, Францию и Италию. Каролингский тип меча выкристаллизовался около VIII века, на излёте эпохи Великого переселения народов, в начале объединения государств западной Европы под эгидой Карла Великого и его потомков, чем и объясняется название типа меча («относится к эпохе каролингов»). Меч каролингского типа является развитием античной спаты через промежуточное звено — меч вендельского типа, он же так называемый «меровингский» меч или меч периода Великого переселения народов. «Каролинги» имели обоюдоострый клинок длиной около 90 см с глубоким долом, короткую рукоять с небольшой гардой, общий вес около 1 кг. Термин кароли́нгский меч, или меч кароли́нгского типа (также нередко обозначается, как «меч викингов») введён оружиеведами и коллекционерами оружия XIX—XX веков.
Кроме того, у викингов был второй по популярности меч сакс или скрамасакс (лат. sax, scramasax) — скорее длинный нож, чем короткий меч, пришедший от древних германцев, но у викингов он имел примерно равную с каролингом длину до 90 см и характерное оформление рукояти. Саксы, кстати льстят себя надеждой, что их народец происходит от названия этого ножа. Длина клинка у общеевропейского сакса доходила до полуметра, толщина свыше 5 мм (у скандинавов и славян мог доходить до 8 мм), заточка односторонняя, конец заострённый, хвостовик, как правило, асимметричный, навершие рукояти часто выполнялась в виде головы ворона. При использовании сакса предпочитали колющие удары, по свидетельствам он протыкал хорошую кольчугу и кожаный доспех. Чаще, небольшой сакс использовался не отдельно как меч, а как большой нож в быту, что-то типа мачете, а вместе с мечом как дага (кинжал), если вырвут щит.
Меч викинга оружие в основном рубящее, редко можно встретить в саге, что кого-то закололи. Обычная длина меча X века была около 80 – 90 см, однако в России был найден меч 1.2 м в длину, видимо принадлежавший истинному богатырю даже по современным меркам. Ширина клинка равнялась 5 – 6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех мечей викингов идут долы (Fuller), служившие для облегчения веса клинка. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся. Навершие или яблоко (Pommel), рукоять (Tang) и перекрестье меча (Guard) на богатых мечах украшались бронзой, серебром и даже золотом, но чаще, в отличие от славянских каролингов мечи викингов были довольно скромно украшены.
Устройство меча викингов, по Э. Окшотту
Как обычно представляется в кинофильмах, некий мастер куёт денно и нощно под героическую музыку меч и передаёт его главному герою, что совершенно не так. Возможно где-то в глухой деревне, вознёсшийся над собой кузнец, обычно кующий серпы, косы и гвозди, выковал бы меч, если бы добыл где-то много железа, но качество этого меча было бы низким. Другое дело оружейные корпорации, занимавшиеся изготовлением оружия и в частности каролингских мечей в промышленных масштабах. Отчего-то мало кому известно, что ещё в каменном веке и уж точно в бронзовом во всех регионах Европы, имелись крупные даже по сегодняшним меркам, по другому не назвать корпорации, производящие оружие. Разделение труда было характерно и для производства каролингского меча, поэтому мечи делали несколько мастеров, а корпорация ставила товарный знак. Он со временем изменялся, менялся тип надписи, менялись шрифты, происходил ребрендинг, от безграмотности или других причин (албанский язык?!) переворачивали буквы в надписях. Например, на Руси было две таких корпорации ЛЮДОТА КОВАЛЬ и СЛАВ, о чём красноречиво свидетельствуют подписные мечи в музеях.
Типология каролингов по Кирпичникову А.Н.
В Скандинавии судя по всему были корпорации поменьше, не ставившие свой товарный знак или не имевшие на это права, зато много было экспортируемых мечей, хотя Каролингская империя строго запрещала продавать мечи кому бы то ни было, но закон этот исполнялся плохо или, судя по количеству находок, не исполнялся вовсе. В Германии работала огромная оружейная корпорация ULFBERHT, чьими мечами просто усеяны скандинавские страны и славянские земли, были и другие массовые подписные мечи, то есть работали и другие корпорации, такие как CEROLT, ULEN, BENNO, LEUTLRIT, INGELRED. Так называемые подписные мечи обнаружены на всей территории Европы, видно, что производство мечей было поставлено на поток и торговля оружием осуществлялась повсеместно. Изготовление меча в корпорации имело преимущество максимального выпуска при минимальных затратах и издержках с наилучшим качеством продукции. Железо закупалось оптом по наименьшим ценам, брак перерабатывался на менее ответственные изделия, изготовлением требующей малоквалифицированной кузнечной проковки железной основы занимались подмастерья, мастера-кузнецы собирали клинок, который был сложносоставным. Мастера-ювелиры меч украшали, если он был соответствующей стоимости, или их подмастерья набивали пару дешёвых узоров. Этот подход, кстати, характерен для художников – подмастерья пишут фон, большую часть персонажей, а мастер дописывает лицо главного персонажа или наносит пару-тройку штрихов и ставит свою подпись.
Клинок состоял из железной или из железно-стальной основы с наваренными к нему закалёнными лезвиями, затем железную основу научились сверху закрывать стальными пластинами, а позже научились делать цельный клинок. Железную основу делали кручёной или рубленной и заново многократно прокованной, чтобы создать так называемый сварочный дамаск, известный с II-III в. Это придавало клинку с твёрдыми и острыми, но не гибкими и хрупкими лезвиями необходимую пластичность и возможность изгибаться при нагрузках. С ростом кузнечного мастерства от сложной технологии дамаскинажа отошли, поскольку качество железной основы уже стало приемлемым и клинки уже не несут так почитаемого рисунка, появляющегося при травлении сварочного железа. Современные реплики каролингов из сплошной стали, как правило, из пружинной вроде 60Г, рессорной 65Г или 65Х13, на порядок превосходят лучшие образцы IX-XII веков. Современные реплики не гнутся (в смысле у них не остаётся остаточной деформации даже при сгибании в кольцо), не ломаются от зазубрин, ими легко, без урона можно фехтовать с другим клинком. Для викингов развитое фехтование не было характерно: принимаем на щит-рубим, закончили упражнение, любое столкновение с другим клинком или металлом, могло, не приведи Один, повредить или сломать низкокачественный и дорогой меч. Каролинги, как до этого меровинги и как японские катаны заложники низкого качества стали, поэтому они были составными, так дорого и долго изготавливались и потому их так берегли.
Саги викингов насыщены рассказами об особых мечах, например, в эдде о Хельге Хйорвардссоне валькирия Свава описывает магический меч героя: «На головке кольцо, в клинке мужество, лезвие внушает ужас перед владельцем, на клинке покоится кровавый червь, гадюка свернулась кольцом на тыльной части». Мечи викингов находят в основном в корабельных захоронениях, курганах, реже в могилах, чем ближе к древним городам, тем вернее можно найти меч, их при захоронении часто гнули и портили, чтобы не воровали. Меч изначально был чудовищно дорог до IX-X в., чтобы не передать его по наследству или не продать, но со временем благосостояние увеличивалось и какую-то часть оружия стали захоранивать с королями, конунгами, князьями, секонунгами (адмирал флотилии викингов) и знатными хирдманами (участниками хирда, то есть ватаги викингов). До этого момента оружие не персонифицировалось с человеком, а к этому времени в обрядах появилась отождествление с владельцем, в захоронениях появились копья, топоры, бывшие младше меча, кони, собаки, драгоценности, утварь и даже люди.
Мечи носили в ножнах деревянных или кожаных, реже в железных, они могли обтягиваться кожей или позже бархатом, любым материалом, придававшим «варварский» шик, в то время любили всё отличное от цвета полотна и невыделанной кожи. Цвета были как в одежде, так в отделке оружия максимально яркими из доступных органических красителей, как только воин богател – навершия, наконечники, бляхи, фибулы и перстни блестели на солнце как ювелирная лавка. Носили меч на поясе или перевязи, не за спиной, что неудобно как при гребле, так и при походе, когда щит заброшен за спину. Ножны богато украшались, что ясно по сохранившимся наконечникам, иногда из драгметаллов, скандинавские и славянские узоры взаимопроникали.
Каролингские мечи существуют до XIII в. и являются прямым предком рыцарского меча, некоторое время, сосуществуя с мечом романского типа и затем уступая ему место.
P.S. Чтобы написать эту статью, мне понадобилось примерно два десятка лет, благо великие Окшот и Кирпичников отнюдь не заботились о популяризации своих трудов. Здесь по возможности исключены или убраны все старые клише и внесены все поправки археологов за крайние десятилетия (без многостраничного скучного перечисления отчётов и раскопов). Текст является сухой выжимкой более развёрнутого и уже более-менее научного текста, посему вылизан за десятилетия и неоднократно обкатывался в сети по частям. Некоторые моменты помогает разрешить собственная коллекция оружия и общение с коллекционерами, потому как можно бесконечно теоретизировать, пока не получишь клинком по голове, тогда отпадают многие вопросы почему так крепят бармицу или такой странный угол пластин. Популяризация истории, дело ужасно неблагодарное, но нужное, поэтому упорно вывешиваю подобные тексты по многим вопросам огнестрельного оружия, бронетехники, флота, авиации, артиллерии и т.п., битв и просто знаковых событий истории. Изучайте историю – это дорога в будущее.