Когда оказываешься в сложной ситуации, да ещё без копейки денег, поступать нужно так, как будто попал в вязкую топь, болото. Следует задержать дыхание, успокоиться, распластаться в горизонтали и осторожными движениями пробовать выплыть. Но если начнёшь дёргаться, психовать, сучить ногами в разные стороны – топь начнёт засасывать тебя всё глубже, пока не поглотит по самую макушку…
В ту пору у меня возникли некоторые разногласия с контрагентами по бизнес-процессам. На излёте огнестрельных девяностых уже можно было не особенно серьёзно относиться к заявлениям типа: «Ну всё, ты покойник…» Я не воспринял угрозы всерьёз. Но когда однажды утром увидел двух мужиков в дурацких чёрных масках, понял: надо валить отсюда.
Чтобы оппоненты не наделали непоправимых глупостей, я решил исчезнуть из поля зрения примерно на полгода, чтобы люди остыли и поднятый шум мягонько осел на землю. И я перебазировался в другой город. По молодости такие поступки совершать проще простого: сунул кота в машину и поехал. По прибытии купил газету с объявлениями. Пухлая, но выбрать почти не из чего: в большинстве это были номера агентств по подбору жилья, в ту пору с жилплощадью вообще было туго.
И я отправился в такое агентство. Выглядело оно бюджетно: комната на втором этаже бизнес-центра, в кресле дремал охранник, за столом бойкая девушка с двумя телефонами, в один из которых она рубила чёткие фразы:
- Со стороны проспекта Ленина… Второй этаж… Консультация пятьсот рублей… Ну разумеется, у нас проверенный источник!
Со мной она общалась в том же непринужденном стиле: быстренько сунула договор «об оказании консультационных услуг», сгребла в ящик стола пятисотрублевую бумажку и дала взамен коротенькую записку с небрежно нацарапанным адресом.
- Что это?
- В шесть часов вечера вам нужно быть у первого подъезда. Валера покажет вам квартиру.
- Как же он меня узнает, этот Валера?
- Узнает! – заверила девушка.
- Может, всё-таки ему позвонить?
- Зачем?
- Как зачем? Он ведь не в курсе, где ему нужно быть в шесть часов.
Наверное, она хотела ответить, что «Валера всегда в курсе», но передумала, взялась за телефон.
- Алё? Здравствуйте, Валерий! Агентство недвижимости беспокоит. Есть клиент на вашу квартиру… Сегодня в шесть! Конечно, он будет стоять в условленном месте. До свидания!
И уже мне:
- Вот видите, всё в порядке!
Она улыбнулась и переложила ежедневник на столе. Да так неловко, что сдвинула на край канцелярский набор. Карандаши и ручки попадали на пол. Чисто автоматически я наклонился, чтобы поднять. И на глаза мне попались телефонные розетки, штекер одной валялся рядом. Неподключенный.
В этот момент я всё понял. Разумеется, это были жулики. Схема простая: клиенту оказывали «консультационную услугу» - за денежку продавали контакт человека, якобы сдающего квартиру. Для убедительности даже устраивали спектакль «разговоров» по отключенному телефонному аппарату – артисты. Расчёт был исключительно точный: местные в подобные агентства не ходят, а иногородние жаловаться никуда не пойдут – зачем себе лишний раз портить жизнь общением с милицией… Психологи.
Когда я поднял голову из-под стола и взглянул на диспетчершу, она сразу поняла, что я её раскусил. Лицо мгновенно приобрело выражение «а фиг докажешь!»
- Дело как бы даже не в деньгах, - издалека начал я. – Но мне нужен настоящий адрес, а не этот ваш липовый Валера…
Охранник в углу насторожился, протёр щёлочки заспанных глаз. Девушка несколько секунд определялась с дальнейшей тактикой: забычить или уступить. Быстро приняла решение:
- К сожалению, ничем вам помочь не смогу. Мы оказываем информационные услуги, в связи с чем и заключён данный договор, - она убедительно встряхнула бумажкой, - для меня совершенно очевидно, что услуги оказаны.
Охранник в углу ухмыльнулся как человек, испытывающий удовольствие от просмотра знакомой сценки.
- А если по морде? – предположил я дальнейший ход событий.
- А если милицию вызову?
Похоже, она не очень-то рассчитывала на помощь охранника, функции которого, вероятно, более сводились к представительским. Оценив шансы, я предпочёл отступить. А когда уходил, ждал услышать ядовитое шипение в спину: «Понаехали тут… Лимита деревенская…»
Квартиру мы с котом всё-таки нашли. Выручил знакомый, родственник которого сдавал вполне подходящую «однушку»: тёплая, тихий район, недалеко от центра. Я внёс задаток хозяину, купил кое-что необходимое из обихода и приступил к работе.
Нужно сказать, что я в то время носился с идеей создания базы данных по самым разным мало-мальски значимым персонам. Доступ к продукту подразумевался платным, а чтобы придать должную привлекательность, я целыми днями занимался изучением уже готовых программ: УВД, ГАИ, налоговой, регистрационной службы и так далее… Даже, кажется, была одна программулина ФСБ.
Звучит грозно, но на самом деле раздобыть эту информацию оказалось довольно простым делом: в рыночном пространстве бродила масса свободных художников-программистов, которых периодически ангажировали различные (в том числе и силовые) ведомства. Гонорар у таких бойцов традиционно невелик, поэтому они старались вытащить максимум пользы (то есть информации) из подобных заказов. А уже потом локализовывали версию для продажи по знакомым. Те, в свою очередь, разносили информационную заразу ещё дальше – как самый настоящий вирус.
Сложность заключалась в том, что все программы были написаны на разных языках. Мне же хотелось объединить их в одно целое, своеобразную поисковую систему, которая могла отыскать любого субъекта по двум-трем ключевым параметрам.
Под эту задачу требовался компьютер необычной конфигурации. В поисках нужного «железа» заехал в один из компьютерных салонов компании «Интербренд». Совершенно случайно, кстати: просто он мне попался на пути. Долго объяснял менеджеру, что мне конкретно нужно. А когда понял, что тот меня не понимает, попросил проводить к директору.
В кабинете всё было устроено в духе «поздних девяностых»: импортная мебель, диван чёрной натуральной кожи, в углу огромный никелированный сейф. Хозяин будто мимикрировал под стать окружающим предметам: толстый, в очках золотой оправы, в тёмном костюме с обсыпанными сигаретным пеплом рукавами - неуловимо напоминал свой собственный диван. Толстяк жрал бутерброд с колбасой, отхлёбывая водку прямо из горлышка бутылки. Не думаю, что такая картина как-то смущала потенциальных клиентов. Все прекрасно понимали, что люди в «Интербренде» просто «так привыкли».
- Что нужно?
Присев на диван, я изложил свои пожелания.
- Зачем тебе такое?
Глаза у этого директора были довольно жуликоватые, поэтому я прямо сказал, зачем.
- Ты киллер что ли? – удивился он.
- Вам-то какая разница?
- Да в общем-то никакой… Каждый зарабатывает по-своему. Просто программа больно интересная… Я бы купил.
- Зачем?
- Есть у меня одна фирмочка… Думаю, там как раз в жилу будет такая информация.
Я прикинул:
- В принципе, через определённое время смогу продать программу.
- Тогда по рукам!
Мы ещё немного поговорили. Толстяк даже угостил меня кофе. А потом я оформил заказ и уехал.
Честное слово, это была самая настоящая идиллия. Я работал на компьютере, кот сидел рядышком и грел свой чёрный меховой бок под светом настольной лампы. Комната наполнялась уютом, и в этот момент казалось, что в целом мире нет более довольных жизнью созданий…
С задачей я справился даже раньше, чем рассчитывал. Созвонился с толстым, сказал, что всё готово.
- Вези, - ответил он. – Посмотрим, если всё нормально, сразу и рассчитаюсь с тобой.
Вполне по-деловому, решил я. Поставил программу на ноутбук для демонстрации, а для продажи подготовил специальный диск, который положил в сумку, где по обыкновению таскал все свои диски.
Когда я вошёл в кабинет, мне показалось, что время там стояло на месте: толстяк был всё так же засыпан сигаретным пеплом, ел те же бутерброды и пил ту же водку.
Я включил ноутбук и продемонстрировал плоды своего труда. Толстый быстро разобрался в программе, нашёл там каких-то своих знакомых и долго ржал, когда узнал про них нечто этакое. Просмеявшись, спросил:
- Сколько стоит?
Когда назвал цену, тот удивлённо приподнял брови, переспросил. Я повторил цифру.
- Даже не знаю, - сказал он. – Я как бы не готов к такой сумме…
- Дело ваше, - ответил я, закрывая ноутбук.
- Погоди, «киллер», - улыбнулся он. – Сейчас мой деловой партнер приедет, обсудим… А пока, может, кофе?
Мы выпили не одну чашку, прежде чем появился партнёр - худощавый черноволосый молчун Григорий. Он беззвучно занял место напротив, и начался странный театр одного актёра, где толстяк увлечённо рассуждал и спорил сам с собой.
Гриша сделал коллеге едва заметный знак, и тот сразу заткнулся. Затем «генеральный партнёр» повернулся ко мне:
- Возьмём. Но пусть программу посмотрит сотрудник, который будет с ней непосредственно работать. Я её уже вызвал, она скоро приедет. Ты не против?
- Только сначала со мной рассчитайтесь. А потом пусть смотрит кто хочет.
Партнёры переглянулись, и Григорий мелко кивнул. Толстый полез в сейф, достал толстую пачку. Долго слюнявил купюры, собирая их в кучку на письменном столе. Не считая, я сгрёб деньги в карман. А взамен вытащил из сумки диск с программой и вручил «интербрендовцам».
Уже на выходе из кабинета столкнулся с девушкой.
- Извините, - пробормотала она.
Это была та самая диспетчерша из агентства недвижимости. Она быстро шмыгнула мимо меня к «партнёрам», а я выбрался из офиса, сел в машину. Так… Значит, я сам снабдил аферистов этой программой. Оставалось только догадываться, по какому именно назначению они собирались её применять.
Спохватившись, я пересчитал деньги. Но всё было чётко, толстяк не обманул. Довольный, я завёл автомобиль и поехал дальше, по своим делам. Дома заглянул в сумку и поначалу даже не поверил своим глазам: диск с записанной на него программой находился на своём месте. Как так? Я разобрал остальные диски, и понял, в чём дело: в кабинете я перепутал и вместо шпионской программы отдал вполне безобидную игрушку.
Долго размышлял, стоит ли вернуться в офис «Интербренда». Даже спросил кота, что он думает на этот счёт. Кот приоткрыл лимонно-жёлтый глаз, потянулся, длинно зевнул и опять свернулся калачиком…
И я никуда не поехал. Потому что когда оказываешься в сложной ситуации, да ещё и без копейки денег, поступать нужно так, как будто попал в вязкую топь, болото. Следует задержать дыхание, успокоиться, распластаться в горизонтали и осторожными движениями пробовать выплыть. Но если начнёшь дёргаться, психовать, сучить ногами в разные стороны – топь начнёт засасывать тебя всё глубже, пока не поглотит по самую макушку…