Некоторые удивляюцца – как можно слушать такую примитивную музыку, как блюз, да еще и исполнителей узнавать? А так ли она примитивна, фолкс?
Госпелл, регтайм, соул – родственники блюза. В истоки вдаваться не будем, все знают, что изобрели блюз афроамериканцы, мастерившие музыкальные инструменты из придорожного хлама. Лучшие слайд гитары получались из металлических колпаков от автомобильных колес. Уж не знаю - из чего делали харпы (губные гармошки). Короче, блюз - это как у нас русские народные балалаечно-гитарные три «блатных» аккорда. Можно их всю жизнь играть и не наиграться.
Разновидностей блюза до хрена. Глянешь на allmusic.com – аж глаза разбегаются. Блюз дельты Миссисипи, чикагская школа, кантри-блюз (не путать с bluegrass), южное техасское направление, блюз-рок, блюз Луизианы, Детройта, Нью Йорка, Нового Орлеана, piano blues (это ближе к буги, я так думаю), modern electric blues, blues gospel, acoustic Memphis blues, West Coast Blues…
Эталон и образец для подражания Роберт Джонсон. Тот, который продал душу дьяволу, который оставил после себя 29 песен, но все - шедевры. По мне – так очень сложно играть блюз и не быть нудным. Чуть замедлил, соло затянул или невкусно сыграл и все… Чтобы было в кайф надо душу вложить в эти несколько повторяющихся аккордов, чтобы был драйв. Так как играют Canned Heat или Taj Mahal.
В 60-х был огромный блюзовый бум, из которого, по сути, вылупился весь рок-н-ролл (в широком понимании). В Лондоне лидеры всех будущих великих групп играли или пели у Джона Мэйелла или Алексиса Корнера. Потом пошло-поехало – Led Zeppelin, The Rolling Stones, Jeff Beck, Mountain, Free, J.Geils Band, ZZ Top и тысячи других. Пока панк и новая волна не свернули с блюзовой основы. Но блюз выжил, продолжает радовать слушателей, хотя некоторые считают, что блюз поет Патриция Касс.
Имена-легенды: Howlin Wolf, Maddy Waters, Ry Cooder, Elmore James, Willie Dixon, Johny Copeland, Sonny Boy Williamson.
Би Би Кинг и Джон Ли Хукер – это как Толстой и Достоевский. Мне ближе Хукер – никакой попсы, корневой акустический блюз и постукивание ботинком по полу. Для тех, кто не слышал Хукера – начинайте с альбома «Chill Out», остальное сходу не осилите.
Про Клэптона все написано, Роберт Крэй занимается больше имитацией (не говорю уже про Гэри Мура).
Baddу Gay – сколько я не слушал, еще ни одного проходного альбома не нашел. То же могу сказать про двух блюзовиков из молодого поколения - Colin James и Jonny Lang. А такие ребята, как Joe Bonamassa не дают блюзу стоять на месте.
Выводы.
Блюз – универсальный международный язык, который не понимают плохие люди, совки, урла, чмо и лохи. Научиться ему невозможно, его надо чувствовать. Блюз – экзистенциальное народное искусство. Блюз – папа рока, брат джаза и враг нот. Играть блюз можно на любом инструменте, причем, на струнных - достаточно присутствия одной струны или ее имитации.
P.S. Из последней скачанной блюзовой музыки понравилось:
Тinsley Ells «Live! Highwayman»
Richie Kotzen «Bi-Polar Blues», 1999
Eric Burdon (ex-Animals), «Soul Of A Man», 2006
Peter Wolf (ex-J.Geils Band), «Sleepless», 2005
Rory Gallagher, «Photo Finish», 1978