Я бы перефразировал название фестиваля так: “Муть и гадость”. Но об этом позже.
Опаздал на 40 минут. Легко нашел клуб, у двери которого было написано что-то вроде “ДОМ самодеятельного творчества”.
“Дом” представляет собой довольно просторную залу с предбанником, в котором кроме контролборд находится еще и туалет. Туалет маленький, с постоянной очередью из нескольких человек, так что туда я не попал.
Зала большая, человек на двести. Все пространство – танцпол + узкая сцена. По краям залы находятся обитый чем-то блестящим бар (цены я не смотрел) и уровень 1.5, т.е. возвышение на метр выше всего остального пространства. Оно включает в себя лестницу ведущую наверх/вниз, ограждения и столики со стульями. Уровень 1.5 полоской движется по правой стене, а далее идет вверх, где располагается, по видимому, диджейская (в конце мероприятия на этом возвышении расположилась дама в наушниках и с компактами – догадайтесь зачем). Диджей должен там чувствовать себя этаким “царем горы”.
Вход, как и говорилось выше, для студентов на все мероприятия составляет 50% от цены (сейчас это 200/2 = 100 р.). На контролборде тебя не шманают, так что можно проносить все необходимые для культурного отдыха вещи. Конечно, криминальный стафф тащить с собой в центр столицы не советую.
Дверь в залу модная – уезжает в стену, как в “Стартреке”. У двери расположился мерчандайз. Торговали самопальной продукцией отечественных умельцев, записями с прошлых концертов в “Доме”, а также родными компактами. Пиратка была в районе 90-150 р., а родные, как и полагается родным, - в среднем по 500 р. Кроме того, предлагали фирменное иллюстрированное издание с мордами ранее выступавших здесь музикшпиллеров. Еще те хари! Творчество, блин! Культура!
Ну и тут же лежал небезызвестный “Независимая Электронная Музыка №4”, которым его автор Дима Васильев, сидевший в качестве муз. консультатнта, лично торговал. Наверное, надо быть настоящим профессионалом-трейдером, чтобы через мощный высокочастотный шум рассказать лоху о всех прелестях “космических пространств” и “холодных техногенных пульсаций”.
Состав родных компактов можно определить так: “То же, что на Арбате и Горбушке, только в три раза дороже”. Тем более, что в кромешной темноте пластмассовые коробочки можно было рассмотреть едва ли. Я уж не говорю о том, чтобы прослушать материал.
О зрелище.
Когда я зашел в помещение, оттуда уже раздавались рваные хрипы нещадно терзаемой аналоговой аппаратуры, дико завывающей под руками (вероятно) Евгения Вороновского (Cisfinitum). Из Поливокса и какого-то черного большого ящика он извлекал симфонии, по саунду ничем не отличающиеся от Merzbow. Хотя, не исключено, что коварный япошка, для вида с красным дипломом окончивший институт изящных искусств, потихому 20 лет назад спер идеи и технологические решения у Великого Русского Гения Вороновского.
Далее на сцену вышел мажорно-очкастого вида пацанчик, встал в положение, которое на зоне именуют “поза петуха” (стол очень низкий оказался), врубил свой lap-top, повтыкал провода в заранее заготовленный пульт и начал… Начал позорить шумовую сцену своими звуковыми испражнениями. Великое искусство заключалось в том, что он пустил гудящий фон, вынул из саундбиблиотеки сэмпл-другой и стал все это дело коверкать с помощью ручек на пульте. Работал он медленно, подолгу зависая то на одном высокочастотном писке, то на другом. Естественно, ни гармонии, ни закономерного развития, ни шумого прессинга у него не было. Как будто ботаник просто тестировал аппаратуру перед выступлением в школе. Ясно слышалось, как он пытается на лэп-топе вынуть/замиксовать новые звуки/прогрессии и как у него это криво/грубо получается. Приотвратно. За свою лажу Kaet (а именно так назывался “молодой столичный проект, работающий на стыке дарк-амбиента, нойза и экспериментальной электроники”) удостоился апплодисментов, после чего с микрофоном и камерой наперевес его окружили непонятно откуда и для чего взявшиеся журналисты. Впрочем, подбегали они к каждому герою мероприятия. Я назвал Kaetа “сопливым шакалом”.
Далее объявили обруссевшего австралийца Адама Эбрингера. Этот с аппаратурой предварительно колдовать не стал. Просто подошел к своему lap-top, сел перед ним на стул и завел шарманку. Сначала пошел довольно милый айдиэмоподобный трек с быстрыми ритмами и мелодиями. Потом Адам его зашумил, исковеркал… и вот мы опять слышим мерзбоу-саунд…. И так до конца сета. Процесс вероятно требовал мощного напряжения сил и разума: австралиец всматривался в мерцающий монитор своего инструмента, силясь понять, что же он такое вытворяет и как быть дальше. У меня есть подозрение, что хитрый дядя запустил весь свой музон через Winamp, а сам решил заняться чем-то еще. Почти под конец микса на его роже появилась хитрая улыбка (может сцена в фильме, который он смотрел, смешная была, или в сетке прикольный анекдот нашел, не знаю).
После Адама пришел гвоздь сезона – гость из солнечного Харькова, “великий, культовый, значимый и т.д. и т.п.” Андрей Кириченко, кое-кому известный своим добрым глитч-альбомом “Книга сказок”, изданным на Ad Noiseam. Ваш покорный слуга рассчитывал отдохнуть от lo-fi-месилова под его пульсации. Нихрена. На сцену забрался тощий, сутулый брюнет и начал гонять тот же самый джапанойз, только слегка размазанный и медленный. Конечно, звучал он по-оригинальней/разнообразней Каёта и Эбрингера. Но глитчем и современностью здесь не пахло. Я забыл, в чем состояла фишка его выступления еще до окончания самого выступления. Впрочем, народ так не грузился, и в итоге громко, стоя и улюлюкая, заапплодировал скромному харьковчанину. После чего часть восторженных слушателей ломанулись к мерчандайзу скупать все, к чему приложил руку Кириченко. К их большому сожаленью, материала было мало, да и тот уже продали. Творчество Андрея осталось только в голове и в сердце.
Я перекинулся парой слов со всем довольным Iema, спросил насчет второго дня фестиваля у организатора феста и ретировался восвояси, краем израненого уха улавливая яростные шумовые удары от Kotra.
Несколько добавлений.
Все выступления идут по полчаса. Мероприятие заканчивается примерно в 23 часа. На фесте ожидался видеоряд, но подвела техника, и несчатные поклонники шума лицезрели желтую психушечную стену, горы оборудования и самих участников, мученически склонившихся над девайсами.
Вместо видеоряда демонстрировалось попеременное включение/выключение освещения над сценой. Как будто какой-то ребенок игрался, хотя его быстро оттаскивали от кнопок. Но через каждые 5-10 минут он снова дорывался до игрушек и шалил. Шумовиков в такие моменты спасало только мерцание лэптопов.
Пипл был обыкновенный, столичный. Под стать мероприятию – модные чудики с дредами и усиками/бородками, коротко стриженные и лысые как каленка неформалы + просто вани. Все как на подбор в бутиковой спортивной одежде. Пришли несколько готов/готичек, с умным видом слушавшие нойз-дребедень, которые после ретировались, чинно пройдя через весь зал и лишь на время задержавшись у мерчандайза. Продвинутый и случайно зашедший народ сидел на стульях и вникал в происходящее, словно перед ним читалась интересная лекция или разворачивался спектакль. Внимание и заинтересованность публики сквозили этакой сверхтолерантностью (скорее сверхнаивностью) по отношению к бездарям-шумовикам. На такое отношение к псевдотворчеству способны лишь всезнающие европейцы в каком-нибудь Берлине/Париже. Некоторые ухитрялись под звук засыпать и даже приобнимать за талию и класть голову на плечо своему бой/герлфренду, будто заслушавшись романтичной мелодией и/или душевным голосом исполнителя. Я хотел крикнуть: “Долой шаромыжников! Харе гнать парашу!”, - и запустить в очередного гавнопродюссера чем-нибудь усмиряющим. Но здравый смысл победил волю.
Организовал и вел мероприятия толстый коротко стриженный и невзрачно одетый дядечка, наповерку оказавшийся гуру российского андерграунда А. Борисовым (Ночной Проспект, F.R.U.I.T.S.). Он объявлял музыкантов, извинялся за неполадки и давал интервью, внимательно следя за происходящим. На мой вопрос, а будет ли 19-го что-нибудь поинтересней однообразного нойза, ответил, что опять будет нойз + вариации на тему, только еще жестче и мощнее. Вот тогда-то я и направился к выходу.
Идя по Пятницкой созерцал в левой части головы навязчивую мигрень, перекинувшуюся даже на левый глаз, бессмысленную растрату 100 р. и прекрасную июньскую погоду. Хотел вернуться и затребовать деньги обратно, но передумал. Чудом избежал ДТП, когда из-за поворта в мою сторону на большой скорости выруливал чей-то Пежо. Мне было плохо и без него.
Хмурый вернулся домой и навсегда решил, что буду ходить только на тех, кого раньше слышал. BITTER END