Почему-то вспомнились годы студенчества. На втором курсе довелось мне свести знакомство с одним довольно интересным пассажиром. По-дистрофически тощий и при этом невероятно длинный, с огромным, выпирающим из-под подбородка кадыком, он напоминал всем, кто его знал, какого-то рахитичного страуса. Впрочем, это не мешало ему по настоянию и под бдительным присмотром родителей заниматься какими-то восточными единоборствами, благодаря которым он выработал в себе железное упорство. Он мог ставить перед собой цели и планомерно их достигать.
И еще, в нем жили две личности. Первая личность была классически ботанской, ориентированной поддержание имиджа маменькиного сынка. Во время учебы, при общении с родителями, при занятиях спортом наш герой вел себя подчеркнуто интеллигентно. Его мама искренне считала, что ее сын не пьет, не курит и не ругается матом. Для нее он был просто идеальным ребенком, гордостью, надеждой и, в перспективе, олигархом. Отличная успеваемость в институте еще больше укрепляла в родителях этот стереотип. И они поощряли отпрыска довольно солидными финансовыми вливаниями, давая ему денег на жизнь явно больше, чем требовалось на жизнь простому студенту.
Когда же бдительный родительский взгляд, удовлетворенный успехами сына, отвлекался на другие дела, проявлялась вторая личность спортсмена. И надо отметить, что она очень быстро захватывала власть над юным каратистом. Способствовало этому в большой степени то, что Саша (а именно так звали нашего героя) был иногородним студентом, и родители, приезжавшие к нему в гости примерно раз в три недели, попросту не могли его контролировать постоянно. А Саша предавался всем радостям жизни, свободной от так надоевшей ему родительской опеки. Человеком он был довольно неприятным в общении, но постоянно водившаяся у него в карманах наличность нивелировала этот недостаток. Поэтому Сашу всегда брали с собой, если намечалось какое-нибудь мероприятие. И он пил. Застать его трезвым в будний день было еще как-то возможно, но на выходных это становилось чем-то из области фантастики. Саша пил все. Ему было без разницы, пить ли паленую водку, мерзкий дешевый самогон, который продавали из-под полы в ларьке прямо возле института, или теплое пиво. Впрочем, все студенты этим грешили...
Отличительной особенностью Саши была просто поразительная впитывающая способность стенок его желудка. Все, что он выпивал, в течение буквально нескольких минут всасывалось в кровь, и уже через пятнадцать-двадцать минут после начала употребления алкоголесодержащих жидкостей Саша представлял собой жидкую, бесформенную овечью какаху. Говоря простым русским языком, его убирало в гавно. В его глазах появлялся безумный блеск, походка становилась похожей не метания легкой джонки посреди бушующего шторма, речь становилась спутанной и бессмысленной. И в такие моменты его всегда тянуло на погулять.
Как-то раз мы отмечали какой-то студенческий праздник на квартире одного моего друга. Наверняка, это был очередной "день граненого стакана". Саша, как обычно, выпив немного для разогрева, покачиваясь, ушел в ночь. Его попытались остановить для проформы, зная, что это бессмысленно, и, получив естественный отказ, продолжили пить. Саша исчез из поля нашего зрения.
По прошествии какого-то времени, я подошел к окну, а мероприятие проходило на четвертом этаже. Внизу, во дворе, происходило нечто интересное: какое-то тело, плющом стелясь по земле, покачиваясь из стороны в сторону с амплитудой маятника Фуко, делая устрашающие пассы руками, как Кашпировский, пыталось преодолеть десять метров, отделяющих его от крыльца. Со стороны это больше всего напоминало безумный танец колдуна-вудуиста и сопровождалось таким же звуковым оформлением - ужасающие стенания вперемешку с гортанными выкриками и невнятным клокотанием. Но это только со стороны.
А на деле же шла жестокая, неравная борьба человека с самим собой. Борьба человека, потерявшего связь с привычным миром и вынужденного искать свое место в мире другом, далеком от искрящейся благополучием маминой кухни, в мире, так непохожем на разукрашенную родительскими деньгами обыденность молодого мажора. В этом мире каждый шаг дается с большим трудом. Продвигаясь на метр вперед, тебя тут же отбрасывает на три метра назад и в сторону. Земля здесь кружится со скоростью ураганного торнадо, несущего смерть фермерам в Аризоне, воздух здесь вязок и вызывает тошноту, и единственное, что может тебя спасти - это достичь поставленной цели. Нужно лишь проявить упорство.
И Саша проявлял. Воздух раскаленной плазмой выжигал ему легкие, ноги спутывались, подобно болотным водорослям, но он шел. Каждый шаг давался ему с огромным трудом, но ему было плевать на это. Возможно, ему чудились крики: "Остановись! Ты не сможешь!", - но был уверен, что он сможет. Ведь у него была Цель! Ему было, за что бороться с юлой, в которую вдруг превратилась наша неспешно кружащаяся в обычные дни планета.
Мне было интересно наблюдать за пьяными шатаниями этого худощавого, жердеобразного паренька, но никакого желания спуститься и помочь ему я не испытывал. Я наблюдал за его метаниями, может, минуты три, а потом задвинул шторы и снова сел за стол. А Саша так и остался на улице бороться со своим непослушным телом.
Его обнаружили пару часов спустя на лестнице между вторым и третьим этажами. Под ним растеклась огромная лужа мочи, а воздухом был наполнен зловонием. Он безмятежно спал, обосравшийся и обоссавшийся. На его правой щеке был отчетливо виден след от удара - видимо не все в доме разделяли его чувство умиротворения. А на губах его играла улыбка. Он все таки достиг своей цели. Он все-таки сделал это – вся его долгая дорога была вызвана одним вполне естественным человеческим желанием - посрать. Да, именно так! Больше всего на свете в тот момент он хотел срать! И ничто в этом мире не могло помешать ему добраться до толчка и высраться. Возможно, его мечта осуществилась не совсем так, как он того хотел, но случилось главное – он посрал. Пусть сам на себя, пусть ценой разбитого ебала, но он достиг желаемого. Это был триумф его воли!
К чему я все это? Просто Микки Рурк в художественном фильме "Рестлер" напомнил мне этого обосравшегося бедолагу. Казалось бы, к чему стремиться пусть и популярному, но уже старому рестлеру? Его жизнь прожита, его время ушло безвозвратно. И все же он бредит славой, как ужратый каратист сортиром. Он считает, что еще не все потеряно, что он может вернуться в высшую лигу. Инфаркт? Какой в пизду инфаркт? Что такое смерть по сравнению с нетленной славой бойца, разбивающего столы об головы противников? За славу можно и побороть боязнь смерти. Нужно лишь упорство...
Суть фильма в том, что герой Рурка между завязкой истории и сколь неизбежной, но столь и предсказуемой развязкой, болтается по жизни с неясной целью. Все его поступки, мысли, слова - суть пьяные, лишенные всякой логики шатания каратиста Саши. Желанное триумфальное возвращение в большой рестлинг после боя со старым противником Аятоллой - тот самый заветный сортир, на пути к которому Микки "Таран" Рурк обязательно должен обосраться.
По идее, данный фильм направлен на то, чтобы вызвать у зрителя некие эмоции по отношению к рестлеру, вероятней всего жалость. Однако, главный герой не вызывает ничего, кроме скуки и, как ни странно, злорадства. Все, что происходит на экране, воспринимается с произнесенной вслух фразой "так тебе и надо, долбоеб". Никакого сочувствия, одно только безразличие. Ведь не может же нормальный человек сопереживать тому, кого выгоняют из дома за неуплату, но кто в этот же вечер находит деньги на приватный танец стриптизерши?
С другой стороны, если на минуту представить, что фильм снят не просто, чтобы срубить немного бабла, затратив на съемки жалкие гроши, а несет в себе некий скрытый "мессадж", который так любят откапывать всякие критики там, где ничего подобного нет, то можно даже сказать, что фильм является своего рода шедевром социальной драмы, открывающим совершенно новый взгляд на освещение социальной проблематики. Как раз то самое безразличие, которое зритель испытывает к главному герою, стало тенденцией нашего времени. Нам плевать на тех, кто не принадлежит нашему кругу общения. Ведь если человек получил, допустим, высшее образование, вряд ли он станет работать грузчиком по собственному желанию. И общаться с грузчиками он тоже не будет. Вероятней всего, такой человек будет всячески избегать общения с пролетариатом, всячески открещиваясь от всех подобных контактов, которые вполне могли быть у него ранее. Слишком уж сильно в нашем обществе желание быть, как все. И если все говорят, что пролетариат – это быдло, мало кто захочет общаться с быдлом. В результате появляется такая прослойка этих "грузчиков", не имеющих образования, постоянной работы и, как следствие, какого-то постоянного круга общения. Обществу на них плевать, как, собственно, и им на общество. Они сами по себе и уже не могут иначе. Они прозябают в нищете и безысходности. И, возможно, именно для того, чтобы на них обратили внимание, и снят этот фильм.
Как итог, фильм далеко не однозначен. При всей своей кажущейся простоте, банальности и унылости, в нем есть некие скрытые грани. А может быть, что нихуя в нем и нет, а я просто пошел по стопам гавнокритиков и напридумывал всякой хуйни, которая там и рядом не валялась. В общем, посмотрите и решите для себя сами.