Название: "Un homme et une femme" «Мужчина и женщина»
Жанр: мелодрама
Страна: Франция
Год: 1966
Режиссер и оператор: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Композитор: Франсис Лэй (Francis Lai)
В главных ролях: Анук Эме (Anouk Aimee), Жан-Луи Трентиньян (Jean-Louis Trintignant)
Награды:
1966 год – главный приз каннского фестиваля "Золотая пальмовая ветвь"
1967 года лауреат премии "Оскар" Американской киноакадемии в категориях: "Лучший сценарист (оригинальный сценарий)" и "Лучший фильм на иностранном языке"
1967 – «Золотой глобус» - Лучшая актриса Анук Эме (Anouk Aimee)
Всё??? Все выговорились? Воображаю, одни твердят – «старьё», другие – «стоит ли говорить об очевидном?», прочие равнодушны – не боевик ведь.
И ладно. Фильму сорок два года, однако, я полагаю, юные падонки его не видели, а посмотреть рекомендую. Причем в одиночестве, желательно в кинотеатре, ибо «нигде я не чувствую себя так одиноко, как в толпе охваченной бурным весельем или столь же бурным горем».
Помнится, смотрел я этот фильм в холодном кинозале со спутницей, такой же юной студенткой, безусловно, блондинкой, ибо по тогдашней простоте своей другой масти не признавал. На финальных кадрах на её восхищенное «Ах, какая любовь! А тебе кто больше понравился, ОН или ОНА?» недовольно брякнул, что более всего мне понравились кадры на длинном фокусе с перспективными искажениями. Ибо тогда увлекался кино и половину учебного времени проводил в институтской киностудии. На следующий день я смылся с занятий, взял «Адмиру Электрик», поскольку на «Конвас» не было обратимой пленки, и к концу третьей пары наснимал кучу кадров с влюбленными у замшелой каменной стены, стариками на лавочке у моря, детьми в парке и рыбаками на молу. К сожалению, наши рыбаки не курили трубок. К вечеру я это дело проявил, утром смонтировал, чем бог послал озвучил, (кажется, вальс Шопена, так как уже тогда знал, что для озвучки годится любая музыка, кроме «Первого концерта» Чайковского и его же «Осени») и опус мой был одобрен хлопцами на студии и девочками на каком то вечере.
На фильм Лелуша был весь спектр рецензий по всему миру, от «неприкрытая реклама Форда» до «гениальное романтичное киноэссе». Говорят о нём и сейчас.
В главных ролях Жан-Луи Трентиньян
и Анук Эмме. Кстати, имена актеров и героев фильма совпадают.
Жан-Луи - испытатель автомобилей, гонщик, чертовски импозантен и хорош собой.
Анна - ассистент режиссера на киностудии, бесспорно красива и, главное, с шармом, тем самым шармом, которого так не хватает этим «гламурным» простушкам.
У Мужчины «очень взрослый сын».
У Женщины «совсем маленькая дочь».
Они не знакомы, хотя их дети учатся в одном пансионате в Довиле. Но однажды Жан-Луи и Анна возвращаются в Париж вместе.
Идет дождь, в его «Мустанге» играет хорошая музыка, а диктор, словно третий, деликатный собеседник в этом авто для двоих.
В советском прокате диктора дублировал Виктор Татарский - после фильма я навсегда запомнил это имя.
У обоих семейная жизнь завершилась трагедией. Его жена покончила с собой, узнав о тяжелейшей аварии на гонках.
Её муж, каскадер, гибнет во время съёмок.
Но это в прошлом, и на следующей неделе Мужчина и Женщина едут в Довиль уже вдвоём. Снова идет дождь и снова завораживает бархатный голос диктора, а дворики монотонно отстукивают секунды.
Бог ты мой, мы все пьянели от любви, мы шли ей навстречу, мы жаждали любви, подчиняясь лишь бессознательному зову внутри себя, мы верили фантому вечной любви.
И счастливы дети, и счастливы Мужчина и Женщина, но висит в воздухе печаль. Она в крике чаек, в монотонном гудке маяка, в тумане над океаном. Печаль сжимает сердце вкрадчивой лапой опыта, а опыт говорит «Всё пройдет».
В следующий уикенд Жан-Луи участвует в гонках.
А она ждет, волнуется и посылает ему телеграмму «Люблю вас. Анна»
Телеграмма находит Мужчину прямо на банкете в Монте-Карло, он садится в Мустанг и летит к ней в Довиль.
Ресторан, вежливый официант, «У вас есть свободный номер?» однако прошлое все еще крепко держит её веревочкой памяти, и погибший муж все ещё жив в её душе. И близкое счастье отступает, она уезжает поездом в Париж.
Но на вокзале он встречает её, ведь от счастья отказаться невозможно.
Ну что, ненавистники Голливуда? Может быть стоит обратиться к классике французского кино? Фильм нетороплив, но атмосфера его завораживает. И музыка, музыка неповторима.
Лелуш снимал этот фильм на последние деньги. Он снял его за три недели. Все три недели лил дождь, цветной пленки не хватило и часть фильма пришлось снимать на черно-белую. Именно два эти момента критики назвали гениальными. Жаль, сейчас подобных фильмов не снимают. Или это я стал другим???
И еще несколько кадров из фильма, любой из них вполне может претендовать на призовое место в фотоконкурсе.
Искренне Ваш, Бенц.