Здрасьте, нахуй!
Я вот думаю: почему мастера кинематографа так редко снимают кино по играм? Оно, конечно, понятно, что игровая лицензия стоит немалых денег, тем более, если игра любима в народе и имеет не одну тысячу фанатов по всему миру. Но, с другой стороны, подобные фильмы, если к процессу съемок подойти с умом, обречены на успех. Ведь, если у игры есть несколько миллионов фанатов по всему миру и по их любимой игре снимают фильм – по-любому, большая часть этих фанатов пойдет смотреть этот фильм, продюсеры отобьют свои кровные денежки, режиссер и актеры получат свои причитающиеся гонорары, фанаты вздрочнут на узнаваемую обстановку, и в итоге все останутся довольны. Однако, киноделы не спешат вкладываться в игроиндустрию, предпочитая снимать кино по оригинальным сценариям, которые, как известно, как драгоценные камни: один отличный сценарий с интересным сюжетом на сотни тонн шлака. А какой масштабности фильм можно было бы сделать из того же самого «Half Life» или «Fallout». Потенциал просто поражает воображение. Но подвижек в эту сторону что-то не очень заметно. Раз или два в год на экраны выходит фильм по игре, да и тот, ввиду малых капиталовложений в него, проходит мимо широкого круга зрителей.
Конечно, есть старые, проверенные временем мастера, которые не гнушаются приложить свою волосатую, когтистую лапищу к шедеврам игростроя, такие как Уве Болл, но и он что-то отошел от дел. Снял в прошлом году экранизацию игры «Dungeon Siege» и успокоился. То ли исчерпал запас доверия у владельцев прав на игры, то ли денег ему больше не дают, настолько талантливым и плодовитым он стал – гонорар, поди, просит баснословный, но одно ясно наверняка: мы его теперь не скоро увидим. Обидно, конечно, что именно ему достались права на съемки фильма по игре «Bloodrayne» и «Alone in the Dark», но ничего не поделать – кто снял, тот снял.
Вообще, на моей памяти только два фильма по игре приобрели статус культовых: это Андерсоновский «Мортал комбат» и его же «Обитель зла». Оба этих фильма для своего времени были сняты просто превосходно. Потом была экранизация «Дума», которая разочаровала целиком и полностью, за исключением финальной сцены «от первого лица». «Сайлент Хилл» порадовал - очень атмосферное кино с интересным сюжетом, не такое пугающее, как игра-прототип, но все же очень и очень интересное. «Хитман» - откровенный порожняк и халтура, который не спасли даже сиськи Ольги Куриленко. И вот совершенно недавно на экраны вышел новый фильм, снятый по игре, который вполне может стать в один ряд с «Обителью зла» и «Смертельной битвой» и может не обрести статус культового, но уж точно стать неплохим средством скоротать вечерок: художественный фильм «Макс Пейн».
Оригинальное название «Max Payne»
Жанр: Нуар-боевик по культовой игре
Режиссер: Джон Мур
В роли Макса Пейна: Марк Уолберг
Сюжет фильма, как это часто бывает у американских сценаристов, ничего общего с прототипом, за исключением главного героя, его мотивации и нескольких стилизованных сцен, не имеет. Под мотивацией я подразумеваю то, что Макс Пейн в кино, равно как и в игре, мстит за сою жену, и все его поступки так или иначе следуют одной цели – отомстить. Однако, не смотря на несоответствия в сценариях игры и фильма, надо отдать должное сценаристу фильма, - ему удалось написать замечательную историю, и фильм, во многом благодаря сценарию, держит в напряжении все полтора часа, в течение которых ведется повествование.
Итак, главный герой фильма – детектив полиции Нью-Йорка по имени Макс Пейн. Три года назад злые мерзкие ублюдки зверски убили его жену и грудного ребенка. И теперь Максом овладела жажда мщения. Он страдает навязчивой идеей найти убийцу своей семьи и как следует вдарить тому табуреткой по кокосам. Мелочные угрозы, шантаж, мордобой и, местами, убийства – все это он с радостью проделывает с теми, кто, по его мнению, причастен к убийству жены. Немного омрачает его существование тот факт, что шлюшка, которая готова была ему отдаться нынешней ночью, на утро найдена расчлененной на куски в грязном гарлемском переулке, и Макс оказывается последним, кто видел ее в живых. Теперь он – главный подозреваемый в убийстве шлюшки, сестра которой, в общем-то, тоже не самая законопослушная гражданка СШП. Теперь Макс вынужден скрываться не только от своих коллег по работе, но и от матерых уголовников-рецидивистов, к числу которых принадлежит сестра невинно-расчлененной шлюшки. Все потому, что сестра шлюшки стремится отомстить Максу. Макс же стремится отомстить за жену. Жена, наверняка, тоже хочет кому-нибудь отомстить, но она уже три года как мертва. Вокруг такой совокупности мести и закручивается сюжет. Максу помогает начальник службы безопасности конторы, в которой работала его жена, тайн слишком много, но одно ясно сразу и наверняка – никто не уйдет обиженным, все получат по делам своим и зло будет повержено.
Такой сюжет кому-то может показаться очень скучным и банальным. В самом деле, историй отмщения семьи главным героем-одиночкой было снято уже немало. Однако, художественное кино «Макс Пейн» скучным никак не назовешь. Во-первых, мутные брожения Макса по мрачному Нью-Йорку разбавлены странными инфернальными видениями второстепенных персонажей. Черные смоляные валькирии, убивающие людей, некисло добавляют адреналина. Фильм снят в стиле «нуар», и снят, надо сказать, очень красиво – постоянно идущий снег, перемежающийся ливневыми дождями, гамма изображения в серо-синих тонах, город, полный отморозков - все это создает непередаваемую мрачную и гнетущую атмосферу. Подобным приемом некогда воспользовался Дэвид Финчер, когда снимал свой мегафильм «Se7en», но если у Финчера акцент сделан на психологическую составляющую без какого-либо экшена в кадре, то «Макс Пейн», помимо интересного сюжета, обладает еще и красивейшими перестрелками, часть из которых, как дань игровому прошлому, сделана в стиле «slo-mo».
Актерский состав никого особо не порадует. Все задействованные актеры, кроме Марка нашего Уолберга, либо малоизвестны, либо уже маловостребованы, как, например Крис О Доннел, однако играют они очень хорошо, в роли вписываются адекватно и в целом не халтурят. Марк Уолберг угрюмо ходит на протяжении всего фильма, в роль вписался очень органично, не переигрывает. Видно, что к процессу съемок он подошел со всей ответственностью. Ходил даже такой слух, что он перед съемками неоднократно прошел игру-прототип, чтобы получше вжиться в роль, но это только слух.
В общем и целом – «Макс Пейн» очень хорошее кино. Снято просто великолепно, сюжет может и не блещет новизной веяний, но и скучать не дает. Тот редкий случай, когда в фильме идеальный баланс всех составляющих – в меру экшена, в меру психологизма, в меру драматизма, даже поклонники мистических фильмов не уйдут обделенными. Фанатам игры смотреть однозначно, не игравшим – по желанию, пелоткам, думаю, фильм не понравится, ввиду полного отсутствия розовых соплей в нем. Моя оценка 8 из 10.