Закончился XXX Международный Московский Кинофестиваль, на котором спецприз фестиваля был вручен, специально прилетевшей для этого, французской актрисе Изабель Юппер. Услышав эту новость и это имя, в памяти тут же возникли образы Патрика Дэвера, Жерара Депрадье, Миу-Миу, Жанны Моро… а все вместе это называлось – фильм «Вальсирующие»!
Снял этот фильм в 1974 году на основе своего же сценария французский режиссер Бертран Блие. Принято считать, что написать этот роман и сценарий будущего фильма он решился под впечатлениями от событий, происходивших в его стране в 1968 году. Можно согласиться с этим, можно не согласиться – дело не в этом. Также нельзя однозначно определить жанр фильма, так как искрометный тонкий юмор, заставляющий тебя смеяться до уссачки, внезапно может смениться оглущающей драматической сценой, что, вероятно, и было одной из задуманных предопределяющих отличительных черт этой картины. Смешав массу разноплановых событий в один ядреный коктейль, авторы фильма предоставили зрителям право самим сделать выбор оправдания или осуждения поступков того или иного героя.
А главными героями (хотя в «Вальсирующих» большинство действующих лиц - главные герои, независимо от того, сколько минут экранного времени они задействованы в фильме) являются два молодых разъебая: грубоватый прямолинейный Жан-Клод (Жерар Депардье) и манерный декаденствующий Пьерро (Патрик Дэвер).
Не найдя и не пытаясь найти себя в жизни, они ведут, бросая вызов буржуазному обществу, аморальный и антиобщественный образ жизни. Угоняют машины, грабят, кого придется – от старых проституток до врачей, ебут все, что шевелится, преступая при этом элементарные законы нравственности, бьют окна в домах опустевшего в не сезон курортного городка (за звоном разбитого стекла слышится «Гребанная Франция!») и в этих же чужих домах ночуют. На определенном этапе в их жизни появляется подружка Мари-Анж (Миу-Миу), которую друзья без всяких предубеждений делят на двоих, более того, подкладывают ее под других мужчин.
Пытаясь оправдаться перед самими собой, они заботятся о старой больной женщине Жанн (Жанна Моро), только вышедшей из тюрьмы. Купив ей дорогую одежду, посещая с ней первоклассные рестораны и устраивая еблю втроем в номере шикарного отеля, они загоняют ее в тупик. Понимая абсурдность и скоротечность происходящего, она покончила с собой. Ближе к концу фильма дефлорируют юную Жаклин, сыгранную Изабель Юппер.
Поколение молодых французов начала 70-х, свобода нравов и прочая сексуальная революция. В фильме очень много параллелей, сравнений, ассоциаций. Впечатления от просмотра могут быть от крайне восторженных до самых негативных, но, по-моему, это только подчеркивает его шедевральность. Плюс к этому блистательная игра актеров…
В последних кадрах фильма зритель видит «Ситроен» мчащийся по горному серпантину, за его рулем Депардье, рядом с ним Дэвер, а сзади между ними – Миу-Миу. И закадровый голос озвучивает мысль Депардье: «Мы молоды, мы свободны, у нас есть деньги, мы едем к морю и можем трахаться, когда захотим».
Упадет ли автомобиль в пропасть за следующим поворотом или нет, зритель решает для себя сам…
КОНЕЦ ФИЛЬМА.
P.S.
Исполнитель роли Пьерро актер Патрик Дэвер 16 июля 1982 года застрелился. Ему было 35 лет.
P.P.S.
Фотографии, использованные в материале, были взяты из открытых Интернет-ресурсов.